Обзор компактного лазерного проектора Epson EF-100B

Этот обзор посвящен компактному лазерному проектору Epson EF-100B. Стоит отметить, что обозначение «EF» используется в модельном ряду Epson впервые и однозначно говорит нам о том, что EF-100 – это первый представитель совершенно нового семейства проекторов. Производитель говорит о нем, как о самом компактном проекторе на базе технологии 3LCD. Последние годы компания Epson активно развивала направление ярких (не менее 4000) и довольно массивных лазерных проекторов. И вот, у меня в руках представитель совершенно нового направления: ширина корпуса 21 см, заявляемая яркость 2000 люмен… Казалось бы, EF-100 можно причислить к группе более ярких домашних LED-проекторов с заявляемой яркостью 1500-2000 люмен. Но это – лишь на первый взгляд.

Забегая вперед, скажу, что Epson удалось создать компактный лазерный источник света, который обеспечил в наиболее точном режиме цветопередачи 1845 (ANSI) люмен, максимальная же яркость составляет 2446 люмен. Похоже на рекорд, господа – аналогичные по размеру светодиодные проекторы могут также заявлять о максимальной яркости 2000 люмен, иногда маркируя это пояснением, что речь идет не об обычных люменах, а о «специальных LED-люменах». Увы, их яркость в точных режимах порой оказывается менее 400 люмен, поэтому Epson EF-100B сильнейшим образом выделяется на их фоне тем, что действительно позволяет побороть внешнюю засветку, тем самым воплощая идеальный образ LED-проектора, компактного устройства, которое можно кинуть в любой угол и получить большое, красочное изображение даже в освещенной комнате.

И все же, перед нами пока лишь модель с разрешением HD (WXGA, 1280x800). Очевидно, что следующим (и, возможно, не последним) шагом будет устройство с разрешением 1080p (Full HD). Таким образом, Epson EF-100 предназначен скорее не для киноманов, а для повседневного использования для просмотра сериалов, видеоигр и Youtube.

Одним из вероятных источников сигнала будут различные медиаплееры и устройства для беспроводной передачи изображения со смартфонов и ПК (например, по Miracast). Производитель рекомендует использовать HDMI-донглы формата, как у Amazon Fire TV Stick или Roku Streaming Stick, которые можно разместить в специальном отсеке на задней панели. Прикрыв панель специальной крышкой, мы забываем об их существовании и Epson EF-100 превращается в «беспроводной проектор». Питание для этих модулей также предусмотрено – для этого имеется шнур с microUSB-разъемом. Это позволяет пользователю оснастить проектор именно тем «Smart-функционалом», который нужен дома или на работе.

slidersliderslider

В ходе тестирования я подключал к проектору модуль беспроводной передачи изображения через Miracast, XIAOMI HAGiBiS HABH1901 (длина без HDMI-штекера 7,5 см, ширина 3,2 см, глубина 0,9 см). Он вполне себе уместился во внутреннем отсеке, но это нельзя брать за правило – даже чуть более широкие модули уже могут вынудить пользователя снять заднюю крышку.

При подключении более крупногабаритных медиаплееров, компьютера или других источников по HDMI, задняя панель также позволяет сделать проектор эстетически привлекательным – шнур выходит вбок и выглядит, как впаянный в проектор. Там же расположен разъем для шнура питания, скрытый разъем для наушников (3,5мм миниджек), и даже теплый воздух выходит с этой же стороны, что очень разумно – шнуры в любом случае немного отодвигают корпус от ближайшей поверхности, обеспечивая пространство для циркуляции воздуха. Противоположный бок при этом совершенно гладкий, ну а освободившаяся задняя панель с ее небольшими ножками позволяет устанавливать проектор вертикально и проецировать на потолок.

fancy

Epson EF-100 существует в двух вариантах расцветки: Epson EF-100B (черный) и Epson EF-100W (белый). Проектор выглядит стильно. Белый вариант, судя по имеющимся изображениям, выглядит, как продвинутый гаджет и будет отлично смотреться в современной гостиной.

