Как выбрать проектор для школы?

В этой статье я изложу основные сообрежения насчет того, на что необходимо обращать внимание при выборе проектора для класса или аудитории.

Извиняюсь также перед теми читателями, которые с нами давно, но по некоторым причинам у меня пока нет возможности перенести сюда статьи со старого сайта, поэтому и в дальнейшем буду заново писать и выкладывать статьи, посвященные основам.

Тема проекторов для учебных заведений неисчерпаема, поэтому эту статью никак нельзя считать полной — я надеюсь, что будет возможность ее обновлять и развивать.

Итак, традиционно, говоря о проекторах для школы, имеются в виду несколько групп:

  • Проекторы с обычной яркостью — 2500-3500 люмен (световой поток)
  • Проекторы с повышенной яркостью в компактном корпусе (~5000 люмен)
  • Большие инсталляционные проекторы

Содержание
  1. Цена против яркости
  2. А какая яркость нужна?
  3. Дает ли проектор заявленную яркость?
  4. Ресурс лампы
  5. Резкость, разрешение
  6. Подключение проектора
  7. Сеть и BYOD
  8. Интерактивность
  9. Короткофокусный объектив
  10. 3D


Цена против яркости

Если говорить грубо, то яркость — основной фактор, влияющий на цену проектора, когда речь идет о решениях для школ. Зависимость цены от яркости очевидна, причем с увеличением яркости цена растет геометрически — проектор на 3000 люмен и на 6000 люмен могут отличаться по цене в восемь раз! При этом, в два раза более яркий проектор обеспечит такое же качество изображения на экране, в два раза большем по площади, но не по ширине и высоте.

Поэтому логично, что прежде всего за свои деньги проектор должен обладать максимальной возможной яркостью. Казалось бы, вот вам и совет. Только он совершенно не имеет смысла, ведь возникают еще вопросы: 

  1. А какая именно яркость нужна?
  2. А обеспечивает ли проектор заявленную яркость? Может, он дает больше или меньше?
  3. Наконец, максимальная яркость проектора — пригодна ли она для реальной работы, или для получения адекватной картинки придется перейти в специальный режим, снизив яркость?
  4. Еще вопрос: не хотите ли вы продлить ресурс лампы проектора, используя проектор в экономичном режиме, где он заведомо производит около 70% от максимальной яркости?


Попробуем разобраться, но это будет непросто.

А какая именно яркость нужна?

За редким исключением, предполагается, что проектор для школы или для ВУЗа должен уметь работать в условиях внешнего освещения — свет из окон, среднее освещение люминесцентных ламп, позволяющее учащимся делать записи. Конечно, можно выключать свет для просмотра фильмов, но у каждого проектора есть точный и при этом неяркий режим, предназначенный для темноты. Тем не менее, проектор должен уметь работать и при свете. 

Итак, для чего нужна яркость? Очень просто — для создания контрастного изображения. Чем больше разница между черным и белым, тем лучше различимо изображение, тем лучше читаем текст. Наоборот, когда контратсность небольшая, говорят, что изображение размыто.

Зачем тогда параметр «Контрастность» проектора? Ответ такой: контрастность проектора характеризует его способность не подсвечивать черный, то есть, не увеличивать яркость черного. В освещенном помещении этот параметр теряет всякий смысл, потому что влияние проектора составляет жалкую долю влияния освещения — именно лампы под потолком определяют яркость черного на экране. Таким образом, задача проектора — «перебить» яркость освещения. Во сколько раз проектор освещает экран ярче, чем лампы, такой и будет контрастность изображения. Если вы заведуете более, чем одним проеткором, то может оказаться не лишним, и даже довольно интересным делом — приобрести люксметр.

Замерили освещенность стены — 100. Осветили стену белым изображением проектора — 500. Вычитаем 100 от освещения — получается контрастность изображения 400:100, или 4:1. 

В свое время я ходил так с люксметром, и получилось вот что. Освещенность экрана или стен в приличных домах при ярком освещении — от 100 до 300 люкс. Кстати, это ведь относится к теме безопасности рабочего места… Если я правильно помню, освещенность рабочего места должна быть около 300 люкс, ну а экран в таком случае будет, допустим, 150 люкс. Да, это весьма ярко и сурово для проектора, но все же…

Дело теперь за малым — понять, какую контрастность мы хотим — во столько раз проектор должен быть ярче. Проводя собственные замеры, я пришел к следующим субъективным выводам:

Контрастность около 3:1 — более-менее адекватно для презентации

Контрастность около 8:1 и выше — уже «красиво».

