Обзор домашнего full HD проектора Optoma HD27

Обновлено 8.11.2016 — добавлно видео:

Выводы

Optoma HD27 отличается от аналогичных одноматричных домашних DLP проекторов по своей философии, и благодаря этому занимает особое место и не сливается с другими конкурирующими моделями.

Он хорошо показывает себя в темноте в качестве бюджетного проектора для домашнего кинотеатра, обеспечивая хорошую яркость и хорошую цветопередачу. Тем не менее, некоторые другие модели, обычно оснащаемые цветовым колесом схемы RGBRGB, могут оказаться чуть сильнее и по точности цветопередачи, и по яркости в точном режиме.

Однако, HD27 также заточен под работу в освещенном помещении на яркости, которая упомянутым моделям недоступна. Благодаря тому, что разработчики намеренно стремились вывести производительность данной модели по цветопередаче в освещенных помещениях на уровень, недоступный упомянутым проекторам с RGB колесом, универсальность и ценность Optoma HD27 существенно возрастают. Проектор довольно успешно пытается «убивать сразу двух зайцев», качественно работая в темноте и при свете. Можно сказать, что HD27 находится где-то между классическими домашними DLP проекторами с их более высокой контрастностью и четкостью пикселей и 3LCD проекторами с их превосходной цветопередачей в освещенных помещениях. 

Проектор компактен и легок, однако короткофокусным не является и требует приличного удаления от экрана, затрудняя такие варианты установки, как на столике между зрителем и экраном. Также следует отметить отсутствие возможности сдвигать проектор в бок от центральной линии экрана, поскольку у него нет горизонтальной коррекции трапеции.

Optoma HD27 в режиме «Игра» в освещенном помещении -
оттенки кожи выглядят адекватно

Плюсы и минусы по сравнению с типичным домашним full HD DLP проектором начального уровня:

Плюсы:

  • Более высокая практическая яркость, способен работать в более освещенных помещениях, более универсален
  • Более низкая цена


Минусы:

  • Чуть меньшая контрастность в темноте
  • Яркость в точных и неярких режимах находится строго на необходимых уровнях, нет запаса
  • Немного менее точная цветопередача (вряд ли моно определить на глаз)
  • Возможно, чуть более заметная «радуга» в темноте на контрастных сценах


Плюсы и минусы по сравнению с типичным домашним full HD 3LCD проектором начального уровня:

Плюсы:

  • Более высокая контрастность в темноте
  • Более высокая четкость пикселей
  • Более низкая цена


Минусы:

  • Более низкая практическая яркость
  • Цветопередача в самых ярких режимах заметно хуже
  • Немного менее точная цветопередача в темноте  (вряд ли моно определить на глаз)
  • «Эффект радуги»

Концепция устройства

Optoma HD27 очень напоминает классический офисный проектор. Держа набор дополнительных функций на минимальном уровне, производителю удается снизить стоимость устройства. От офисных проекторов данную модель отличает улучшенный цветовой охват, близкий к sRGB, достаточно высокая точность цветов, а также наличие продвинутых настроек изображения, не свойственных офисным моделям. Использование цветового колеса с конфигурацией, близкой к офисным проекторам, Optoma HD27 совершенно иначе работает в режимах высокой яркости, производя изображение без чрезмерно сильного зеленого оттенка, свойственного самым ярким режимам картинки проекторов с RGBRGB колесом.

Несмотря на возможность достичь более высокую яркость, получив при этом адекватную цветопередачу, Optoma HD27 делает это с лампой мощностью 195 Вт, тогда как своего рода традицией стало использование лампы мощностью 240 Вт в проекторах с цветовым колесом типа «RGBRGB». Достигается такое преимущество именно за счет усиления яркости белого относительно цветовой яркости, но непременно в сочетании с продуманным цветовым колесом, позволившим проектору избежать большинства проблем с цветопередачей, свойственных проекторам без RGBRGB колеса. Также стоит учитывать, что использования цветового колеса с конфигурацией RGBRGB позволяло проектору эффективнее бороться с «эффектом радуги», особенно в темноте.

Внешний осмотр

 

Перед нами легкий проектор с массой 2,5 кг. Корпус довольно компактен и, хотя его дизайн прост и явно не стремится уйти от образа офисного проектора, выглядит Optoma HD27 органично, как «вещь в себе» — такая цельная белая коробочка, очень собранная, не имеющая ничего лишнего. Дизайн корпуса и все его линии кажутся завершенными и почему-то проектор даже приятно держать в руках и рассматривать — настолько он… правильный, что ли? Все боковые стенки представляют собой единую деталь, отлитую из матового пластика. Монолитность этой конструкции нарушает спереди торчащий из нее объектив, а сзади — панель разъемов.

