Обзор домашнего Full HD / 4K проектора Epson EH-TW7300

Нельзя рассматривать проектор вне контекста его ценовой группы. EH-TW7300 — старшая модель средней ценовой группы домашних проекторов Epson, дальнейшее развитие EH-TW6700 и EH-TW6800. Но как внешне, так и по набору функциональных возможностей, EH-TW7300 похож на EH-TW9300, который уже является «начальной моделью уровня High-End». В общем, 7300 — модель интересная и стоющая детального исследования.

fancy

Характеристики Epson EH-TW7300

Яркость 
(световой поток по белому)
2300 Лм
Световой поток по цветам 
(Color Light Output)
2300 Лм
Контрастность160 000: 1
Технология3LCD
Разрешениеfull HD (1920x1080), поддержка 4K через 4K Enhancement (3840x2160, 4096x2160)
Видео разъемы цифровые

2x HDMI (1 — с поддержкой HDCP 2.2). Поддержка MHL.

Видео разъемы аналоговые

VGA вход

Видео входы прочиеEthernet, Wi-Fi (опция)
Аудио разъёмы

нет

Сеть

опциональный Wi-Fi модуль ELPAP10

Сетевой функционал

Передача изображения по Ethernet, передача статичных изображений по Wi-Fi (опц.), управление проектором

Оптический зум 2,1x моторизованный, функция памяти
Лампа250 Вт, 3500/5000 часов (Стандартный/Эко)
Проекционное отношение (расстояние/ширина изображения)1,35 — 2,84:1 (широкоформатный/телескопический)
Оффсет

Фиксированный отсутствует (центр изображения = центр объектива). Сдвиг по вертикали моторизованный ± 96% высоты изображения. Сдвиг по горизонтали моторизованный ± 47% (макс. позиции не комбинируются)

Коррекция трапецеидальных искажений

 ±30 град. по вертикали

3D поддерживается, требуются очки ELPGS03
Динамики нет
Габариты (ШxВxГ) 520 x 193 x 450 мм
Масса 11 кг
 Хар-ки на сайте производителя

 

 

Если в двух словах, то набор дополнительных функций EH-TW7300 похож на мешок подарков. Я не скажу, что EH-TW6800 или 6700 — недорогие проекторы, но тот дополнительный выигрыш, который дает EH-TW7300, стоит своих денег, ибо относительная разница в сравнении с более младшими моделями не так высока.

В числе этих полезных опций, которые делают реальную разницу:

  • отображение 4K и ликвидация межпиксельных интервалов с помощью технологии 4K Enhancement,
  • DCI цвет при просмотре обычного sRGB контента.


Также радуют такие функции, присущие более топовым моделям, как:

  • настройка равномерности яркости и оттенка по экрану,
  • функция памяти настроек изображения и настроек объектива,
  • моторизованное управление объективом,
  • исключительно высокие диапазоны сдвига объектива, зума,
  • поддержка HDR и понимание цвета BT.2020.
  • интерполяция кадров для сглаженного движения


Если говорить о «ядре» проектора, то ядро это должно быть во многом идентично предыдущим моделям средней ценовой группы (EH-TW6800 и EH-TW6700). В частности, если сравнивать с DLP проекторами, то отсутствие «эффекта радуги» — это традиционный плюс трехматричных ecnhjqcnd, свойственный даже самым недорогим моделям Epson, однако расплатой за это является более низкая натуральная контрастность (без использования автоматической диафрагмы), поэтому проекторы Epson средней группы по данному параметру соответствуют уровню, доступному у DLP проекторов за меньшие деньги. Однако, речь уже идет о том уровне контрастности, при котором на большинстве сцен все выглядит превосходно, хотя при отображении черного вы понимаете, что может быть и лучше.

Поэтому EH-TW9300, относящийся к более высокому классу, обладает в несколько раз более высоким уровнем натуральной контрастности, чем EH-TW7300. Это и есть основная причина, по которой некорректно сказать, что EH-TW7300 — слегка «раздетый» EH-TW9300. Это разные уровни. 

Я люблю проверять контрастность проектора по начальным кадрам из фильма «Левиафан», — конечно, не по идеологическим соображениям, а по причине наличия красивых и довольно темных сцен с морем. При наличии у проектора достаточной контрастности эти сцены выглядят живо и объемно, и я радуюсь. Если контрастности мало, они выглядят плоско и неестественно, и я печалюсь. В случае с EH-TW7300 я порадовался. В итоге, этой контрастности мне хватило для счастливой жизни в полной темноте, а в обычной гостиной, как я говорил про более старые модели Epson средней ценовой группы (EH-TW6600), больше и не нужно. EH-TW7300 хорош в подготовленном помещении, а в гостиной это будет идеальным сочетанием функциональности и цены.

