Проекторы для игр

Итак, проектор для игр. Первый вопрос — зачем? Зачем нужен проектор, когда есть игровые мониторы? Бывалые геймеры часто видят, что на больших официальных мероприятиях, будь это выставки или соревнования, проекторы используют для трансляции события перед большой аудиторией, но это — скорее про трансляции, чем про игры.

Вместо формального ответа лучше взглянуть на серьезные симуляторы и тренажеры, в которых используются проекторы, начиная от систем подготовки пехотинцев, заканчивая авиасимуляторами. Недавно была новость про симулятор диспетчерской службы аэропорта, использующий 360-градусную панораму. Как правило, описанные выше специфические проекты предполагают использование ярких инсталляционных проекторов, часто с экранами изогнутой формы или даже широкими экранами, для которых необходима «сшивка изображений» сразу нескольких проекторов. 

Геймер смотрит на это и думает: «Однажды у меня тоже будет свой симулятор, с проекторами и панорамами.»

Содержание
  1. Тип проектора
  2. Задержка вывода
  3. Игра с мобильных устройств
  4. Режимы
  5. Яркость
  6. Контрастность
  7. Артефакты
  8. Гамма
  9. Поддержка 3D
  10. Установка

Как помню, началось все когда-то с вирпилов, хотя могу ошибаться. Игрокам Ил-2 Штурмовик было очень важно иметь круговой обзор на 360 градусов, в связи с чем активно использовались датчики поворота головы, а затем широкую популярность приобрело подключение нескольких мониторов, что было наиболее интуитивно: «левое окно», «ветровое стекло», «правое окно». Почти вся тактическая обстановка, как на ладони. Теперь, когда проекторы в достаточной степени подешевели, только представьте себе, каково это — повторить это с проекторами…

Левая стена — левое окно, правая стена — правое окно… Вот это я называю эффектом погружения! Конечно, для большинства геймеров это перебор. Три проектора — это дорого, ведь и на один проекционный экран бывает трудно найти место. Плюс морока с установкой. Поэтому лучше говорить об инсталляции из одного проектора, тем более, что сегодня любая стандартная модель потянет экран диагональю до 130 дюймов (288 см в ширину). В зависимости от расстояния от зрителя до экрана, это создает тот или иной уровень заполнения поля обзора. Сидя достаточно близко к экрану, можно обнаружить, что разрешение full HD уже не является признаком идеальной детализации. Кстати, я вечно слышу, что нет 4K контента. 4K контент — это игры! Ну да бог с ним — 4K проекторы — штука специфическая и дорогая. Я до сих пор ни разу не видел, чтобы их демонстрировали бы с играми.

Вернемся к значимости больших диагоналей для игр. При таких диагоналях восприятие видеоряда полностью меняется. Лично для меня открытием было, когда я впервые увидел на проекторе сцену погони за мотоциклом из «Терминатора 2» — это невообразимо круто! Обращаешь внимание на каждую мелочь типа мусора на дороге и сопровождаешь это взглядом. Брызги из под колес, которые раньше воспринимались, как само собой разумеющееся, внезапно создают ошеломляющий эффект, собственно, как если бы вы на полной скорости проехались по луже на мотоцикле. При достаточно высокой яркости еще и вода ослепительно сверкает.

В общем, раньше я просто не знал, что эти детали там были, и дело было не в разрешении. Правда, это — всего лишь реклама преимуществ кинотеатра перед экраном смартфона. Очевидно же, что на большом экране смотреть круче. Правда, с удивлением обнаруживаю, что не каждая игра раскрывает возможности проектора по созданию «вау-эффекта», хотя, очевидно, возможностей добиться эффекта погружения при использовании проектора больше.

Итак, что важно учитывать при выборе проектора для игр? Конечно, вопросы установки являются первостепенными, но мы рассмотрим их в конце статьи.

Тип проектора

Самым очевидным и простым вариантом являются домашние проекторы с full HD (1920x1080) разрешением с ценой около $1000. 

Более бюджетной альтернативой могут быть модели с разрешением 1280x800 (WXGA), предназначенные для презентаций — эти проекторы должны стоить существенно дешевле. 

Если вы ищете проектор, который можно таскать с собой, то рекомендую посмотреть небольшую статью про мини-проекторы.