Верхняя крышка плоская и глянцевая. В крайних положениях регулировки зума рычажок не выступает за габариты верхней крышки, а в среднем положении он немного торчит. Кнопки встроенной панели управления тоже выступают за габариты. А вот фокусировка регулируется поворотом самого объектива.

Рядом с объективом спереди расположен инфракрасный датчик для пульта, второй датчик встроен в панель на верхней крышке, как будто вместо одной из кнопок.

Задняя панель. Набором элементов задней панели проектор HD27 защищает свою заявку на размежевание с офисными проекторами. Имеется порт для синхронизации 3D и миниджек разъем «12В триггер», — функции, предназначенные, скорее, для достаточно продвинутых пользователей и характерныи именно для домашних проекторов.

Есть 2 HDMI 1.4 разъема, один из них поддерживает MHL, рядом расположен порт USB на 5В для питания беспроводных донглов. Собственно, все.

То есть, совсем все. VGA нет, и, тем более, нет никаких композитных/компонентных/S-Video входов. Это — тоже попытка дистанцироваться от офисных и школьных проекторов. Возможно, это позволяет также немного снизить стоимость проектора и, действительно, тенденция исзавляться от устаревших разъемов действительно присутствует, но только в рядах флагманских моделей. Но когда бюджетный 1080p проектор отказывается от VGA разъема… И, вы знаете, это работает на имидж. Некоторые производители любят делать дизайн «под современный смартфон» — никаких лишних разъемов и кнопок. Тем не менее, мне кажется правильным, когда сперва новшество обкатывается и доказывает свою состоятельность в дорогих моделях.

Установка

Опирается проектор на три регулируемые по высоте резировые ножки на винтах. Винты каждой из них можно выкрутить сантиметра на 3, что позволяет сильно наклонять проектор, в том числе — вниз, подняв задние ножки. Это дает возможность сильно наклонить проектор не только вверх, но и вниз, компенсируя искажения вертикальной корректировкой трапеции.

К сожалению, горизонтальной коррекции нет, что могло бы быть полезно для этой достаточно длиннофокусной модели и позволило бы поставить проектор сбоку от центра экрана, пусть и с потерей четкости.

Заявленное проекционное отношение (расстояние до экрана, деленное на ширину экрана) составляет от 1,48 до 1,62. Оптический зум — 1,1. 

Вот таблица для определения размра экрана, расстояния до него и офсета из руководства пользователя Optoma HD27:

Под офсетом подразумевается расстояние от уровня центра объектива до нижней границы проектора (при настольной установке):

Пульт. Прежде всего, у пульта есть яркая синяя подсветка, а функции «Вкл.» и «Выкл.» разнесены на разные кнопки. Пульт небольшой, формы плавные — приятно держать в руке. По всему видно, что пульт сделан для домашне-кинотеатрального проектора, а не для офисного, при этом он легкий и довольно компактный — самое то. 

Я выскажу замечание относительно такого момента, что сигнал почему-то не рикошетит от экрана и приходится направлять пульт на проектор. 

Среди кнопок на пульте есть выбор источника, и меня позобавило наличие целого ряда кнопок с источниками сигнала, которые проектор не поддерживает.

Зато есть целых три пользовательские кнопки.

Меню. Меню обычное. Не скажу, что из числа самых интуитивных, но и затруднений не вызывает. Как и должно быть, все настройки проектора доступны через меню.

Как уже было сказано, настройки изображения достаточно продвинутые, и многие из них вы захотите использовать, чтобы получить наилучший эффект:

BrilliantColor — регулирует усиление белого. При просмотре в темноте его имеет смысл установить на «1», ну а в освещенном помещении его есть смысл оставить, используя при этом режимы «Игра» и «Яркий».

Гамма — как и положено, регулирует различимость темных объектов при различном уровне освещения. К примеру, «1,8» лучше подходит для работы при свете, а «2,4» — в полной темноте.

Есть также настройка баланса белого. По-моему, называется «RGB Усиление/Сдвиг». Если вы считаете, что картинка имеет нежелательный оттенок, то сможете это исправить, регулируя первые три параметра «Усиление Красного», «Усиление Зеленого», «Усиление Синего».

Ощущения от просмотра

Как и заявляется производителем, проектор честно стремится соответствовать стандарту Rec.709 в режимах «Кинотеатр» и, тем более, «Эталон». Эти режимы предназначены для темноты и, включив их, пользователь получает яркую, живую картинку. Я с удовольствием смотрел в этих режимах не только фильмы, но и любительские видеозаписи с природой, и изображение проектором воспроизводится очень жизнеподобно, обеспечивая объемность и яркость, необходимой для отображения солнечных сцен.