Приведу для примера свои старые фотографии изображений с разной контрастностью (освещенность экрана — 189 Лк, фотографии сделаны с разных моделей проекторов):

Освещенность белого экрана: 687

Контрастность: (687-189)/189 = 2,6:1

Освещенность белого экрана: 1459

Контрастность: 6,7:1

Освещенность белого экрана: 1761

Контрастность: 8,3:1

Освещенность белого экрана: 2902

Контрастность: 14,3:1

 

Оригинал изображения:

Обратите внимание: видно, как камера, ориентируясь на белый цвет, по мере увеличения контрастности рисует все более черный черный цвет, хотя он почти не менялся.  Точно так же и наше зрение будет воспринимать экран, который только что казался белым, как черный, ну или очень темный.

Какую бы контрастность нам выбрать в качестве оптимальной? Предлагаю 7:1. Предположим, освещенность экрана — 150 люкс. Тогда освещенность белого изображения с проектора должна быть 150+150*7 = 1200 люкс.

Чтобы перевести это в люмены, надо знать размер экрана. Предположим, всего 80 дюймов с соотношением сторон 16:10 (популярное разрешение WXGA, 1280x800), то есть 1,72м x 1,08м. Площадь = 1,86 м2. Люмены = люксы * площадь. Значит, 1,86*1200=2232 люмен. 

Посчитаем 100-дюймовый экран… 2,15м * 1,35м = 2,9м2. 2,9*1200=3480 люмен. 

В общем, вычисляем площадь экрана в квадратных метрах и умножаем на 1200, или другое (возможно, меньшее) значение освещенности, которая нам требуется. 

Выбор яркости для помещения с полной темнотой осуществляется по немного другим принципам. Так, для матового экрана экран с диагональю 100 дюймов и отношением сторон 16:9, проектор должен обладать рабочим световым потоком около 630 люмен. Для 80-дюймового экрана — 400 люмен, а для 130-дюймового — около 160. Данные основаны на таблице от Stewart Filmscreen.

Обеспечивает ли проектор заявленную яркость?

Предположим, вы в итоге решили, что 3000 люмен — это та яркость проектора, которая вам подходит. Вы видите на каком-нибудь сайте список моделей, сортированных по яркости. Я опущу то обстоятельство, что в реальности она может быть ± 500 люмен, — важнее другое. Это — максимальная яркость проектора, достигаемая в «самом ярком» режиме изображения, который также известен, как обладающий наименее качественной цветопередачей. Вам, конечно, предлагается переключиться в более точный режим «Презентация», но это снова потеря яркости. Предположим, проектор оказался не 3000, а 2700 люмен, а при переходе в режим «Презентация» получаем 2000 люмен. Заплатили, казалось бы, за 3000, а получили 2000...

В чем именно выражены проблемы с цветопередачей в самом ярком режиме? Стандартная проблема, присущая всем проекторам — это зеленый оттенок. Он может быть относительно слабым и при включенном освещении почти незаметным, а может быть настолько сильным, что изображение оказывается пригодным для текста, но не для изображений. 

Следующий пункт относится к теме войны технологий DLP и 3LCD. Одноматричные DLP проекторы зачастую дешевле при одинаковой заявленной максимальной яркости, и это их плюс. Но особенность технологий такова, что одноматричные DLP проекторы в принципе не могут использовать свет столь же эффективно, как это происходит у 3LCD проекторов. В связи с этим, если у DLP проектора и 3LCD проектора стоит лампа мощностью 190 Ватт (у большинства проекторов стоит именно такая лампа), и при этом заявляется одинаковая яркость, то ищите подвох.

Часто подвох сводится к так называемой «цветовой яркости»: DLP проектор дает заявленную максимальную яркость по белому, зато не способен в этом ярком режиме произвести правильные по яркости цвета. В общем, в реальности противостояние DLP и 3LCD проекторов в бюджетной категории сводится к тому, что DLP дешевле, а 3LCD обычно дают адекватное изображение на максимальной яркости — меньше поводов переключаться в более точный и менее яркий режим. Так что все сбалансированно.

Как узнать, что происходит с цветопередачей в самом ярком режиме? — пожалуй, только ориентируясь на обзоры.