Еще один экстравагантный вариант для тех, кто может себе это позволить — яркие проекторы. Эти делятся на большие инсталляционные (10 кг и более) и «более-менее компактные», с яркостью около 5000 люмен. На первый взгляд это может показаться странным — тратить на дополнительную яркость те деньги, которые можно было бы потратить на контрастность и точность цветопередачи, но яркие проекторы позволяют не только задействовать экран больших размеров, но и существенно улучшить изображение в освещенном помещении, а также — создать «HDR эффект», связанный с достаточно высоким уровнем яркости, напоминающим реальность. Под HDR последнее время, понятное дело, имеют в виду новые стандарты Ultra HD, и HDR должен предполагать всего одну вещь — огромную контрастность с увеличенным порогом максимальной яркости. Когда я говорю о HDR-эффекте, я прежде всего говорю о высоченной яркости. 

Что касается освещенных помещений, то бывает всякое. Обычный проектор все равно не справится с ярким солнечным освещением, только с умеренным. Насколько умеренным? — офисные проекторы яркостью в 3000 люмен должны давать разборчивую картинку при офисном освещении, которое обычно сильнее, чем домашнее. Так что, чтобы картинка в том же офисе была не разборчивой, а красивой при максимальном освещении, то, как говорится, извольте выложить больше яркости.

Ну и наиболее стандартный путь улучшения изображения вместе с ценой — это более дорогие домашние проекторы. Впрочем, не каждый более дорогой домашний проектор достаточно быстр (обладает низкой задержкой), а условия освещения в комнате также различаются и предполагают выбор специализации: если «проектор для гостиной» обладает приличной яркостью и средней контрастностью, то «проеткор для домашнего кинотеатра» не нуждается в лишней яркости, но должен обладать передовой контрастностью. Часто один проектор подходит для обеих задач.

Теперь — что касается конкретных параметров.

Задержка вывода

К сожалению, проекторы не всегда делаются с расчетом на возможность использовать в качестве игровых. Самые дорогие модели могут иметь запредельно высокую задержку. Влияет задержка вывода сигнала на инерционность управления. Чем проектор медленнее, тем менее жесткой ощущается связь между действием мышью (геймпада) и происходящим на экране. Скажем, в автосимулятор играть с задержкой 100 миллисекунд можно, но в Counter-Strike — совершенно неприемлемо. Как ни странно, стратегии в реальном времени тоже требуют высокой скорости отклика — нужно мгновенно выделить нужные юниты и раздать приказы, а при высокой задержке вы замечаете, что надо еще попасть мышью в этот чертов юнит...

При частоте кадров в 60 fps один кадр равен 1000мс/60 = 16,6666… миллисекунд. Исходя из той логики, что вы не можете потерять полкадра — вы либо теряете кадр, либо нет — получается, что есть несколько классов проекторов по скорости отклика.

  1. Супербыстрые — до 16,6 мс (пропуск 1 кадра)
  2. Быстрые — до 33,3 мс (пропуск 2 кадров)
  3. Довольно быстрые — до 49,9 мс (пропуск 3 кадров)
  4. Так себе быстрые — до 66,6 мс (пропуск 4 кадров)
  5. И т.д.


По моим субъективным ощущениям, второй класс скоростей не создает никаких препятствий при игре в динамичные игры — управление ощущается, как мгновенное, движения мыши намертво привязаны к повороту камеры.

Данные о скорости отклика можно получить в обзорах, хотя стоит учитывать, что они могут быть в той или иной степени точны. Как правило, измеряется задержка сравнением с ЭЛТ монитором или устройством с уже известной задержкой. Иногда используют специальные устройства, такие как описанное в этой статье.

У некоторых проекторов есть специальный «игровой» или «быстрый» режим, снижающий задержку, но и негативно влияющий, очевидно, и на качество изображения.

Но есть несколько нюансов. Во-первых, «Игровой» режим может быть так назван только из-за особенностей цветопередачи, а не из-за скорости.

Во-вторых, у игрового проектора необходимо отключать все настройки, улучшающие изображение, например улучшалки резкости или плавности движения. 3D режим также увеличивает задержку вывода. Ну и беспроводная связь типа Miracast, конечно, тоже. Вообще, замедление в 3 раза достигается включением этих дополнительных функций легко. 

Игра с мобильных устройств

Тут, пожалуй, все просто — провод MHL. Учитывайте только, чторазрешение устройства может быть меньше, чем разрешение проектора — то, что выглядит аккуратно на нем, на проекторе может смотреться довольно небрежно.