Солнечная сцена, режим «Эталон»

Солнечная сцена, режим «Яркий»

Цветопередача хорошая, цвета сочные. Хотя можно найти DLP проекторы с более высокой контрастностью, контрастность у HD27 находится вполне на уровне, хотя при отображении черного цвета и преимущественно черных сцен, привиредливые зрители могут сказать, что уровень черного средний. Тем не менее, всю необходимую глубину и объемность проектор изображению обеспечивает.

Темные/точные режимы. Вопреки ожиданиям, что режим «Vivid» будет прежде всего разукрашивать цвета, делая их более насыщенными, на практике оказалось, что он еще и усиливает яркость белого, в итоге напоминая некий компромиссный вариант для полузатемненных помещений. Выглядит он довольно специфично:

В режиме «Кинотеатр» (BrilliantColor 4) все правильно, но можно обнаружить зеленоватый оттенок:

Ну а ниже — режим «Эталон» (BrilliantColor 1) уже после ручной настройки баланса белого:

Итак, режим «Vivid» овольно интересен, но на любителя. Остаются два стандартных режима, и вы спросите: «Почему кто-то захочет предпочесть режим „Кинотеатр“?» Ответ на это дан чуть ниже — в нем, все-таки, несколько более высокая контрастность. 

Что еще можно сказать про просмотр в темноте? Не так много — изображение вполне адекватное оригинальному контенту и достаточно резкое, чтобы с уверенностью сказать, потенциал full HD контента проектор реализует и в плане четкости тоже. Яркость при этом достаточна, чтобы заполнить экран диагональю до 130 дюймов без проблем.

Теперь про придирки. Среди придирок — возникновение бандинга на некоторых цветовых переходах, в первую очередь — в оттенках синего цвета (плавные цветовые переходы могут быть немного резкими). Ну и вот это:

Эффект радуги. Одним из первых материалов, которые я начал смотреть на этом проекторе, волею случая оказался фильм «Чапаев», а также анимационный сериал «Берсерк». Как черно-белое кино, так и субтитры, были источниками «эффекта радуги». Напомню, что «эффект радуги» — это то, чем DLP проекторы неизбежно расплачивают за большую контрастность, чем у 3LCD проекторов. Еще одна сцена, хорошо выявлявшая «радугу», — это ночная улица в «Гарри Поттере»:

Глаза бегают по экрану, виден шлейф. Однако, при свете я радуги не видел.

Яркие режимы. Взглянув на характеристики цветовой яркости, которая ниже 50%, сложно понять, как Optoma HD27 добивается на большинстве сцен достаточно точной цветопередачи. Безусловно, это результат работы специалистов Optoma или Texas Instruments, а не случайность. Как я уже сказал, в режимах «Яркий» и «Игра» большинство сцен при свете в помещении выглядят правильно. Очевидно, создатели пытались сделать так, чтобы недостатки цветопередачи переместить именно в ту область, которая в любом случае пострадает от засветки. В итоге фотографии природы с нейтральными цветами давали очень хорошее качество для освещенного помещения.

slidersliderslidersliderslider

Различные снимки при освещенности экрана 34 лк (можно читать). На некоторых видны более темные цвета, на некоторых — нет.

При этом, режимы "Игра" и "Яркий" различаются. В большинстве случаев я бы предпочел режим «Игра» из-за более правильных и более выраженных цветов красного и оранжевого оттенков. Это хорошо видно на снимках ниже:

Режим «Игра» имеет и свои недостатки, такие как чуть более выраженный зеленоватый оттенок и наличия более заметных артефактов на некоторых сценах с плавными цветовыми переходами. Эти артефакты сжатия присутствуют на изначальном материале, но по цвету почти не отличаются от окружения, а в режиме «Игра» они могут внезапно вылезать.

Ниже еще пара скриншотов, посвященных отличию этих режимов уже по желтому:

sliderslider

В общем, режимы «Яркий» и «Игра» похож, но сбалансированны так, что кажды имеет плюсы и минусы. «Игра» лучше работает с желтым и красным, «Яркий» — с синими цветами.

В обоих режимах есть смысл зайти в настройки гаммы и посмотреть, что вам лучше подходит, хотя, скорее всего, это будет либо «Видео», либо «1,8». Нужно это для лучшей проработки деталей в тенях.

Измерение контрастности

Измеряя контрастность методом полного включения/выключения, в режиме «Game» удалось получить 1772:1.