Про ресурс лампы

Безусловно, полезно знать стоимость замены ламп — ведь она в итоге входит в совокупную стоимость владения проектором. Зачастую производитель устраивает специальные акции для образовательных учреждений, снижая стоимость ламп. Поскольку работа проектора в экономичном режиме позволяет сильно продлить ресурс лампы, не лишено смысла в некоторых случаях использовать более яркий проектор чем вам требуется, переключив его в эко-режим. К примеру, иногда обычный проектора на 3000 люмен в эко-режиме дает >2000, и этого вполне хватает даже для слегка освещенного помещения.

Кстати говоря, режимы изображения не влияют на нагрузку на лампу — только режим самой лампы.

Сложно сказать со всей определенностью, в какой степени заявленные производителем часы ресурса ламп соответствуют действительности. Тем не менее, при сравнении разных производителей необходимо сравнивать «нормальный режим» (максимальная мощность) с нормальным режимом другого проектора, а также «Эко-режим» — с «эко-режимом». Нельзя сравнивать «Эко-режим» с каким-нибудь «Смарт-эко режимом». Если производитель вместо эко-режима публикует часы лампы для смарт-эко режима, то, возможно, маркетологи хотят, чтобы вы перепутали. Под смарт-эко подразумевается некое состояние, когда проектор сам меняет режим лампы, при необходимости сильно снижая яркость.

Про резкость, четкость и разрешение

Купить проектор более низкого разрешения — простой и очевидный способ сэкономить. Самое низкое разрешение — SVGA (800x600), и это больше, чем «DVD-качество» (720x480). Учитывая, что не так уж и давно DVD считался нормальным носителем для домашнего кино, возможно, не стоит полностью списывать SVGA разрешение со счета.

Если проектор используется для того, чтобы с задних рядов было нормально видно, а не для того, чтобы изображение казалось большим, как в случае с домашним кинотеатром, то внезапно вы можете обнаружить, что SVGA проектор без проблем отобразит таблицу Менделеева или другой типичный учебный материал. Проверить это можно, поискав в Интернет изображения в разрешении 800x600, 1024x768 и пр, либо изменив разрешение вашего компьютера и посмотрев, хватает ли четкости для отображения того или иного материала. Для чертежей с мелкими деталями, конечно, лучше на разрешении не экономить.

Еще говорят, что контрастность проектора означает лучшую разборчивость текста. В частности, это преимущество приписывают DLP проекторам. Возможно, это так в темноте, но в обычных условиях — вряд ли. У DLP проекторов есть другой плюс — будучи одноматричными, они дают чуть более четкий, резкий пиксель, что воспринимается, как контрастность. Дело тут в том, что все трехматричные проекторы требуют идеально точного сведения трех матриц, трех изображений, а одноматричные проекторы — нет.

Еще насчет разрешения: есть смысл учитывать, к какому устройству подключается проектор и каково изначальное разрешение этого устройства. 

Компьютер. Если в настройках экрана выбрать "расширить рабочий стол на оба экрана", то как компьютер, так и проектор, будут работать в своих изначальных разрешениях, один из них при этом будет считаться главным дисплеем. Эта схема часто применяется для презентаций, когда на экране ноутбука видна дополнительная информация, например комментарии к слайдам и инструменты управления презентацией, а на проектор выводятся только сами слайды в полноэкранном режиме. 

Дублирование экрана — тоже полезная штука, но требует, чтобы для обоих экранов было установлено одинаковое разрешение. Здесь два варианта: либо разрешения обоих дисплеев снижаются до наименьшего, либо, что любопытно, повышаются до наибольшего. К примеру, у компьютера разрешение 1920x1080, а у проектора — 1280x800. При дублировании мы либо делаем резрешение компьютера 1280x800, что приводит к не очень красивым эффектам смазанных пикселей. Но проекторы, слава богу, тоже умеют принимать сигнал с  разрешением, отличающимся от их родного. К примеру, получив 1920x1080, проектор с разрешением 1280x800 зачастую отлично справляется с масштабированием, сохраняя читаемость мелких шрифтов.

Пожалуй, любой проектор сможет без проблем принять сигнал с DVD плеера, а вот касательно Blu-Ray плееров надо смотреть, поддерживает ли проектор разрешение 1080p. А зачастую бывает даже, что поддержка разрешения производителем не указывается, даже если она все равно работает...

Наконец, при проецировании с мобильных устройств возможны различные варианты. Если проецирование происходит через специальные приложения, то вполне вероятно, что будет использоваться изначальное разрешение проектора. А вот в случае дублирования экрана (screen mirroring) вполне вероятно, что разршение устройства окажется ниже, чем у проектора, и на большом экране это будет заметно.

