Типы и классы проекторов

Пожалуй, ничто так не сбивает с толку, как первые попытки разобраться в типах и классах проекторов. Выбирая проектор, мы часто натыкаемся на модели, относятся к совершенно другому классу устройств и предназначенные для задач, отличных от того, что нужно нам. Мне тоже приходится снова и снова думать на эту тему чтобы правильно организовать сайт. С одной стороны, нужно сделать так, чтобы посетители не натыкались на информацию об оборудовании, которое им заведомо не интересно. С другой стороны не хочется создавать лишние барьеры тем, кто находится в поиске и пока сам не знает, чего именно он ищет.

Деление проекторов на типы можно осуществлять по ряду признаков, например по разрешению — например «Full HD-проектор и XGA-проектор», но это не отражает основополагающих различий между моделями. По моему опыту, деление проекторов на типы следует начинать с базового «шасси», к которому потом уже «припаивают» различные разъемы и модули, на которое  устанавливают матрицы с различным разрешением и т.п. В общем, предлагаю выделить следующие типы проекторов (пишите, если считаете, что этот список неполон).

Стандартный офисный проектор. Он же «универсальный», он же «мобильный». При использовании в качестве источника света обычной ртутной лампы, такой проектор дает 3000-3500 люмен света, весит в среднем 2,6 кг, ширина корпуса составляет около 30 см.

Такой проектор может использоваться когда включена половина стандартного офисного освещения, его можно брать с собой на выездные мероприятия, либо устанавливать стационарно на потолочном креплении. В темноте проектор может использоваться, но для нее не предназначен, и в темноте следует ожидать приподнятый уровень черного (невысокая контрастность). Если такой проектор позиционируется как «проектор для образования», то, возможно, у него есть какие-то доп. опции, например разъем для микрофона, однако база та же самая. Данный класс проекторов является наиболее доступным и обладает хорошим сочетанием цены, мобильности, надежности и характеристик.

Настольный офисный проектор. Это яркие проекторы — 4000-5000 люмен с шириной корпуса ближе к 40 см и массой ближе к 5 кг. Увеличение размера происходит исключительно в связи с увеличением яркости. Такие проекторы подходят для помещений большего размера, чем классы и переговорные комнаты.

Следует помнить, что увеличение яркости проектора в 2 раза соответствует увеличению в 2 раза площади экрана, но не ширины или высоты изображения. Увеличение яркости также способствует увеличению качества изображения в освещенных помещениях, либо позволяет использовать проектор в экорежиме, снижая уровень шума и продлевая ресурс источника света.

Инсталляционные проекторы начального уровня. Это здоровые и дорогие проекторы, обычно на базе лазерного источника света, которые собраны с повышенными требованиями к надежности и с учетом возможности непрерывного использования. Обычно (но не всегда) такие проекторы обладают съемными объективами, что позволяет подобрать оптику под требуемое расстояние проецирования. Большие размеры корпуса позволяют также сделать систему охлаждения более тихой.

Граница между данным классом и категорией настольных проекторов может быть весьма размытой. Зачастую особенностью инсталляционных проекторов является функция сдвига объектива с большим диапазоном и очень большой диапазон оптического масштабирования — дополнительная гибкость бывает очень кстати когда компания содержит парк проекторов и использует их в различных инсталляциях, да и просто исправить ошибку в расчетах места расположения проектора в случае с большим размером корпуса становится сложнее.

Инсталляционные проекторы. Пожалуй, «самые настоящие» инсталляционные проекторы начинаются от 7 000 люмен и идут в сторону потолка вплоть до 60 000 люмен.

Эти устройства относятся к категории профессионального сценического и светового оборудования, они тяжелые и могут обладать внешними модулями охлаждения. Разброс габаритов очень большой. К примеру, Barco XDL-4K60 (60 000 лм) весит 235 кг, плюс 2 блока охлаждения по 115 кг. Длина корпуса при этом до 1,5 метров. При этом не раз мной упоминаемый Epson EB-L1755U (15 000 лм) весит 24 кг при ширине корпуса 59 см и глубине 49 см.

Поскольку инсталляционные проекторы часто используются в сложных световых шоу, заказчик может предъявлять особые требования к разъемам и способам дистанционного управления проектором, а также возможностям коррекции геометрии изображения и сшивки изображений с нескольких проекторов.