В режиме «Кинотеатр» с настройкой BrilliantColor в положении «4» получается 947:1.

В режиме «Эталон» после калибровки баланса белого (см. ниже) получилось 615:1.

В целом это — хорошие уровни контрастности, хотя для DLP проекторов, традиционно имеющих здесь некоторое преимущество — средние.

В итоге, в абсолютно темном помещении приподнятый уровень черного заметен, но не создает ощущения, что это прям недостаток. Ну а при отображении контрастных сцен все просто превосходно. В целом, мне понравилась аккуратность прорисовки проектором темных объектов. К примеру, я обратил внимание, как красиво и аккуратно на одном из Интернет-видеороликов выглядел черный пиджак.

Измерения яркости

Напомню, что у одноматричных DLP проекторов, к которым относится HD27, цвет образуется с помощью технологии BrilliantColor, ну а соответствующая опция в настройках проектора регулирует усиление белого цвета по яркости.

У HD27 имеются следующие режимы изображения:

  • Кинотеатр/Cinema
  • Vivid/Vivid
  • Игра/Game
  • Эталон/Reference
  • Яркий/Bright


В каждом из них параметр «BrilliantColor» установлен в некое изначальное положение, которое производитель счел оптимальным для данного режима. Так, в режиме «Эталон» режим BC минимальный — 1. В режимах «Кинотеатр» и «Vivid» — 4. В режимах «Игра» и «Яркий» — 10. 

Я даже не пробовал менять BC в режимах «Эталон», «Яркий» и «Игра», поскольку первый из них не предполагает отклонений от стандартов. Он изначально дает правильную цветовую яркость (CLO), равную максимальной яркости (по белому), и повышать белый в нем нет смысла. Иначе какой же это «Эталон»?

А в ярких режимах понижения BC снизит максимальную яркость — какие же тогда это «яркие режимы»?

А вот в режимах Cinema и Vivid, где изначально BrilliantColor стоит на 4, был смысл попереключать его на 1 и 10. Поэтому у каждого режима указываю, какой режим BrilliantColor установлен, вследствие чего некоторые упоминаются несколько раз:

Указанные уровни яркости получены в «Ярком» (Bright) режиме мощности лампы. В Эко-режиме яркость падает в среднем до уровня 76% от приведенных значений, но в режиме «Кинотеатр»/«Cinema» выбор яркости лампы почему-то заблокирован.

Итак, мы видим, что проектор ведет себя довольно прогнозируемо, держа цветовую яркость на уровне около 800 Лм, при этом регулировка BrilliantColor позволяет менять максимальную яркость белого от 800 Лм до 1589 — 2125 (режим «Игра»). Заявленные 3200 люмен в режиме «Bright» получить не удалось, и данный режим вообще не оказался самым ярким.

Равномерность освещенности также ниже заявленного уровня и составляет около 50%, при этом зоной наивысшей яркости оказываются три соседних квадрата в правой нижней части экрана (центр нижней части экрана, правый нижний угол, правая центральная часть экрана).

Задержка вывода

Согласно измерениям на основе сравнения с монитором с известной задержкой, Optoma HD27 дает задержку вывода в 37 миллисекунд в режиме «Эталон», что соответствует 2,2 кадрам в режиме 60 кадров в секунду. Это достаточно быстро для проектора и в реальных условиях означает запаздывание картинки на 3 кадра.

Измерение цветов

Режим «Эталон»/«Reference»

Это — основной режим для затемненного помещения, поэтому он довольно важен.

Изначально баланс белого сдвинут немного в сторону желтовато-зеленого, что влияет на все цвета:

Этот оттенок равномерен по всей шкале, от черного до белого:

Скорректировать указанный оттенок довольно легко через меню («RGB усиление/смещение»), причем регулируется каждый цвет по двум шкалам (gain/offset), как и положено. Тем не менее, оба пункта на русский переведены одинаково, как «усиление». В итоге я менял первую тройку (Усиление Красного, Зеленого, Синего) и не прогадал. Баланс белого легко выправляется, а прочие цвета также встают на место вслед за ним:

После регулировок баланс белого выглядит вот так:

Тем не менее, цветам изначально присуща немного сниженная яркость, которая оказывает мизерное влияние на изображение, но это влияние достаточно, чтобы «испортить статистику». Я имею в виду то, что мы не получаем без детальной калибровки красивых показателей ДельтаЕ, несмотря на то, что почти все цвета стоят на своем месте по оттенку, демонстрируя охват, близкий к 100% sRGB.