fancy

Черный вариант выглядит солидно и «винтажно» и совершенно не похож на другие модели проекторов Epson. Передняя панель отдаленно напоминает то ли старое радио, то ли радиатор ретро-автомобиля 70-х, хотя это лишь аккуратная отсылка, — внешний вид корпуса Epson EF-100B, прямоугольный, с защищенным от пыли прозрачной пластиной объективом, очень напоминает некоторые модели ярких лазерных проекторов. И, на мой взгляд, это правильно – сообщить внешним видом, что перед нами скорее «лазерное орудие» в довольно компактном корпусе, а не какая-то игрушка.

fancy

Очень интересно смотрится медная обводка периметра передней панели. Верхняя и боковые  поверхности имеет рельефную текстуру, напоминающую кожу – смотрится стильно и хорошо защищает от царапин и отпечатков пальцев.

На верхней панели расположен минимальный набор кнопок  – включение, регулировка уровня звука и горизонтального угла наклона (коррекция трапеции). С большой долей вероятности при установке вы захотите расположить проектор под вертикальным наклоном к экрану, для чего потребуется высвободить расположенную под передней панелью центральную ножку, нажав на кнопку (все как обычно). Создающееся при вертикальном наклоне трапецеидальное искажение геометрии корректируется автоматически. Можно также корректировать геометрию вручную, меняя положение угловых точек.

Поскольку набор встроенных в верхнюю панель регулировок минималистичен, весь контроль осуществляется с пульта, причем для данной модели изготовили совершенно новый пульт черного цвета – плоский, аккуратный и не перегруженный функциями.

При установке проектора, расстояние до экрана примерно равно ширине изображения (отношение проекции близко к 1), что позволяет считать Epson EF-100B короткофокусным или «довольно короткофокусным». Изображение диагональю 100 дюймов он проецирует примерно с 2,25 метров (формат 16:10) и 2,32 метров (формат 16:9). Для диагонали 80 дюймов это будет и 1,81м и 1,86м.

fancy

Автокоррекция изображения по вертикали срабатывает автоматически при увеличении угла наклона, правильно ведет себя при переходе со стены на потолок. Впрочем, наилучшую резкость вы получите, если не станете использовать цифровую коррекцию и установите проектор ровно – центр объектива чуть выше нижнего края изображения. В меню настроек изображения имеется регулировка «резкости». Она не бесполезна и позволяет неплохо улучшить воспринимаемую четкость границ объектов, и даже повысить читаемость текста, если вы отправляете на проектор сигнал в формате Full HD (например при дублировании экрана). При работе с текстом или интерфейсом Windows вы, возможно, предпочтете не использовать улучшение резкости, поскольку вокруг и без этого резких очертаний может появиться окантовка. Кстати, в данный момент я как раз набираю текст шрифтом Calibri размера 11 при разрешении Full HD — никаких проблем с дублированием экрана на проектор не наблюдается. Текст хорошо читается даже несмотря на меньшее разрешение. Впрочем, сигнал в разрешении 4K на Epson EF-100B мне отправить уже не удалось.

Звук

При первом запуске проектора на экране отображается экран приветствия с очень краткими инструкциями о возможностях устройства, из которых я узнал, что можно попасть в меню Bluetooth, удерживая нажатой кнопку «меню» на пульте. Я сразу проверил возможность подключения к внешней Bluetooth-колонке – все работает. Впрочем, меня также удивил встроенный динамик – звучание весьма солидное, средние частоты чистые, но, что естественно, басов ожидать не следует. На общем фоне звучание производит хорошее впечатление и позволяет без проблем воспроизводить музыку самых разнообразных стилей, хотя по сравнению с внешней акустической системой вы обнаружите сильный дисбаланс различных частот, а при неудачном попадании – еще и легкое дребезжание. Можно выбрать один из четырех режимов звучания: «Стандарт», «Голос», «Музыка», «Видео». Это дело вкуса – я предпочитал режим «Видео» для музыки.

fancy

В целом, меню проектора подверглось упрощению по сравнению с многими другими моделями Epson. Для доступа к наиболее востребованным настройкам достаточно двух вкладок – «Изображение» и «Настройки». В «настройках» сгруппированы самые разнообразные стандартные для проекторов опции, перечислять которые было бы слишком скучно. К примеру, если вы захотите отключить автоматическую коррекцию наклона, то вам туда.

