Тестирование Optoma UHD65

Тестируя тот или иной проектор, хочется сразу понять, в чем его сильные и слабые стороны. Ключевым преимуществом Optoma UHD65 является технология XPR, которая обеспечивает как отображение 4K контента, так и беспиксельность при просмотре 1080p контента. Проекторы — это именно те устройства, увеличение разрешения которых приносит наиболее ощутимые результаты, и 4K разрешение у проекторов, хотя и является атрибутом самых топовых моделей, но уж точно не является «очередной бесполезной функцией».

4K разрешение дает вполне ощутимые для зрителя преимущества, и проектор Optoma UHD65 — это модель, в которой ставка сделана на 4K. Поскольку сегодня мы обычно говорим обычно не о 4K, а об Ultra HD, то проектор заобдно понимает HDR, цветовое пространство BT.2020, имеет разъем HDMI 2.0 с HDCP 2.2.

Сделав ставку на 4K в качестве реального ключевого преимущества, по остальным параметрам данный проектор придерживается принципа золотой середины. В результате Optoma UHD65 я рекомендовал бы в качестве домашнего проектора для вполне конкретных условий: просмотр в гостиной или любом стандартном помещении при выключенном свете. В этих условиях он произведет превосходное, яркое и живое изображение с превосходными цветами, которое благодаря поддержке 4K будет выглядеть, будто, как бы банально это ни звучало, вы смотрите через чистое окно.

Тем не менее, неудивительно, что в данном ценовом сегменте у UHD65 имеется серьезная конкуренция, поэтому пальму первенства по контрастности, максимальной яркости или точности цветопередачи без пользовательской настройки, возьмет кто-то еще.

И все же я повторю, что 4K — это немало.

Примечание: данная статья находится в стадии оформления.

Про 4K

Вслед за технологиями «e-Shift» от JVC и «4K Enhancement» от Epson, технология XPR также увеличивает количество доступных пикселей при том, что используются матрицы меньшего разрешения. Способность оптически сдвигать изображение позволяет наложением двух разных кадров с разрешением 1080p получить другой кадр с разрешением 2160p, который будет иметь количество пикселей, как у 4K изображения, но возможности управлять каждым отдельным пикселем будут ограниченны. Подробнее я рассматривал эти технологии здесь и здесь. У технологии XPR, используемой в тестируемом проекторе, тут есть свои преимущества.

Прежде всего, разрешение DMD чипа состовляет 2716x1528, что уже чуть ближе к 4K, чем full HD. Во-вторых, я сказал «чипа», а не «чипов», поскольку проектор одноматричный. Да-да, одноматричный DLP проектор с цветовым колесом типа «RGBRGB». С точки зрения возможности проецировать 4K это — преимущество, поскольку необходимость сведения пикселей с трех матриц может означать снижение резкости. Но в качестве расплаты — возможна радуга не нескольких типах сцен, содержащих яркие объекты на темном фоне.

В общем, есть все предпосылки получить очень неплохое приближение к 4K при просмотре киноконтента. Включив проектор, я вполне ощутил эффект, знакомый мне с 4K моделей Sony — настолько изображение чистое. Детализация высока и позволяет отображать мельчайшие объекты вдали, а также самый мелкий шрифт вплоть до пятипиксельных букв, приемлемая читаемость которых являются гарантией того, что мы действительно приближаемся к подлинному 4K. Можно выводить на проектор сайты или документы во весь экран, и пространство экрана оказывается непривычно вместительным для привыкшего к 1080p пользователя. Очевидно, на экране помещается четыре рабочих стола в 1080p.

Ниже — суровый тест на 4K: по центру экрана показываем картинку 640x480 из игры Warcraft 2 в разрешении 1920x1080 и 3640x2160:

sliderslidersliderslider

Слева направо: 1) изначальная четкость контента; 2) если разрешение уменьшить в 2 раза методом масштабирования Bicubic (примерно это произойдет при попытке вывести 4K изображение на full HD проекторе) 3) снимок отображения картинки в full HD 4) снимок отображения картинки в 4K. Если №4 четче чем №2, то у нас разрешение действительно выше чем full HD.