Режим «Эталон» до калибровки.
Видно влияние недостаточной яркости (беленькое)

Лично для меня это не проблема и я не считаю, что домашний проектор начального уровня должен иметь точность цветов, как флагманская модель. Тем более потому, что, скорее всего, никто этого никогда глазами не различит.

Что касается гаммы, то при настройке в меню гаммы «2,2», ее кривая после калибровки выглядит так:

Это выглядит не как степенная функция, а как BT.1886, и это неплохо, поскольку в тенях нам дают хорошую различимость оттенков. Это особенно важно, поскольку проектор с большой долей вероятности будет эксплуатироваться не в затемненном домашнем кинозале, а в жилом помещении с выключенным светом, и щадящее отношение к теням можно приветствовать.

Тем не менее, тот факт, что гамма не соответствует в полной степени привычным стандартам, может немного снизить натуральность картинки.

Режим «Кинотеатр»/«Cinema»

Сложно точно определить, в чем отличие данного режима от «Эталонного». Прежде всего, изначально в нем стоит BrilliantColor в положении «4», что дает дополнительное усиление белого и ослабление яркости цветов. При этом зеленоватый оттенок выражен, также напоминая режим «Эталон». Точность цветов по насыщенности и оттенку несколько ниже, но взамен мы получаем выигрыш в пару сотен люмен, что вполне можно использовать, например, при каком-нибудь незначительном проникновении света в помещение, хотя я обычно предпочитал режим «Эталон».

все-таки, недостаток яркости цветов есть (BC = 4)


точность в режиме «Эталон» лучше

«Dynamic Black»

Данная функция, как я мог бы предположить, должна динамически регулировать яркость лампы, работая сходным образом с автоматической диафрагмой некоторых других проекторов. Тем не менее, мне не удалось увидеть изменения уровня черного даже при отображении черного экрана. Я до сих пор не понимаю, как работает данная функция, но она, очевидно, оказывает влияние на кривую гаммы. К примеру, установка гаммы в «2,2» в режиме «Кинотеатр» дает следующую картину яркостного отклика:

При включении «Dynamic Black», гамма выглядит следующим образом:

При выборе режима гаммы «2,4», ситуация выглядит следующим образом при выключенной настройке D.B.:

Очевидно, это слишком резкий отклик и лучше использовать «2.2», но при включении «Dynamic Black» происходит следующее:

Можно пытаться расшифровывать, что обозначает данный эффект и что он дает изображению, но я предпочитал в любом случае придерживаться версии режиссера, а не конструктора проектора, поэтому «DynamicBlack» старался не использовать.

Режим «Vivid»

По умолчанию в данном режиме, как и в режиме «Кинотеатр», стоит BrilliantColor 4. Дает это приличный прирост яркости — до 1253 Лм, но цвета заметно отстают по яркости. Тем не менее, BrilliantColor можно и отключить, ведь главная особенность данного режима — то, как он работает с оттенками цветов. В данном режиме по всем цветам, кроме синего, цвета с насыщенностью 50% получают около 70%, после чего рост насыщенности замедляется. Поскольку 100% насыщенные цвета встречаются не так часто, мы получаем существенный и хорошо заметный прирост насыщености на большинстве типов контента, на большинстве сцен. Еще раз уточню, что это не сопровождается более яркими цветами:

В режиме «Vivid» имеется голубоватый оттенок, но это не имеет особенного значения.

По данным диаграмм можно было бы предположить, что режим «Vivid» является приятным дополнением для ситуаций, когда хочется разукрасить картинку. В реальности в нем присутствует также довольно сильный элемент усиления общея яркости, то есть белого. Другими словами, яркость цветов ниже, но насыщенность выше. Это дает некий необычный эффект, который, вероятно, лучше всего сработает в полузатемненных помещениях.

Яркие режимы

Визуально режим «Игра» мне понравился больше. Разбираясь, становится видно, что у него по умолчанию есть несколько особенностей:

  • цвета похожи на режим «Vivid», то есть достигают высокой насыщенности раньше положенного
  • немного иначе распределена яркость цветов (в «Ярком» режиме сильнее зеленый, желтый и голубой, а в «Игровом» — красный, синий и маджентовый)
  • в режиме «Игра» гамма кажется более адекватной для умеренно освещенного помещения, тогда как режим «Яркий», вероятно, делался под сильное освещение — его гамма очень низкая
  • ну и общий оттенок у более яркого режима «Игра» зеленый, а у «Яркого» — голубой, хотя «Игра» все равно лучше


Как видно на схемах ниже, у этих двух режимах немного по-разному распределена яркость цветов:

Режим «Яркий»
 

 Режим «Игра»

Цветность, режим «Яркий»

Цветность, режим «Игра»

 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.