Поговорим о более интересном.

Меню «Изображение»

Прежде всего у Epson EF-100B бросается в глаза возможность плавной регулировки светового потока от 50% до 100%. Режим 50% аналогичен экорежиму у ламповых проекторов, — в нем расчетный ресурс источника света составляет 20000 часов (и проектор работает чуть тише), тогда как на максимальной мощности – 12000 часов, что в разы превосходит ресурс ламповых проекторов. Просто для примера, если каждый день смотреть проектор по 5 часов, то за год нарабатывается всего 1825 часов. 12000 часов должно хватить на 6-7 лет, в связи с чем теоретически полностью снимается беспокойство по поводу замены ламп, делая Epson EF-100B устройством, по простоте близким к телевизору. Особенно – если учесть его практически мгновенное включение и выключение. В определенном смысле данный аппарат является родственником Epson LS-100.

Возможность гибкой настройки светового потока очень ценна при изменении условий освещения. Выключив свет и снизив световой поток проектора до 50%, вы также делаете черный цвет более глубоким. Это не следует путать с регулировкой параметра изображения «Контраст», убавив которую, мы снижаем максимальную яркость, но никак не влияем на уровень черного (яркость источника света не изменилась). Иногда вы захотите выставить световой поток по своему вкусу в зависимости от контента – скажем, 75%. Такая возможность отсутствует у ламповых проекторов, ограниченных выбором между двумя режимами — «эко» и «макс. мощность».

Далее по важности – выбор режима цвета. Самый правильный режим – «Нейтральный», который  может быть использован для любых задач и при любом освещении. Тем не менее, изначально цветовая палитра проектора отличается от стандартной палитры sRGB/Rec.709. В «правильном» режиме «Нейтральный» обрезаются цвета, выходящие за пределы стандарта, тогда как в режиме «Кино» мы сохраняем все оттенки, которые выходят за границу стандарта. К примеру, мы получаем более насыщенный синий и желтый цвета.

sliderslider

На снимках: Epson EF-100B в режиме «Кино» —
при комнатной засветке и в темноте

Режим «Яркое кино» не только использует всю доступную палитру цветов проектора, но и по возможности увеличивает их яркость, что в хорошо освещенном помещении может несколько «оживить» изображение.

Режим «Динамический» придает картинке легкий (да-да, именно легкий) зеленый оттенок. Данный режим уместен при очень сильной засветке – когда этот оттенок окажется практически незаметен, хотя он менее заметен, чем можно обнаружить у офисных проекторов Epson, и даже близко не может сравниться с теми многочисленными случаями, когда у домашних проекторов (ламповых и светодиодных) самый яркий режим используется лишь для достижения высокой паспортной яркости.

sliderslider

На снимках: Epson EF-100B в режиме «Динамический» - 
при комнатной засветке и в темноте (данный кадр выглядит весьма неплохо)

Поскольку регулировка яркости источника света позволяет использовать Epson EF-100B как в полной темноте, так и при довольно значительной засветке, пользователь, возможно, захочет самостоятельно выбрать режим гамма-коррекции в подменю «Яркость». Это позволит выставить правильный баланс для темных объектов – сохранить глубину черного в темноте и различимость темных объектов и оттенков — при свете.

Про регулировку резкости мы уже говорили — она позволяет повысить четкость очертаний объектов, создавая впечатление увеличения разрешения.  

Настройка Epson Super White всего лишь снижает яркость белого на «пересвеченном контенте». Лично мне она не понадобилась.

Настройка «соотношение сторон» полезна в связи с тем, что разрешение 1280x800 – это формат экрана 16:10, тогда как Full HD – это 16:9. Соответственно, отправляя на проектор сигнал в формате 1080p (Full HD), он по умолчанию отобразится в формате 16:9, сохраняя узкие неиспользуеые зоны в нижней и верхней частях экрана. В этом случае изображение можно растянуть на весь экран, преобразуя 16:9 в формат 16:10.

Функция «Динамический контраст» в меню «Яркость» работает в целом лучше, чем у аналогичных ламповых проекторов – на очень темных сценах с черным фоном она делает фон заметно более глубоким, при этом яркость остальных объектов не меняется. Все это происходит без малейших сдвигов цветовых оттенков, а главное – совершенно бесшумно. Данный режим является аналогом автоматической диафрагмы у ламповых проекторов, но зачем нам диафрагма, если можно просто приглушить лазер?