Режимы

Мы подошли к вопросу о режимах изображения. У ламповых проеткоров есть объективные причины, по которым есть некий уровень яркости, при котором достигается наиболее точное изображение, ну а повышение яркости связано с потерями этой самой точности, но позволяет увеличить максимальную яркость раза в два. Таким образом, максимальная яркость имеет отношение к самому яркому и самому неточному режиму, который может быть пригоден к работе в освещенном помещении, поскольку там тонкости цветопередачи заметны меньше, а может быть чистой формальностью — демонстрировать, что проектор может достигать заявленного уровня яркости, а на деле вы никогда не захотите им пользоватьтся и будете включать более точный и менее яркий режим. Совершенно логично, что менее яркий и более точный режим создан для работы в темноте, ну или при меньшем внешнем освещении. Дополнительно яркость регулируется изменением уровня энергопотребления (Нормальный, либо Эко-режим лампы).

Ну и есть некие компромиссные режимы между ярким и неярким —  могут называться “Презентация” или “Гостиная”, или даже “Яркое Кино”.

Точные режимы могут отличаться наличием либо отсутутвием намеренного усиления цветов, либо гаммой (см. ниже).

Примеры названия режимов:

  • Яркий/Макс. Яркость/Динамический — самый яркий
  • Презентация/Гостиная/Яркое Кино — компромисс
  • sRGB, Нейтральный — точный, темнота или минимальное освещение
  • Кино, Театр — точный, либо приукрашенные цвета, заточен под темноту

Яркость

Самый яркий режим проектора предназначен для частично освещенного помещения. Конечно, специфика видеоигр такова, что далеко не всегда пользователь захочет играть в темноте. Поэтому, читая обзор проектора, стоит обратить внимание на качество изображения в наиболее ярком режиме, либо в компромиссном режиме, который может называться “Презентация” или “Гостиная”, или даже “Яркое Кино”. Безусловно, эти режимы предназначены для умеренного освещения, ибо даже на мониторах мало кто захочет играть при полной иллюминации. В  принципе, практика показала, что проекторы компании Epson (точнее, 3LCD проекторы) имеют свойство очень хорошо проявлять себя в освещенном помещении – все благодаря тому, что именуется “цветовой яркостью”, но при этом могут демонстрировать меньшую контрастность. Тем, кто не сталкивался с феноменом низкой цветовой яркости, сама концепция может показаться противоречащей здравому смыслу, но проекторы и мониторы устроены немного иначе, и принцип работы одноматричных проекторов в большей степени отличается от того, как формирует изображение монитор.

В любом случае, в слегка освещенном помещении чем больше яркости, тем лучше, а вот в темноте есть некий оптимальный уровень макс. яркости, выше которого подниматься не рекомендуется. Впрочем, ниже – тоже. При настройке изображения по стандартам домашних кинотеатров приходится исходить не только из “яркости” (светового потока проектора), но и из размера экрана и свойств экранного полотна, ведь подин и тот же проектор при различном размере экрана даст совершенно различную яркость изображения. А световой поток неизменен и его принято называть «яркостью» для простоты.

Калибровка проектора – тема для отдельной статьи, но в своих обзорах я стараюсь писать о том, какой размер экрана получается в том или другом режиме при соблюдении оптимальной для темного помещения яркости. Как правило, в итоге оптимальная яркость составляет около 1000 люмен. 

Так что приходится перед покупкой проектора не только понимать, собираетесь ли вы использовать его в темноте, при свете, либо при слабом свете – нужно также учитывать размер экрана. 80 дюймов можно считать маленьким, 130 – большим. Разница по площади между этими вариантами – примерно в 2,6 раз, что должно соответствовать разнице по яркости.

Контрастность

Контрастность является отношением яркости белого к яркости черного, но, раз уж мы рассмотрели яркость отдельно, то контрастность отвечает только за уровень черного, или же за диапазон оттенков между черным и белым. Высокий уровень контрастности важен не только на темных сценах, чтобы черный был действительно черным. Прежде всего эффект повышенной контрастности давно в моде. Особено любят усиливать эффект теней и сочетать на одном объекте свет и резкие тени. По-хорошему, высокий уровень контрастности должен создавать выраженный эффект объемности изображения, контрастная картинка кажется трехмерной.