Подключение проектора

Школьные проекторы могут отличаться от обычных офисных количеством и набором разъемов. 

Сквозные разъемы. Очень часто проекторы, предназначенные  для школ, оборудуются дополнительными выходами. Как правило, это один видео выход (VGA) и один аудио выход (например, миниджек). Это позволяет направлять сигнал дальше, при этом проектор работает в роли своеобразного разветвителя, что упрощает процедуру подключения различных устройств в классе и позволяет отказаться от дополнительных проводов.

К примеру, вместо того, чтобы тянуть два VGA кабеля от компьютера на проектор и монитор, один кабель входит в проектор, а второй идет от проектора к монитору. То же самое со звуком — шнур протянут к проектору, а от проектора — к внешним динамикам, при этом встроенный динамик проектора может использоваться или не использоваться.

Тем не менее, такая «сквозная» схема работает, как правило, только с одним входом, то есть, надо проверять, какие входы соответствуют этим выходам. К примеру, нельзя с HDMI входа вывести изображение или звук на видео/аудио выходы, а если у проектора два VGA входа, то только с одного из них сигнал идет дальше на выход.

Микрофонный вход. У школьных проекторов зачастую имеется несколько аудио входов, один из которых — микрофонный, или может использоваться в качестве такового. То есть, звук пришел с микрофона и воспроизводится встроенным динамиком проектора, либо идет на внешние динамики через аудио выход. 

У некоторых производителей видна четкая тенденция ставить на проекторы для школ более мощный динамик, чем на офисные проекторы. Как правило, мощными считаются моно-динамики в 10-16 Вт, но приходится учитывать, что мощность вовсе не обязана быть прямо пропорциональной качеству звучания, особенно при сравнении разных производителей. Ну а самая дешевая внешняя звуковая система, наподобие компьютерных колонок, будет всегда лучше любых встроенных в проектор динамиков. Ну, возможно, из этого ряда выделяются только домашние проекторы со стерео-динамиками.

Устаревшие разъемы. Помимо VGA входа, который иногда по совместительству является компонентным входом, проекторы все еще оснащаются разъемами S-Video и композитным RCA видеовходом.

Следующий раздел отчасти является продолжением темы методов подключения к проектору...

BYOD и сетевые подключения

BYOD, или «приноси свое устройство». Ныне популярная концепция, предполагающая, что учащиеся что-то демонстрируют со своих собственных компьютеров или мобильных устройств. 

В случае с компьютерами, проверенным «дедовским» способом является торчащий откуда-нибудь HDMI или VGA шнур. Человек вышел к доске, подключил компьютер, — и вперед!

Если проектор обладает разъемом HDMI с поддержкой MHL, то можно подключить совместимое с MHL мобильное устройство проводом и дублировать экран.

Но предположу, что под BYOD сейчас имеется в виду не это, а возможность прийти со своим устройством и подключиться, прежде всего, к WiFi сети. Процедура такая: человек пришел в класс, выбрал сеть и может передавать изображение на общий экран. Как правило, это требует использования специального бесплатного приложения. Впрочем, это не сильно усложняет процедуру.

Wi-Fi подключение происходит либо к сети организации, к которой подключен и проектор, либо напрямую к проектору. Если проектор включен в сеть, то его могут видеть все подключенные к сети пользователи и использовать, как общий принтер. Если речь идет о подключении напрямую к проектору, то выглядет это так: вы пришли в помещение, где висит проектор, поставили приложение при первом подключении, подключились к Wi-Fi сети имени этого проектора, выбрали в приложении имя проектора — все. Ни вам шнуров — ничего!

Ограничения. Как правило, передача видео в высоком разрешении характерна для беспроводного соединения по технологиям WiDi и Miracast. Тем не менее, используется это чаще в домашних развлечениях. В случае со школьными и офисными проекторов, в большинстве случаев при передаче через сеть содержимого экрана происходит некоторая потеря качества, поскольку во избежание проблем приходится сильно сжимать видео.

Но это наименьшая из проблем, поскольку, например при подключении с мобильных устройств, дублирование экрана обычно вообще не поддерживается. Иногда поддерживается передача изображения со встроенной камеры телефона — можно использовать в качестве документ-камеры, но в остальном на проектор могут быть отправлены только статичные документы, такие как PDF документы, изображения, документы MS Office. В презентациях PowerPoint, если они поддерживаются, может не работать анимация слайдов. Полностью разобраться в том, какими именно сетевыми возможностями обладает проектор, бывает довольно сложно без прочтения руководства пользователя, причем не проектора, а приложения, используемого для сетевого проецирования. Но иногда понимание всех сетевых возможностей открывает новые гаризонты. К примеру, у Epson есть отдельное приложение для компьютера, предназначенное для проецирования на один проектор с нескольких ПК и мобильных устройств в режиме разделения экрана.