Все настройки проектора можно скинуть в одну из 10 ячеек памяти, что очень удобно (меню «настройки» — «память»).

Ощущения от просмотра

Прежде всего, Epson EF-100B произвел просто отличное изображение при комнатном освещении (именно комнатном, а не ярком офисном) – в этих условиях он производит яркое изображение с превосходной цветопередачей и отличным ощущением глубины. Большим достоинством данной модели является то обстоятельство, что у меня в ряде случаев просто не возникало никакой необходимости выключать свет, если только дело не касалось целенаправленного просмотра кинофильмов. Здесь срабатывает не только высокая яркость устройства, но и то спокойствие, которое внушает пользователю долгий ресурс источника света – отвлекаясь от просмотра, проектор можно оставлять включенным на долгое время. К тому же, даже на максимальной яркости он работает гораздо тише, чем бюджетные ламповые и офисные проекторы, а поток воздуха, выходящий из корпуса, не производит ощущения «адского пламени» и неминуемой катастрофы (привет от HBO) в случае отказа вентиляторов – воздух чуть теплый и в качестве дополнительного нагревателя Epson EF-100B, увы, не сгодится.

sliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

На снимках: изображение Epson EF-100B в различных режимах цвета,
в темноте и при комнатном освещении (диагональ 100 дюймов). *

* Здесь и далее — большинство снимков сделаны в автоматическом режиме камеры, в связи с чем  на снимках, сделанных при комнатном освещении, засветка может быть не видна.

В связи с тем, что габариты Epson EF-100B сравнительно компактные и способствуют относиться к нему, как к достаточно мобильному устройству, я редко разворачивал изображение диагональю более 100 дюймов, что позволяло обеспечить не просто адекватную, а впечатляющую яркость и даже не использовать специальные «яркие» режимы цветопередачи (кроме как с игрушками).

sliderslider

На снимках: темный кадр при выключенной (слева)
и включенной (справа) «динамической контрастности» (камера в режиме авто)

Проектор также хорошо показал себя при отображении крупноформатного изображения на большом экране в темном помещении, но в этой ситуации его способность отображать черный цвет можно описать лишь как среднюю – фильмы смотрятся хорошо, но черный цвет несколько приподнят. Epson EF-100B превосходно справляется с отображением плавных полутонов и градиентов, благодаря правильной настройке гаммы позволяет на многих сценах произвести очень даже изысканное впечатление. Очень хорошо смотрятся яркие сцены и сцены с соченанием ярких и темных объектов. Переливы цветов радуют глаз, и в режиме «Кино» будут часто выходить по насыщенности за пределы привычной цветовой палитры.

«Эффект радуги» отсутствует, поскольку проектор трехматричный, что также увеличивает ценность Epson EF-100B в качестве домашнего устройства. Как ни двигай глазами, намека на «радугу» нет, и это успокаивает.

Увы, разрешение 1280x800 (1280x720) – это очевидный всем недостаток для изображений с большой диагональю. Сетка пикселей видна.

sliderslider

На снимках: комнатное освещение, диагональ 100 дюймов

В играх проектор показал себя с наилучшей стороны. В качестве главного испытания был Fortnite в комнате с умеренным освещением при диагонали около 100 дюймов. С точки зрения скорости отклика все было безупречно – управление реагирует мгновенно, без инерционности. Яркости вполне хватало чтобы хорошо ориентироваться в происходящем (чем больше яркость – тем контрастнее изображение и тем увереннее вы себя чувствуете в игре). Впрочем это был первый случай, в котором я предпочел активировать режим «Яркое Кино», а то и «Динамический» — небольшие неточности оттенков в мультяшном Fortnite не имеют значения, а вот дополнительная яркость цветов позволяет увеличить контраст и лучше различать объекты. В ходе игры на проектор шло разрешение 1080p, улучшение резкости было включено.

fancy

Впрочем, не буду скрывать, что на мониторе я чувствую себя увереннее – дело даже не столько в более высоком разрешении, сколько в близости экрана к глазам. Все-таки на расстоянии более 2 метров добиться идеальной различимости мелких объектов сложнее.

