О проекторах Sony VPL-VW870ES, VPL-VW570ES, VPL-VW270ES и стандарте «IMAX Enhanced»

Недавно я писал про новейшие проекторы JVC и пришло время сказать пару слов и про Sony, которая (повторим это в тысячный раз) сыскала себе репутацию именно как производитель домашних проекторов топового ценового сегмента с настоящей 4K матрицей (4096 x 2160). Точнее матрицами, поскольку технология SXRD — трехматричная.

Последняя новость состоит в том, что ряд новейших проекторов (и телевизоров) Sony  получили сертификаты "IMAX Enhanced". Среди прошедших сертификацию моделей — новые 4K проекторы Sony VPL-VW870ES  (VW995ES в США), VPL-VW570ES (VW695ES в США) и  VPL-VW270ES (VW295ES в США). Да-да — пока у нас «в Европах» вы можете приобрести только VW270ES, продвинутые американцы уже поставили себе новейший VW295ES! 

Что же это за программа сертификации IMAX и чем она отличается от той же THX, традиционно определяющий стандарт качества аудиовизуальных систем в домашнем кинотеатре (и даже самого помещения)?

Стандарт разработан совместно специалистами компаний IMAX и DTS. Sony Pictures и Paramount уже подписались на производство соответствующего контента под стандарт "IMAX Enhanced". Контент будет выходить как на 4K Ultra HD Blu-Ray дисках, так и на различных платформах доставки потокового контента. Новый стандарт привнесет некое единообразие в процесс производства и мастеринга контента для домашнего кинотеатра, в особенности — если при съемке использовались камеры IMAX. Задача — оптимальное отображение контента на 4K дисплеях с повышенной яркостью и большими диагоналями. Говоря о диагонали (и высокой яркости) домашних устройств, технологии IMAX должны здесь помочь существенно снизить уровень цифрового шума, поскольку компания использует нечто подобное в своих кинотеарах с их огромными диагоналями.


Один из первых IMAX ENHANCED дисков

Но это далеко не все. Как известно, формат кадра IMAX предполагает другое соотношение сторон, нежели тот широкий формат, который можно увидеть в обычном коммерческом кинотеатре — формат IMAX более вытянут по вертикали (близко к 4:3). Так вот, сегодня в моду вошло на Ultra HD Blu-ray релизах, а именно на сценах, снятых на камеры IMAX, использовать всю поверхность экрана формата 16:9, тогда как на всех остальных сценах соотношение сторон может оставаться широкоформатным — добавляются полосы в нижней и верхней частях экрана (леттербоксинг).

Это задало новый тренд — в обзорах таких 4K Ultra HD дисков вы обнаружите, что на IMAX-сцены обращают особое внимание, поскольку, как правило, в этом формате снимают все «самое вкусное». И эти IMAX-сцены «ненавязчиво так» выделяются другим соотношением сторон. Все это как бы подводит нас к идее, что кому, как не инженерам IMAX, знать о том, как именно это должно выглядеть в домашнем кинотеатре. Хотите более высокую четкость, меньше шумов, правильный HDR-эффект и наилучшую передачу формата IMAX — смотрите на одобренном IMAX оборудовании.

«Обычный трейлер» против IMAX трейлера

 

Что касается соотношения сторон — мы привыкли, что киноконтент изначально широкоформатный, а при отображении на телевизорах его традиционно обрезали по бокам. В случае с IMAX, съемка изначально производилась в более вытянутом по вертикали формате — таким образом часть изображения обрезается, чтобы вписаться в широкоформатный экран «обычного» кинотеатра, а вот IMAX Enhanced контент позволит отобразить на вашем экране формата 16:9 эти сцены ближе к их оригинальному виду (как они были сняты, до обрезки). Если разрешит режиссер, конечно, поскольку это уже получается другая версия фильма. Как же все сложно в этих Голливудах!

Теперь вернемся к вышеупомянутым моделям проекторов, которые были впервые показаны на прошедшей в сентябре выставке IFA 2018 в Берлине. Все модели поддерживают HDMI с пропускной способностью 18 Gbps (Гигабит в секунду) и отображение 4K в формате 60 кадров в секунду с 10-битным цветом. В сочетание с функцией снижения задержки вывода (lag reduction feature) это делает данные проекторы привлекательными для геймеров, желающих насладиться игрой в 4K/HDR режиме (насколько мала задержка — придется смотреть в различных обзорах — кто-то говорит о 27 миллисекундах в 4K).