В связи с высокой ценой этих устройств, в них можно встретить различные дорогие технологии, недоступные «простым смертным» (трехматричная DLP, реальный цветовой охват BT.2020 и пр.).

Проекторы для домашнего кинотеатра. Как и инсталляционные проекторы, эти модели обычно крупнее и обычно значительно дороже универсальных офисных проекторов, но не из-за требований к высокой яркости. Наоборот, яркость этих устройств может быть ограничена 1500-ми люменов при больших габаритах.

Данный тип проекторов должен обладать существенно более высокой контрастностью, чем офисные, большой корпус также предполагает возможность снизить уровень шума. Высокая контрастность, сохраняясь на всех участках прохождения света внутри проектора (оптический тракт, матрицы, объектив), должна обеспечить пользователю превосходную глубину черного цвета. Правда, насладиться ею можно лишь в той степени, в которой вы можете затемнить помещение. Безусловно, такие проекторы должны поддерживать самые современные форматы входного сигнала.

С распространением стандартов Ultra HD и, если конкретнее, HDR, проекторы для домашнего кинотеатра оказались вынуждены начать выходить из зоны комфорта и обеспечивать более высокую яркость, чем требуется для обычного Full-HD/Blu-Ray-контента.

Домашние проекторы для гостиной и «для домашних развлечений»

Это очень размытая категория и в нее попадают все домашние проекторы, не созданные с явным акцентом на миниатюрность. Давайте рассмотрим крайние варианты. Первый вариант — это когда дорогой проектор топового уровня с превосходной контрастностью идет в двух вариантах: в черном и белом корпусе, и белый вариант чуть-чуть менее контрастный и чуть-чуть поярче. Очевидно, белый корпус предназначен для помещения с белым потолком. Американцы шутят, что в помещении с белым потолком, в отличии от «пещеры» домашнего кинотеатра, может даже существовать… жена. Так что «в лучших домах Парижа» проектор для гостиной будет всего лишь вариантом проектора для домашнего кинотеатра, но с гарантией, что такой проектор может обеспечить 2000-3000 люмен.

Давайте теперь зайдем с менее дорогой стороны. Если рассмотреть проекторы за $1500-$2000, то мы получим множество моделей с неидеальным черным, но зачастую с какой-никакой поддержкой 4K и прочими продвинутыми возможностями, такими как расширенный цветовой охват. Никто не помешает вам использовать эти проекторы в полной темноте, но при работе в условиях неполного затемнения (белый потолок, немного света просачивается через жалюзи или шторы) разница по контрастности с более дорогими проекторами может сойти на нет. При наличии точной цветопередачи и адекватной яркости такой проектор будет создавать превосходный эффект погружения.

У проекторов этого класса могут иметься отдельные качества более дорогих «элитных» моделей, либо даже все качества, но при более низкой контрастности. К примеру, увеличенный размер корпуса, более тихая система охлаждения, стеклянная оптика, сдвиг объектива для простой установки без потери четкости, расширенный цветовой охват.

В отличие от проекторов для домашнего кинотеатра, проекторы для гостиной могут обладать встроенной звуковой системой, причем значительно более качественной, чем у обычных офисных проекторов. 

Наконец, если производитель добавит проектору «smart-функционал», такой как встроенная ОС Android, либо просто встроенный медиаплеер для воспроизведения видео с USB-носителей, то никто не будет возражать.

Игровые проекторы. Проекторы — довольно консервативные устройства. Чтобы уверенно играть на проекторе, нужно следующее сочетание факторов: низкая задержка (быстрый отклик), довольно высокая яркость, разрешение Full HD и правильная настройка гамма-коррекции (влияет на различимость объектов в тенях). Влияет ли «эффект радуги» на игровой процесс — вопрос открытый.

Требования к игровому проектору идентичны требованиям к проектору для гостиной, но с особым вниманием к скорости отклика. 

Бюджетные домашние проекторы. См. «стандартный офисный проектор».

Справедливости ради скажу, что в наше время корпус могут заменить и добавить проектору пару дополнительных функций.

В случае с DLP-проекторами существует вот какой выбор: если у проектора цветовое колесо имеет конфигурацию «RGBRGB», то у него снижена максимальная яркость, существенно снижена заметность «эффекта радуги», но увеличена яркость в самом точном режиме цветопередачи.

Если у DLP-проектора другой тип колеса, то он близок к офисному DLP-проектору и дает большую максимальную яркость с правильным балансом белого (нет выраженного нежелательного зеленого оттенка), но на максимальной яркости будут заметные неточности по цветам (обычно — недостаток яркости).