Чтобы найти предел возможностей Optoma UHD65 по работе с 4K, нужно отображать специально приготовленный 4K контент, такой как рендеры 3D изображения с компьютерных игрушек, либо другие изображения, например с использованием пиксель-арта. На таком материале можно увидеть, где четкость могла бы быть большей. Но при просмотре стандартного 4K материала вы все равно получаете ожидаемый эффект более высокого разрешения, а эффект беспиксельности работает вообще на любом контенте. Тем более, что, как я понял, технологию XPR отключить нельзя.

В общем, я получил удовольствие от просмотра. Для 4K я специально подыскивал различный тестовый контент. В частности, мне очень понравилось, как выглядят демонстрации возможностей 4K камер — проектор превосходно оживляет сцены из жизни.

В частности, я успел посмотреть даже две полнометражки в 1080p — «Безумного Макса» и «Притяжение», и я был весьма впечатлен.

Помимо исключительной чистоты изображения, UHD65 демонстрирует все качества подлинного кинотеатрального изображения, в том числе хорошую контрастность, но, как и в обычном кинотеатре, чуть приподнятый черный цвет заметен на темных сценах. Дадим же пару слов цифрам.

Яркость и контрастность

Чтобы понять возможности проектора, не обойтись без измерения светового потока. 

Ниже представлены результаты измерений (световой поток, люмен) в среднем положении зума. Диапазон зума составляет 1,6x, и обычно расхождение между яркостью в широкоугольном и телескопическом режимах при таком диапазоне не очень велико. Все же, при широкоугольном положении можно получить чуть большие цифры, чем приведенные здесь. Проектор достаточно длиннофокусный (устанавливается далеко от экрана), отношение проекции составляет 1,39 — 2,22 (отношение расстояния до экрана к ширине картинки). Длиннофокусность подчеркивает принадлежность проектора к классу серьезных домашне-кинотеатральных моделей. Как правило, в среднем положении зума достигается оптимальное изображение с точки зрения оптических аберраций и всевозможных неравномерностей цветового оттенка по экрану. Итак, вот результаты измерения светового потока в различных режимах:

Режим «Bright» (Яркий) существует только «для галочки», поскольку сильно окрашен зеленым.

Из всего обилия режимов наибольший интерес представляют «Cinema» и «Reference» (Эталонный), поскольку именно они предполагаются, как основные для просмотра кино. Как обычно, «Cinema» должен чуть отходить от стандарта Rec.709, чтобы получить какие-то другие преимущества, а Reference предполагается, как более точный.

При этом в ходе тестирования я не cмог выявить конкретных преимуществ режимов «Vivid» («Живой») и «Game» («Игра») в плане цветопередачи, поэтому весь фокус — на режимы «Кино» и «Эталонный».

Дополнительно стоит сообщить, что равномерность светового потока по экрану (по 9 точкам) составляет 60% (минимальные показания делим на максимальные).

Полученные уровни яркости на 100% адекватны задачам домашнего кинотеатра для просмотра качественного Full HD контента, но никакого особого излишка по яркости нет. Это важно с точки зрения понимания возможностей Optoma UHD65 по отображению HDR контента.

Измеряя контрастность, сразу необходимо уточнить, что Optoma UHD65 умеет динамически регулировать световой поток (функция «Dynamic Black»), переключая лампу из режима максимальной яркости в экономичный. Поэтому при задействовании данной функции выбрать режим энергопотребления лампы нельзя. «Dynamic Black» заменяет проектору динамическую диафрагму и позволяет существенно затемнить темные сцены, а затем вернуться к максимальной яркости на ярких сценах. Что характерно, поскольку нет диафрагмы, то и не слышно, как оно переключается, хотя может измениться режим работы системы охлаждения и вы услышите, что вентиляторы стали работать громче или тише. Затемнение активно используется при отображении сцен даже со средней освещенностью, и в некоторых ситуациях я даже обнаруживал, что функция задействована, по всплывающему из трея ярко-оранжевому оповещению Skype.