Удаленное управление. Часто можно видеть проекторы, в которых сетевые возможности ограничены только управлением через сеть, хотя иногда есть обе функции. Очевидно, управление через сеть особенно выгодно, когда есть человек, отвечающий за оборудование во всей школе, или в каком-то конкретном здании. К примеру, если в пятницу вечером он взглянет на монитор и увидит, что где-то забыли выключить проектор, он сможет сделать это удаленно, чем избавит проектор от холостой работы все выходные. В некоторых случаях управление осуществляется через отдельные приложения, а иногда имеется поддержка сторонних стандартов, например от Crestron.

Поддержка Wi-Fi, если есть, может быть встроенной или опциональной, требуя приобретение специального USB модуля. Наличие LAN разъема для подключения к проводной сети — удел не каждого проектора. Если можно подключить его к сети проводами, то почему бы нет?

Интерактивность

Интерактивность подразумевает возможность осуществлять ввод прямо с экрана проектора. 

Функции беспроводной мыши на пульте. Самая примитивная интерактивность — это возможность управлять курсором мыши стрелками на пульте, перелистывать страницы, приближать/отдалять и, конечно, использовать левую и правую кнопки мыши. Эта функция есть у большинства проекторов, как офисных, так и для образования. Предполагается, что проектор подключается к компьютеру USB шнуром, после чего автоматически, или с согласия пользователя, должен быть установлен драйвер мыши. 

Некоторые производители позволяют по этому же шнуру передавать на проектор изображение и даже звук! Безусловно, со своими ограничениями относительно отображения видео.

Нормальная функция мыши (интерактивность). Все же, нажимать на стрелочки на пульте — неудобно. Удобно — взаимодействовать непосредственно с экраном, например рисовать на нем маркером или пальцами. 

Но про рисование я забежал вперед. Интерактивный проектор реализует одну из двух возможностей: функция мыши, либо тачскрин. Классическая функция мыши предполагает распознавание одного касания, тогда как тачскрин предполагает не только возможность одновременных касаний в нескольких точках экрана (мультитач), но и жесты (gestures), например возможность двумя пальцами поворачивать предмет или менять его размер.

Очевидно, от количества одновременно распознаваемых касаний зависит цена устройства, а поддержка касаний пальцами еще больше удорожает его.

Стоит отметить, что при наличии мультитач, необходимо понять, в каких программах его получится использовать. К примеру, многие современные интерактивные проекторы поддерживают мультитач Windows 8 и позволяют использовать его везде, где он есть в Windows 8. Но, увы, мультитач используется мало где — в большинстве приложений используется всего лишь функция мыши. Помимо среды Windows, мультитач может использоваться в специальных программах для интерактивных устройств. Это, прежде всего, ПО от производителя, поставляемое в комплекте (он нем ниже) и такие программы для создания интерактивных уроков, как SMART Notebook. 

Существуют (или существовали) модели интерактивных проекторов, которые не совместимы с мультитач Windows, — у них он работал только в пределах их интерактивного ПО, и нигде еще.

В целом, цены на интерактивные проеткоры сильно различаются и зависят они еще и от совокупности качеств самого проектора, что неудивительно. Способ сэкономить на интерактивном рпоекторе — это рассмотреть модели с короткофокусным объективом вместо ультракороткофокусного.

Самые дорогие интерактивные проекторы вообще изначально не предназначены для образования. Скорее, это решения для бизнес-конференций. Такие проекторы обладают высокой степенью автономности: позволяют читать документы с флэшек, отправлять на печать содержимое экрана или сканировать документы, размещая их на экране, отправлять содержимое экрана по почте...

Называются все эти способности «встроенным интерактивным ПО». Если у интерактивного проектора имеется встроенное ПО, то он позволяет, хотя бы, добавлять заметки поверх изображения с любого источника сигнала, а также позволяет работать в режиме «маркерной доски», то есть позволяет открыть многостраничное пространство, как в PowerPoint и рисовать на нем, добавлять на него различные фигуры и пр. Все это — без подключения к компьютеру, однако, встроенное ПО есть далеко не у всех проекторов, и тоже удорожает стоимость.