3LCD-проекторы лучше в плане отображения цветов на большой яркости, не имеют «эффекта радуги», но обычно менее контрастны. Впрочем последнее время ситуация с контрастностью заметно выправилась и теперь уже надо сравнивать конкретные модели.

Замена ТВ. Проектор-заменитель телевизора способен показать Дмитрия Киселева даже при большой засветке, после чего вы зовете друзей смотреть футбол и играть в «Мир Танков», забывая при этом выключить свет, потому что проектор оказался достаточно ярким. Это снова напоминает нам об офисных проекторах, ибо их задача как раз — работать при засветке. Все, что полезно офисному проектору, полезно и «заменителю телевизора»: высокая яркость, возможность переносить с места на место. Правда, возможно, вам не потребуется микрофонный вход или VGA-выход :).

Если вы живете в США и вам лень закрывать жалюзи, а за окном полдень и +40 градусов, то вам продадут инсталляционный проектор на 5000 люмен в качестве «замены телевизору».

Интересными вариантами замены телевизора являются яркие лазерные короткофокусные проекторы, такие как Epson EH-LS100. Лазерный источник света позволяет расточительно использовать ресурс, включение/выключение — мгновенные, яркость высокая, проектор располагается вплотную к экрану и очень тяжелый.

Бюджетный домашний кинотеатр? Мало бюджетных проекторов сознательно пошли в сторону снижения яркости для достижения глубины черного, при этом лишая проектора возможности выступать в категории ярких проекторов для гостиных. В старину в этой роли выступал Epson EH-TW3200, сегодня можно назвать, к примеру, BenQ W1050.

Если вы берете проектор для домашнего кинотеатра, то попытайтесь добиться реальной разницы по уровню контрастности с офисными проекторами того же производителя. Яркий пример — Epson EH-TW5650 (впрочем, он также очень яркий). 

Где-то в 2014 году BenQ выпустила проектор W1070, который в числе прочего обладал очень высокой для бюджетного сегмента контрастностью. Логика подсказывает, что эта планка была давно преодолена… но нет — скорее произошел откат обратно. Если точнее, то, по моему опыту, тот же уровень контрастности доступен для моделей с той же ценой, и без 4K-улучшения (XPR). Сочетание XPR и контрастности более 1000:1 в точном режиме вы вряд ли найдете у проектора до $1500.

Короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы. 

Возможность разместить проектор перед зрителями, развернув большое изображение — это хорошо. Представьте: перед вами на кофейном столике стоит проектор и дает диагональ 100-130 дюймов. Это значит, что отношение расстояния к ширине у него 1:1 или менее. Это называется проекционным отношением, а такой проектор будет называться короткофокусным.

Ультракороткофокусным предлагаю называть проекторы с отношением от 0,5:1 до 0,2:1. Такие располагаются практически вплотную к экрану. 

Если это проектор обычных габаритов, то короткофокусность дает простоту и гибкость установки. Ультракороткофокусные проекторы чаще бывают стационарными и большими. 

Если речь идет о проекторах для бизнеса (образования), то короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы, будучи установлены стационарно над экраном, позволяют докладчику не отбрасывать тень на экран, даже если тот стоит прямо перед экраном. Это, в свою очередь, является обязательным параметром для интерактивных проекторов, поскольку при взаимодействии с изображением не должно быть теней.

Короткофокусный проектор часто выделяется своим большим объективом, похожим на рыбий глаз. Для УКФ-проекторов оптимальная конфигурация — когда объектив светит не вперед на экран, а назад, и, отражаясь от зеркала, свет поворачивает обратно на экран.

В случае с инсталляционными проекторами, УКФ-объектив также перенаправляет свет в обратную сторону, так что проектор устанавливается «задом наперед».

Тем не менее, сложно что-то однозначно сказать про габариты короткофокусных проекторов, поскольку короткофокусный объектив может быть установлен производителем на любую базу.

3D-проекторы

Если начинать с бюджетных сегментов и обычных офисных проекторов, то практически все DLP-проекторы обладают поддержкой активных 3D-очков, которые синхронизуются с помощью технологии DLP Link с помощью светового сигнала.

Некоторые проекторы имеют VESA-порт для внешнего передатчика радиочастотных (RF-) очков.