В общем, приводить уровни контрастности нужно как с выключенной настройкой «Dynamic Black», так и с включенной.

В режиме «Cinema» контрастность, измеренная методом полного включения/выключения (full On/Off), составила 1818:1, а при включенной «Dynamic Black» — 7393:1.

В режиме «Reference» цифры упали до 1209:1 и 4824:1, что неудивительно для отрегулированного режима.

Такие показатели контрастности являются средними и означают, с одной стороны, возможность создать отличный кинематографический эффект, хорошо выраженную объемность всех объектов, но при этом нативная контрастность дает недостаточную глубину черного на сценах, содержащих полную темноту, поэтому на таких сценах функция «Dynamic Black» будет вполне востребованна.

Цветопередача

Что же нам покажет измерение цветов?

В режиме «Cinema» охват пространства Rec.709 составляет чуть более 105%, что является отличным результатом для отображения full HD и прочего Rec.709 контента. В режиме «Reference» охват сужается до 100%. Лично я предпочел режим «Cinema» благодаря более высокой контрастности и, повторюсь, был очень доволен просмотром, но следует понимать особенности цветопередачи в этом режиме.

Прежде всего, настройка «Brilliantcolor» в нем стоит в режиме «10 из 10», что дает потерю цветовой яркости около 25%, но при этом все цвета обладают несколько усиленной насыщенностью, что сочетается с расширенным до 105% общим цветовым охватом. Эти «улучшения» умеренны и не могут серьезно навредить. Более того, это вполне аккуратное и уместное улучшение.

В режиме «Reference» ситуация с точностью заметно лучше изначально, но для достижения наилучшей точности желательно отрегулировать баланс белого (касается и режима «Cinema»). В обоих случаях баланс белого немного сдвинут в желтое. Optoma UHD65 из тех проекторов, точность цветопередачи которых можно значительно улучшить благодаря имеющейся системе управления цветом. 

Калибровка. Лично я экспериментировал в режиме «Cinema»:

Снизив BrilliantColor до «1», мы убираем недостаток цветовой яркости. Затем исправляем баланс белого, делая его идеальным. Я не стал калибровать все цвета, ограничившись зеленым. Это связано, признаюсь, с тем, что проектор мне достался без полагающегося пульта, а проделовать все эти манипуляции используя встроенную панель управления не очень удобно.

В случае с зеленым, снижаем его насыщенность, причем управление цветами идет не изменением оттенка и насыщенности, а по x и y осям диаграммы CIE. Таким образом, регулируются x, y и яркость цвета. Как обычно, насыщенность и яркость взаимно влияют друг на друга: убираем насыщенность — увеличивается яркость цвета.

Но не суть важно — в результате зеленый удалось поставить на место, достигнув образцовых показателей точности по 25%, 50%, 75%, 100% зеленому.

Вывод: не нравится точность «из коробки» — калибруй!

Full HD контент

Я был весьма впечатлен красотой картинки в режиме «Cinema» — до той степени, что не хотел переключаться в более точный режим. Пусть даже цветовая яркость в нем чуть неидеальная, но выигрываемая контрастность стоит того.

Кино смотрится превосходно, создавая подлинный эффект кинотеатра и, хотя контрастность не является выдающейся, ее именно столько, чтобы создать изображению достаточную глубину. Как я уже говорил, изображение впечатляет, прежде всего, беспиксельностью, отсутствием пиксельной сетки, что крайне позитивно влияет на эффект погружения. Чистое небо смотрится шикарно! Игра света и теней на большинстве сцен также впечатляют. 

При использовании матового экрана яркость в 1191 люмен даст превосходное изображение диагональю до 130 дюймов, а переход в эко-режим лампы снижает яркость до максимальной в режиме «Reference» — 794 люмен. Эту яркость можно использовать на меньших диагоналях, либо на экранных поверхностях с усилением.

В любом случае, яркости достаточно, поэтому все компоненты изображения на хорошем уровне, но именно технология XPR — то, что делает картинку из ряда вон выходящей.