Поэтому, в самом классическом виде интерактивный проектор должен работать в паре с компьютером и использовать возможности установленного на нем программного обеспечения.

Если взять в качестве примера MS Office, то он позволяет добавлять и сохранять рукописные заметки, особенна интересна эта возможность в PowerPoint при показе слайдов в полноэкранном режиме. Можно даже работать без клавиатуры, используя экранную.

Совершенно отдельная тема — специальное программное обеспечение для создания уроков. Наиболее популярное решение — SMART Notebook, хотя есть еще Easiteach Next Generation и др. Эти программы похожи на PowerPoint, с той лишь разницей, что предполагается активное взаимодействие с экраном во время показа слайдов. К примеру, для выполнения задания необходимо что-либо вписать в нужное поле, что-то начертить, правильно переместить предметы и пр. Если проектор и программа для создания уроков поддерживают два одновременных касания, то отвечать могут одновременно два человека. С большой долей вероятности интерактивный проектор можно приобрести сразу вместе с таким интерактивным ПО.

Но такое ПО — вещь сама по себе небесплатная и довольно сложная. Самый простой вариант ПО, которое бесплатно распространяют производители проеткоров — это программы, позволяющие рисовать поверх любого содержимого экрана компьютера и при необходимости переходить в режим многостраничной белой доски. Ранее я упоминал эти возможности при наличии у проектора встроенного интерактивного ПО. Отличие от устанавливаемого на компьютер ПО очевидно: в случае со встроенным ПО, вы можете подключить к проектору что угодно — встроенному ПО все равно, поверх чего рисовать. В случае с программой, ее необходимо установить, и работает она до выключения компьютера, но обладает обычно более широкими возможностями, чем встроенная в проектор. Ну и может использоваться без проектора, хотя в этом мало смысла.

Короткофокусный объектив

Короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы популярны в образовании по понятной причине — при настенной или потолочной установке они светят на экран с короткого расстояния, сверху вниз. Это позволяет докладчику расположиться очень близко к экрану и непосредственно перед ним. Чем короткофокуснее проектор, тем ближе можно расположиться у экрана, не отбрасывая тень и избегая попадания света в глаза.

Короткофокусность определяется параметром, известным как проекционное отношение (оно равно расстоянию до экрана, деленному на ширину экрана). Расстояние до экрана = проекционное отношение * ширина экрана. Меньше — ближе к экрану.

Короткофокусным обычно считается проекционное отношение менее 1 (расстояние до проектора менее ширины экрана. Ну а ультракороткофокусным можно считать все, что менее 0,5. Но здесь два нюанса. Во-первых, короткофокусным маркетологи могут обозвать что угодно. Во-вторых, у ультракороткофокусного проектора проекционное отношение может иногда вводить в заблуждение, если объектив расположен не в передней части проектора, а светит в зеркало, расположенное в задней части проектора, которое отражает свет на экран. В этом случае производитель грамотно использует длину корпуса, выставляя ее вперед и сокращая расстояние от экрана до проектора.

3D

Главная трагедия 3D — это низкая яркость, поэтому высокое качество 3D изображения предполагает способность проектора достичь качественного изображения в самом ярком режиме (см. про яркость). 

Второй вопрос 3D — это, пожалуй, выбор между активной и пассивной технологиями. Пассивная технология встречается реже и позволяет сэкономить на очках, но сама 3D система будет дороже и, вероятно, потребуется специальный экран.

Абстрагируясь от вопроса качества производимого 3D изображения, стоит сказать, что DLP проекторы, как правило, изначально обладают поддержкой 3D, тогда как у 3LCD проекторов таковая имеется лишь у избранных моделей. В обоих случаях используются активные очки, то есть очки с LCD затвором, по очереди закрывающие левый и правый глаза.

Для синхронизации с проектором используются различные технологии: DLP Link (визуальная синхронизация), инфракрасные, радиочастотные (наиболее надежный способ).

Если яркость в 3D режиме обеспечена, можно обратить внимание на такой эффект, как двоение (ghosting). Одни 3D системы дают более заметное двоение ярких объектов.

Безусловно, при покупке проектора для 3D стоит проверить, поддерживает ли он формат сигнала, который вы на него подадите. Пример компьютерных форматов стереопары — «side by side», «top-bottom» и пр. Проектор наверняка понимает, по крайней мере, эти два.

При подключении Blu-Ray 3D считается, что HDMI должен быть версии не ниже 1.4.

 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.