Доверять заявленным производителем уровням контрастности не имеет особого смысла – реальные уровни контрастности выше 1000:1 – это уже очень здорово для проекторов за $1000! Контрастность, собственно, является ключевым параметром проекторов для домашнего кинотеатра, влияющим на цену.

Тем не менее, важность контрастности тем меньше, чем больше света в помещении, вплоть до того, что при включенном внешнем освещении значмость контрастности практически полностью исчезает. Я вовсе не обесцениваю значимость контрастности, но просто есть условия, при которых преимуществом проектора по контрастности невозможно воспользоваться. Поэтому по значимости конрастности проектор может быть: для домашнего кинотеатра (максимальная значимость), для гостиной (средняя) и для освещенных помещений (минимальная значимость).

Стоит отметить, что при прочих равных, преимуществом по контрастности в начальном ценовом сегменте обладают одноматричные DLP проекторы, ну а в более дорогом сегменте появляется трехматричная технология LcoS и ее варианты, а 3LCD проекторы достигают контрастности DLP моделей на чуть более высокой ценовой отметке. В связи с этим, плюс вопрос яркости, самые дешевые DLP проекторы идут, как бюджетный проектор для темноты или слабого уровня освещения, а 3LCD — скорее как для приличного и слабого освещения. Хотя для темноты они тоже вполне годятся, у DLP обычно будет перевес в контрастности. Зато следующего ценового уровня DLP проектор, по моему опыту, не будет обладать прорывнымулучшением качеств, а вто 3LCD проектор может обладать огромным приростом контрастности.

Одна из причин, позволяющей производителям завышать параметр контрастности – это «динамическая контрастность», то есть способность проектора на темных сценах, где максимальная яркость не востребована, частично перекрывать световой поток, позволяя улучшить глубину черного цвета. Это делается либо автоматической диафрагмой, либо регулировкой яркости лампы. В любом случае, эту возможность при желании можно отключить, а про ее полезность в играх можно спорить. К примеру, для однопользовательских игр это может быть полезно, а вот там, где от проектора требуется абсолютная предсказуемость и стабильность работы, это может игрокам не понравиться. В некоторых режимах автодиафрагма может быть недоступна.

Артефакты

Артефакты – это нечто, чего не должно быть на экране. На практике, две наиболее очевидные небольшие проблемы характерны для одноматричных DLP проекторов. Наименьшая и практически неважная проблема – это цифровой шум на черных участках изображения, но увидеть его можно только вблизи экрана.

Более проблемно ситуация выглядит с «эффектом радуги». Видеоигры, в которых спонтанные движения камеры и резкие движения глаз по экрану являются нормой, будут легко и часто обнаруживать «эффект радуги» в виде появляющегося на долю секунды цветного шлейфа за яркими объектами на темном фоне. Если проектор оборудован колесом конфигурации RGBGRB, то, как правило, этот эффект будет заметен лишь на ограниченном перечне сцен и не будет заметен на сценах без очень резкого контраста светлого и темного. Я бы сказал, что наличие RGBRGB колеса у DLP проектора является обязательным, если проектор берется для домашних развлечений и игр. 

Гамма

«Гамма-коррекция» отвечает за одинаковую различимость всех оттенков между черным и белым. Опасаться кроется в ситуации, когда темные оттенки изображения становятся слабо отличимы друг от друга, а другая крайность — слишком резкие различия оттенков «теней», то есть цветов, близких к черному, в результате чего яркость увеличивается слишком рано и изображение выглядит неконтрастно. Гамма же — это функция, описывающая зависимость яркости, которую нужно отобразить, от уровня сигнала. К примеру, если есть задача отобразтьб 5% черный, то при свете это будет одна яркость, а в темноте — другая. Иначе будет либо неразличимость темных оттенков, либо эффект низкой контрастности.

Итак, гамма должна быть разной для темноты, освещенных помещений и частично освещенных. Обычно считается, что «гамма 2.4» — это идеально для полной темноты, «гамма 2.2» идеальна для еле-еле освещенных помещений, а «гамма 2.0» — для освещенных помещений. Пожалуй, единственное, что может сказать обзорщик проектора — это то, похожа ли гамма конкретной модели в том или ином режиме на стандартную, или нет, адекватна ли гамма условиям освещения, для которых предназначен этот режим. Подробнее про гамму можно почитать здесь.