Тем не менее, поскольку данный проектор не является нативным full HD проектором, то вы не сможете смотреть full HD в родном разрешении, пиксель-в-пиксель. Также при тестировании четкости картинки на тестовых шаблонах нельзя не встретиться с последствиями этого. Поэтому при использовании в full HD с интерфейсом компьютера, вы не получите идеальной четкости — пиксели будут размыты. 

Кстати, проектор способен работать в режиме 24 кадра в секунду — даже при подключении к ПК режим 24 Гц стоял у меня по умлочанию. По идее это должно позволить правильно отображать киноконтент в формате 24 кадра в секунду.

Хорошим дополнением при просмотре служит функция PureMotion, дающая плавное движение в стиле 60fps. Настройка имеет различные режимы от Выкл. до 1 — 3. Я с удовольствием использовал режим «2» на «Безумном Максе», и на мой взгляд фильм выигрывал от задействования данной функции. У меня возникло такое впечатление, что в ситуациях, когда проектор не готов качественно осуществить кадровую интерполяцию на сложных сценах, кадровая частота просто остается неизменной. Другими словами, переход между плавностью и стандартной частотой кадров может быть заметен, но вот грубых артефактов или рывков я не обнаружил. 

Функция «PureMotion» включена в набор «улучшалок» под названием «PureEngine» — в этом меню находятся, собственно, PureMotion, PureColor и PureContrast. Тем не менее, особого резона «улучшать» Blu-Ray контент в плане цветопередачи я не вижу, хотя пользователь может экспериментировать и выбрать то, что ему нравится.

Что касается функций увеличения детализации, то функция «UltraDetail» так себя и не проявила в деле. В каких бы режимах я ее ни включал, на моем тестовом образце она не давара видимой разницы. Я уж не знаю, в чем дело. В принципе, при просмотре кино имеет смысл регулировать стандартную резкость («Sharpness»), которая при установке на среднем уровне дает очень неплохой результат в прорисовке тонких деталей. Я бы рекомендовал оставлять Sharpness включенной на 4K контенте.

4K и Ultra HD

Не нужно быть слишком многословным, чтобы описать ощущения от 4K. Optoma UHD65 справляется с отображением 4K превосходно и вполне создает эффект, свойственный дорогим домашним проекторам. Я использовал различный 4K контент, и был крайне доволен тем, как большой экран сочетается с тонкими деталями и довольно контрастным беспиксельным изображением. Я даже специально искал 4K контент для тестирования именно этого проектора. Какое это удовольствие — вглядываться в горизонт на Optoma UHD65.

Но 4K — одно, а UltraHD — другое. Поддержка Ultra HD данным проектором сводится к поддержке соответветствующих форматов сигнала и интерфейсов. Мне принципиально не удалось вывести изображение далеко за пределы цветового пространства sRGB — прямо сейчас передо мной диаграмма, где написано «105% Rec.709; 77,4% DCi-P3». То есть, цветовой охват с точки зрения sRGB контента превосходен — никаких вопросов, но DCI...  Мой опыт говорит о том, что ламповые проекторы затачиваются под конкретное цветовое пространство. К примеру, у Epson мы годами знаем функцию «кинофильтр», знали, что в  режиме «Кино» в оптическом тракте проекторов с этой функцией выдвигается оптический фильтр, специальная стекляшка, обрезающая спектр и делающий базовые цвета более насыщенными, при этом снижая яркость. Впоследствии это переросло в скромную строчку «поддержка DCI пространства». В ходе тестирования, у UHD65 не удалось обнаружить DCI охвата. 

Касательно HDR, то есть «высокого динамического диапазона», UHD65 является классическим проектором стандартного динамического диапазона (яркость/контрастность). В частности, особого запаса лишней яркости нет. Поэтому речь идет о поддержке современных стандартов, которая должна быть у современного 4K проектора.