Sony VPL-VW870ES

sliderslidersliderslider

Флагманский 4K SXRD проектор с лазерным источником света (20 000 часов), оснащенный стеклянным объективом из 18 элементов под обозначением ARC-F (All Range Crisp Focus) — заявляется превосходно четкая фокусировка в каждом уголке изображения (в т.ч. идеальное сведения основных цветов — красного, синего и зеленого) при сохранении довольно компактных габаритов корпуса — 560 x 223 x 496 мм (ШxВxГ) при весе 22 кг. Конечно, если сравнивать с JVC DLA-Z1 с его 37 кг, то это будет заметно более компактный аппарат.

Проектор также оборудован функцией «Digital Focus Optimizer», которая, по заявлениям производителя, позволяет компенсировать возможное постепенное снижение характеристик объектива… цифровым способом.

Динамическая контрастность заявлена на уровне ∞:1, поскольку лазер умеет выключаться на темных сценах. У проектора также имеется независимая диафрагма, которая также может работать в автоматическом режиме, совместно с лазером, либо может быть настроена вручную для общего снижения яркости. В общем, тему контрастности в спецификациях решили не поднимать, как неактуальную — просто заявляется, что черный цвет превосходен — в том числе благодаря улучшенному отражающему слою SXRD панелей.

Среди прочих возможностей проектора:

  • Цветовая яркость 2200 лм
  • MotionFlow — «уплавняет» движения в 4K, либо режим «True Cinema», позволяющий смотреть кино в 24 fps
  • 9 цветовых режимов просмотра
  • Моторизованное управление объективом и память настроек объектива
  • Стандарты HDR — HDR10 и HLG (Hybrid Log-Gamma)
  • Расширенное цветовое пространство (технология Triluminous)
  • Технология Super-resolution Reality Creation — разрабатываемый на протяжении многих лет алгоритм апскейлинга Blu-ray и DVD (так заявляется) до 4K

 

VPL-VW570ES

slidersliderslidersliderslider

Этажом ниже. Это уже ламповая модель — 280 Ватт более, чем достаточно для заявленной яркости в 1800 люмен. Ресурс лампы — 6000 часов в режиме низкой мощности. Заявляется динамическая контрастность 350,000:1. Габариты проектора чуть поменьше - 496 x 205 x 464 мм при весе 14 кг. Объектив — не ARC-F. В остальном же должно быть более-менее идентично вышеупомянутому флагману.

VPL-VW270ES

Проектор «начального уровня» в том же корпусе, что и VW570ES. Лампа 225 Ватт. Цветовая яркость 1500 люмен. Ресурс — 6000 часов в режиме низкой мощности. В остальном должно быть практически все то же самое.

Гибкость установки

У всех моделей неплохой диапазон сдвига объектива — примерно ± 80% по вертикали и ± 31% по горизонтали. 

У VPL-VW870ES заявляется поддержка аж двух моделей объектива — стандартный имеет отношение расстояния до экрана к ширине изображения 1,27 — 2,73:1 (зум 2,15:1). При установке короткофокусного объектива получается примерно 0,8:1 — 1:1. Диапазон сдвига при этом уменьшается.

У VW270ES и VW570ES заявляется зум 2,06:1.

В итоге

Удивляться разрешению 4K у топовых проекторов Sony мы перестали уже очень давно, а причин для революционного прорыва по таким характеристикам, как контрастность, также не ожидается. Так что изменения в плане характеристик довольно умеренные. Зато сегодня, наконец, настало время зрелости 4K, и производители контента и видеооборудования дают нам возможность всем этим наслаждаться и получать от 4K Ultra HD все преимущества, которые формат может нам дать — будь то киноконтент или видеоигры.

Перечисленные проекторы поступают (поступили) в продажу в октябре-ноябре 2018. Цена на младшую модель из трех — в районе 5000 Евро; VW570ES обойдется примерно в 8000 Евро, а флагманский Sony VPL-VW870ES будет стоить все 25000 Евро.

P.S. Только что мне на почту свалилось письмо от сайта Change.org — предлагают подписать вот эту петицию: в ней разгневанные видеофилы требуют от компании Уолта Диснея немедленно выпустить весь отснятый в IMAX формате контент в необрезанном виде. Вот это я называю иронией!

 

 

Нет комментариев