Домашние 3LCD-проекторы, кроме самых бюджетных, поддерживают 3D-режим, используются радиочастотную технологию. Вообще говоря, 3LCD-проекторы обладают довольно яркими режимами с приличной цветопередачей, что позволяет компенсировать неизбежную потерю яркости в 3D-режиме, что является преимуществом в условиях ограниченного бюджета. 

Для домашнего проектора в свое время своеобразным водоразделом была поддержка HDMI 1.4, которая позволяла отображать 3D в разрешении 1080p, в том числе 3D Blu-Ray-диски.

Тем не менее, при просмотре 3D-презентаций для более широкой аудитории удобнее использовать пассивные 3D-системы на основе поляризационной технологии. В этом случае создается два изображения, обладающие различной поляризацией света. Таким образом, проектор должен иметь возможность разделить потоки света, чтобы обеспечить различныю поляризацию — это делается с помощью специальных сложных насадок на объектив, либо путем спаривания (стекования) двух проекторов.

Использование поляризационной технологии предполагает применение особого типа экрана, хотя дешевые пассивные 3D-очки позволяют неплохо экономить.

Проекторы для музеев, цифровой рекламы и маппинга

Если взять в качестве примера выставку «Россия — Моя История», то оказалось, что в музее вполне можно использовать обычные офисные проекторы. На самом деле все зависит от размера изображения и уровня засветки в помещении. Но этот вариант подходит скорее для ситуации, когда применение проекции является массовым. Если же у вас есть всего несколько довольно больших экранов, то желательно использовать инсталляционные проекторы с яркостью от 5000 люмен. Яркость обеспечивает изображению высокую контрастность в освещенном помещении, а контрастность очень важна для того, чтобы материал произвел впечатление.

Часто можно увидеть, как в музеях используется сшивка нескольких изображений, что наилучшим образом реализуется именно у инсталляционных проекторов. При необходимости использовать проецирование на искривленные поверхности, профессиональные инсталляционный проекторы также обеспечат более продвинутые возможности по настройке изображения. Сменные объективы позволят использовать единый парк проекторов на новых мероприятиях в новых помещениях. Следует также рассмотреть всевозможные вопросы, связанные с управлением и подключением проекторов. К примеру, часто требуется возможность управлять сразу десятками проекторов по сети — хотя бы чтобы их оперативно выключить на ночь.

От инсталляционных проекторов ожидается большая надежность и возможность работы в режиме 24/7, а лазерный источник света дает не только возможность обойтись без обслуживания на протяжении более долгого периода времени, но и возможность установки проектора под любым углом, и это часто требуется в музейные экспозициях и маппинге.

Отдельно стоит отметить проекторы для планетариев. Речь может идти о специальном типе сменных объективов для проекции на купол для инсталляционных проекторов, но некоторые компании специализируются на создании оборудования и программного обеспечения для планетариев.

Проекторы (прожекторы) точечной подсветки 

Частным случаем проекторов для рекламы и музеев являестя, например, проецирование на столы, подсветка небольших экспонатов или товаров на витрине. Хотя для этой задачи можно использовать любой лазерный проектор, существуют модели, заточенные под эти задачи, такие как Epson LightScene EV-100 и Panasonic PT-JX200. Эти проекторы удобно монтировать с наклоном в любую сторону, а внешний вид лучше гармонирует с любым интерьером, включая кафе и рестораны.

LED-проекторы и мини-проекторы

Использование светодиодов в качестве источника света позволяет добиться большей портативности проектора, чем могут предложить традиционные лампы и меньшей стоимости, чем у лазерных проекторов. Светодиодные проекторы не всегда сверхпортативны — существуют модели для дома, сравнимые по габаритам и весом с обычными универсальными проекторами.

Тем не менее, от компактных светодиодных проекторов следует ожидать сравнительно низкой яркости, которая в большинстве случаев будет существенно ниже заявленной (такова традиция). 

Традиционным направлением в создании LED-проекторов являются сверхкомпактные модели с яркостью в адекватном режиме цветопередачи до 400 люмен. Эти проекторы чаще других оборудуются встроенным Android Или другой системой, либо встроенным медиаплеером.

Наличие «умных» возможностей делает крайне желательным наличие встроенной возможности подключения по Wi-Fi и наличие USB-разъемов для подключения внешних жестких дисков или питания приобретаемых отдельно HDMI-модулей (беспроводной HDMI, модули со «смарт-функционалом» типа Chromecast и пр.)

 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.