Довольно необычно реализованы HDR режимы. Есть режим изображения «HDR», а есть настройка изображения «Динамический Диапазон» (Dynamic Range), где вы выбираете между «автоматическим определением», «выкл.» и конверсией SDR в HDR. Таким образом, при подаче на проектор HDR сигнала, HDR режим динамического диапазона должен сам активироваться. В ряде случаев, отображая HDR с компьютера, он никак не определится. Тогда вам придется унизиться и использовать «SDR в HDR» конверсию. Здесь у меня загадка: а не является ли «конверсия в HDR» просто красивым названием для слова «Вкл.»? В принципе, конверсия SDR в HDR для меня кажется бессмысленным кощунством, поэтому я использовал данный режим именно для принудительного включения HDR в ситуациях, когда HDR не определяется проектором. 

Другие особенности изображения

Как я уже говорил, при использовании тестовых шаблонов, проверяющих резкость, мы не получаем идеального результата, поскольку не работаем в нативном full HD или 4K. В 4K проектор неплохо справляется с отрисовкой параллельных линий шириной в один пиксель, достигая хорошей точности. Окружности шириной в один пиксель выглядят достаточно аккуратно. В разрешении 1920x1080 детали, безусловно, не теряются, но нет четкости очертаний, поскольку нет нативного 1080p. Правилом хорошего тона у домашних проекторов до сих пор была возможность отключить 4K эмуляцию при переходе в Full HD, что позволяло получить идеальные результаты на тестовых шаблонах, когда каждый пиксель на своем месте. У Optoma UHD65 4K эмуляция остается включенной, поэтому границы будут смягченными. На черном экране также заметна синеватая окантовка вокруг белых точек — возможно, оптические аберрации объектива. Глубокие черные цвета имеют небольшой уровень цифрового шума, заметный в непосредственной близи от экрана — типично для многих DLP проекторов. Вывод на экран черно-белой сетки обнаруживает легкий «эффект радуги».

В большинстве режимов при задействовании 4K разрешения проектор демонстрирует очень ощутимую задержку вывода, влияющую на удобство работы с интерфейсом ОС компьютера.

Вшешний вид и установка

Внешний вид проектора рассматривался в данном ролике:

Корпус выглядит нейтрально и не привлекает внимания. Предполагается, что проектор установят стационарно, и он не будет выделяться. Следуя моде, корпус покрашен в черный цвет, что символизирует способность затеряться на фоне затемненного помещения домашнего кинотеатра, тогда как более младшие модели линейки домашних проекторов Optoma — белые.

Параметры установки и влиения регулировки сдвига объектива описаны в следующей таблице:

Сдвиг по вертикали удобно считать, так как при настольной установке изначально нижняя граница изображения находится на уровне объектива, а с помощью сдвига объектива может быть приподнята на 15% от высоты изображения.

Как говорилось выше, отношение проекции составляет 1,39 — 2,22 (отношение расстояния до экрана к ширине картинки).

Выводы

Что такое Optoma UHD65? Это 4K контент на большом экране у вас дома. Это беспиксельный full HD контент на большом экране у вас дома. Это вполне осязаемое преимущество и суть данной модели. Цветовой охват хороший и отлично подходит для просмотра Blu-ray, как и яркость. Изображение получается сочным и живым. Контрастность средняя для этого ценового сегмента, но достаточная для создания правильного кинематографического эффекта. Есть у проектора и качества, которые в данном сегменте считаются слабыми сторонами. Все это определяет условия использования данного проектора: обычные помещения без черных потолков и проч., выключенный свет. Я получил свою порцию удовольствия от Optoma UHD65!

1 комментарий

Добрый день!
Спасибо за обзор, купил данный проектор, подбираю экран. Подскажите пожалуйста ваше мнение, подойдет ли Projecta HD Progressive 1.1 (126")? Комната полностью затемнена но стены серые и потолок также светлый. То есть нельзя назвать полноценным подготовленным домашним кинотеатром с черными стенами, потолком и тп. Больше всего не могу определиться с коэффициентом усиления — стоит ли взять меньше 1 или выше. Серый или белый…
avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.