Игры, создававшие на некоторых других проекторах проблемы, связанные с плохой различимостью темных объектов, на Epson EF-100B выглядят безупречно в связи с правильной настройкой гамма-коррекции. Если вы боитесь не различить темные оттенки, ставьте гамму пониже, например 2,0 в режиме «Нейтральный» — и получите даже большую различимость теней, чем требуется.

sliderslider

Из сказанного следует, что проектор Epson EF-100B подходит для игр, особенно – консольных. Использовать его в качестве большого ТВ для игры в различные файтинги с друзьями – сплошное удовольствие.

Если вы опытный игрок, то сами определите список игр, в которых разрешения 720p будет не хватать.

Измерение яркости

Итак, в настройках изображения можно выставить уровень светового потока в диапазоне от 50% до 100%, причем в данном случае «50%» действительно дает 50% от максимального светового потока:

Максимальная яркость составляет 2446 ANSI люмен; цветовая яркость – 2519 люмен.

Нативная контрастность при выключенной настройке «динамическая контрастность» составляет от 406:1 до 418:1 во всех режимах, кроме «Динамического» (557:1).

При включении «динамической контрастности», контрастность полного включения/выключения (FOFO) составила 796:1 – 814:1 во всех режимах кроме «Динамический», в котором при отображении черного цвета экран полностью потухает (лазерные диоды отключаются).

fancy

Особенности цветопередачи

Хорошо настроенная гамма позволяет проектору воспроизводить правильные и естественные оттенки по яркости и плавные цветовые переходы. Гамма очень близка к 2,2 в режимах «Нейтральный» и «Кино», хотя при сигнале 20% и менее яркость ведет себя ближе к стандарту BT.1886, то есть чуть приподнимая тени, обеспечивая их адекватную различимость.

fancyfancyfancyfancy
Режим «Нейтральный»Режим «Кино»Режим «Ярк. Кино»Режим «Динамич.»


В режимах «Динамический» и «Яркое кино», в которых проектор должен выдать предельно возможную яркость, прирост яркости с увеличением сигнала постепенно замедляется, что дает не вполне «правильную» кривую на ярких участках.

Если посмотреть на диаграммы баланса белого, то становится очевидно, какого из трех цветовых компонентов не хватает на высокой яркости в режиме «Динамический», какого – в режиме «Яркое кино». Баланс белого в самом ярком режиме – зеленоватый, но «в рамках приличия». В режимах «Кино» и «Яркое кино» оттенок изображения синеватый, что слабо заметно и отчасти компенсируется комнатным освещением с его «теплыми» источниками света.

fancyfancyfancyfancy
Режим «Нейтральный»Режим «Кино»Режим «Ярк. Кино»Режим «Динамич.»

Режим «Нейтральный» продемонстрировал хорошую точность цветов, обеспечив среднее Delta E = 2,69 (CIE94), что очень даже хорошо (учитываются значения 100 цветов на диаграмме цветности CIE). Неточности проистекают из сдвинутых основных цветов – 100% зеленого, голубого, красного и мадженты. Впрочем, уже при 75% насыщенности они встают на положенные места. Нельзя не заметить, что оттенки зелено-голубого несколько пострадали из-за смещения 100% зеленого в сторону желтого. Впрочем, разглядеть это на экране сможет далеко не каждый.

Зато в режимах, отличных от «Нейтрального», некоторые цвета будут даже более насыщенными, чем должно быть по стандарту. В особенности радуют синий и желтый, получившие улучшение без побочных эффектов.

Подведение итогов

Важнейший вопрос состоит в том, сколько в проекторе Epson EF-100B элементов новизны и как он соотносится с другими существующими на рынке моделями? Вполне очевидно, что Epson создавала данную модель, опираясь на то, что компания умеет делать хорошо – на опыт создания ярких домашних и офисных проекторов, способных противостоять внешнему освещению.