Поддержка 3D

Что может быть круче, чем играть в стереоскопическом режиме на проекторе? Есть две главные потенциальные проблемы: яркость и задержка. Следует ожидать, что при использовании 3D режима задержка возрастет, а вот насколько — никто вам не скажет. Что касается яркости — можно смело считать, что именно тот проектор обладает ярким 3D, у которого при максимальной яркости в 2D режиме картинка приличная. В 3D режиме проектор использует всю яркость, на какую способен, поэтому это суждение справедливо. По крайней мере, для устройств до $2000. Если взять два одинаковых по яркости в 3D режиме проектора, то их бы стоило сравнить уже по наличию или заметности эффекта перекрестного наложения, или, иначе говоря, двоения. Если 3D очки недостаточно надежно закрывают изображение от глаза, которому оно не предназначено, то и возникает просвечивание ярких объектов и их двоение.

Установка

Возможно, с этого стоило бы начать. В процессе установке приходится учитывать:

  • Габариты и массу проектора
  • С какого расстояния достигается желаемый размер экрана
  • Насколько смещено изображение по вертикали относительно центра объектива (офсет)
  • Какова гибкость установки — есть ли оптический зум и функция «сдвиг объектива», а также простые, но в некоторых случаях действенные функции, такие как трапецеидальная коррекция геометрии


«Трапецеидальная» звучит сложно, но на деле означает, что вы сможете поставить проектор под углом к экрану. Вертикальная коррекция есть у всех бюджетных моделей и позволяет проектор поставить выше или ниже,


Проектор стоит под наклоном, значит использует вертикальную коррекцию.
А если бы стоял на ярус выше, этого бы не потребовалось.

а горизонтальная, если она есть — левее или правее центра экрана. Это полезно при быстрой временной установке, но дает уменьшение резкости изображения.

Пример использования горизонтальной трапецеидальной коррекции при установке.
Проектор стоит на столике, изображение смещено вверх.


Пример использования горизонтального сдвига бъектива при установке.
Проектор стоит на шкафу или полке, изображение смещено вниз (тоже сдвигом объектива).

Сдвиг объектива, в свою очередь, является роскошью и есть далеко не у каждой модели. В полном смысле, проектор «со сдвигом» позволяет существенно сместить изображение по вертикали или горизонтали, что не приводит к ухудшению резкости. Это очень удобно при установке проектора на временной основе, либо в необычном месте помещения. Пример — на шкафу сбоку от экрана. У проекторов с большим уровнем сдвига объектива фиксированного сдвига (офсета) нет фиксированного сдвига — центр объектива изначально совпадает с центром изображения. Уровень сдвига измеряется в процентах относительно ширины, либо высоты экрана.

На рисунке — 4 варианта установки проектора с точки зрения смещения изображения по вертикали. Все они доступны моделям начального уровня без фунции сдвига объектива и трапецеидальной коррекции:

1. Классический настольный вариант (не обязательно короткофокусный).
2. Установка на полке/стойке чуть выше головы.
3. Крепление проектора к полке в перевернутом виде подручными средствами, либо настенное крепление.
4. Нормальное потолочное крепление.

Обратите внимание: проектор 1 не очень подходит для установки в положение 2, и наоборот, потому что у проектора 1 изображение поднимается слишком высоко, а у проектора 2 опускается слишком низко.

Соответственно, если данной функции нет или она невелика, то есть фиксированный «офсет» — изображение при установке проектора на столик смещается вверх, а при потолочной установке, то есть при установке на потолочное крепление в перевернутом виде, изображение будет сдвинуто вниз. 

Проецируя со столика, проектору желательно быть короткофокусным, то есть иметь низкое значение «проекционного отношения» (<1). При проецировании с задней полки проектор должен обладать функцией «сдвиг объектива» — изображение сильно смещено вниз.

Главный параметр, который необходимо учитывать при установке — это «проекционное отношение», отношение расстояния от объектива до экрана к ширине экрана. Если оно равно двум, то расстояние до экрана в два раза больше ширины изображения. Ну а оптический зум позволяет и здесь получить некую дополнительную возможность для маневра — расположить проектор дальше или ближе, не меняя размера экрана, либо, установив проектор на прежнем расстоянии, немного изменив размер экрана. Это «немного» может быть в 1,2 раза, а модет — в 2,4 раза.

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.