По габаритам данная модель примерно на треть уже типичного офисного проектора, обладает интересным дизайном корпуса, работает довольно тихо и мало греется (как сама, так и воздух в помещении). На максимальной яркости Epson EF-100B способен работать до 12000 часов, обеспечивая световой поток более 1800 люмен при наилучшей цветопередаче и почти 2500 люмен максимум. При необходимости снизить яркость, проектор позволяет сократить световой поток до 2-х раз, превосходно адаптируясь под темное помещение. На мой взгляд, этого вполне достаточно, чтобы не считать Epson EF-100B родственником бюджетных домашних ламповых проекторов, а общее качество изображения не позволяет сравнивать его с бюджетными офисными моделями.

sliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

На снимках: изображение Epson EF-100B в различных режимах цвета, 
в темноте и при комнатном освещении (диагональ 100 дюймов).

Если попытаться сравнить Epson EF-100B со знакомыми мне светодиодными (LED)-проекторами по яркости, то его преимущество просто подавляющее. Увы, об этом вы не узнаете, сравнивая спецификации проекторов — по двум причинам: а) у LED-проекторов хорошим тоном считается сильно завышать уровень яркости или измерять его особым способом («LED-люмены» и пр.); б) другая традиция – добиваться заявленной яркости в специальном режиме цвета, который предназначен исключительно для формального достижения максимальной яркости (точный режим может оказаться в 3 раза менее ярким, чем режим максимальной яркости).

Светодиодные проекторы могут быть исключительно миниатюрными, либо примерно такого же размера, как Epson EF-100B, и они часто заявляются, как устройства, адаптирующиеся к вашему стилю жизни, которые можно небрежно поставить на любую поверхность и, «не парясь», получить изображение на любой поверхности. Здесь есть одно большое «но»: они, как правило, не очень хороши даже в умеренно освещенном помещении. Вот здесь на сцену и выходит Epson EF-100B, представитель нового класса компактных лазерных проекторов на базе технологии 3LCD, способный обеспечить яркое изображение диагональю 100 дюймов при комнатном освещении, причем не в ущерб цветопередаче. Нельзя не отметить и отсутствие «эффекта радуги» у данного трехматричного аппарата.

Однако, будучи первым проектором в новом семействе «Epson EB-F», он не предложит вам ни «псевдо-4K», ни даже базового Full HD (хорошо хоть, что матрица у него обычная, а не диагональная). Это позволяет рекомендовать Epson EF-100B тем пользователям, кому интересна концепция «замены телевизора», кому нужна хорошая цветопередача при умеренном освещении, кому важны некоторая компактность и стильный дизайн, если основная задача – Youtube, сериалы, игры, просмотр фотографий и прочие развлечения, либо показ презентаций, но не домашний кинотеатр.

Ну и напоследок поздравляем Epson с входом в новый сегмент – у данного аппарата есть все характеристики, позволяющие конкурировать с яркими светодиодными проекторами для дома. Будем ждать новых моделей линейки «Epson EF».

fancy


 

Epson EF-100B — преимущества:
  • Довольно компактный – как некоторые домашние LED-проекторы
  • Довольно короткофокусный – отношение расстояния к ширине изображения близко к 1
  • Стильный дизайн корпуса
  • Высокая максимальная яркость, высокая яркость в точном режиме (сравнима с офисными проекторами)
  • Сочные цвета, отличная прорисовка полутонов и цветовых переходов
  • Хорошая настройка гаммы позволяет темным сценам выглядеть хорошо и при свете и в темноте
  • Возможность гибкой регулировки яркости источника света от 50% до 100%
  • Быстрый отклик в играх
  • Поддержка вывода звука на Bluetooth и наушники
  • Возможность устанавливать HDMI-модули в скрытое отделение
  • Нет «эффекта радуги»
  • Автокоррекция угла по вертикали (автоматическая) и по горизонтали (ручная)
  • Ресурс источника света 12000 часов – 20000 часов (в зависимости от выбранной яркости источника света)
  • Возможность проецировать на потолок
  • Мгновенное включение и выключение

 

Epson EF-100B — недостатки:
  • Всего 1 разъем HDMI
  • Разрешение 1280x800 – видны пиксели
  • Фиксированный объектив – нет оптического зума
  • Размер корпуса ближе к классическим офисным проекторам, чем к карманным светодиодным малышам
  • Необходимо подбирать HDMI-модуль по размеру чтобы разместить его в скрытом отсеке

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.