Автодиафрагма. Если говорить о контрастности, то EH-TW7300 обладает очень аккуратной автоматической диафрагмой, которая даже в быстром режиме (ее скорость можно менять) не позволяет посетовать на то, что проектор чрезмерно на нее полагается для увеличения динамической контрастности. Диафрагма позволяет улучшить глубину черного при отображении темных сцен, не содержащих объектов, достигающих максимальной яркости — в этом случае можно улучшить черный, не повлияв на яркость остальных объектов сцены. У рассматриваемого проектора диафрагма начинает потихоньку включаться задолго до приближения к совсем темному, поэтому ее работа малозаметна даже при попытке намеренно за ней понаблюдать. В общем, не могу предъявить претензий к ненавязчивости, аккуратности и верности оригинальному контенту. Определенное позитивное влияние на контрастность она оказывает, но можно было бы работать и поагрессивнее. К тому же, налицо желание использовать диафрагму также и для увеличения заявляемой динамической контрастности путем более сильного затемнения 100% черного экрана, на который проектор отреагирует гораздо агрессивнее, чем, скажем, на 99% черный экран.

fancy

Режимы изображения

Как и положено, у проектора есть 5 основных режимов изображения, плюс два 3D-режима. Достигаемые в этих режимах различные уровни яркости позволяют EH-TW7300 справиться с действительно широким кругом задач. 

Однако, с практической точки зрения, на мой субъективный взгляд, принципиально различных режимов в реальности всего три:

Динамический хорош для работы при внешнем освещении. Хотя он и обладает зеленоватым оттенком, точность цветов весьма адекватна, и действительно есть попытка попасть в цвета sRGB, поэтому никаких причин не использовать этот столь яркий режим при свете нет. Еще раз подчеркну, что точность лучше, чем обычно бывает в ярких режимах, а максимальный световой поток составляет 2736 люмен, что на уровне классических офисных проекторов, созданных для работы при свете.

slidersliderslider
Режимы «Нейтральный», «Яркое Кино», «Динамический». В режиме «Динамический» на фотографии виден зеленоватый оттенок, хотя глаз обычно адаптируется. На этом изображении великолепно проявляют себя режимы «Кино» и «Цифровое Кино», но на фотографиях это продемонстрировать не получается.

Далее идет режим "Нейтральный" с впечатляющей яркостью в 2091 люмен. В этом режиме проектор дает цветопередачу, почти идеальную для стандарта HD (Rec.709). Настройками энергопотребления его можно снизить до 1541 люмен и использовать в темноте, даже получив избыток яркости, а можно использовать в гостиной с небольшим освещением, обеспечивая высокий уровень точности и при этом эффективную борьбу с засветкой. Подробнее процесс измерения цветов приведен в конце обзора.

Режимы "Кино" и "Цифровое Кино". Почти аналогичны, и я использовал последний. Суть в том, что эти режимы не только дают ровно столько яркости, сколько требуется для полностью затемненного домашнего кинотеатра (что улучшает уровень черного), но и отображают контент с расширинным до DCI цветом (по насыщенности), по сравнению с которым обычная sRGB картинка начинает выглядеть немного пресно.

Что характерно, даже в этом режиме обеспечивается натуральность цветопередачи. На удивление, благодаря тому, что проектор действительно стремится аккуратно конвертировать цвет в DCI, делает это линейно и предсказуемо, равномерно, мне не удалось найти материалы и сцены, на которых измененный цвет наносил бы контенту очевидный вред, хотя на проекторах предыдущих серий, оснащенных функцией «Epson Cinema Filter», можно было обнаружить сильные перегибы с расцвечиванием оттенков кожи, или другие сцены, на которые увеличение насыщенности цвета влияло бы негативно. Еще раз подчеркну, что дело именно в том, что данный проектор делает трансформацию более предсказуемо и линейно. 

У EH-TW7300 контрастность в режиме «Кино» также выше, чем в «Нейтральном». В итоге режимы «Кино» и «Цифровое Кино» нам навязаны в качестве рабочих в условиях домашнего кинотеатра (темноты). Лично я бы не отказался от опции в виде сильно менее яркого режима «Нейтральный», но и так превосходно! А именно, как я понимаю, снижение яркости в режиме «Кино» (и «Цифровое Кино») происходит за счет включение упомянутого кинофильтра (Epson Cinema Filter), который урезает спектр света, оставляя нас с более чистыми (насыщенными) цветами и, как следствие, меньшей яркостью. Таким образом, он обеспечивает нам сразу два преимущества: не только два режима цвета, но и два режима яркости. К примеру, предшественник, Epson EH-TW7200, не давал даже близкой разницы между режимами «Кино» и «Нейтральный» по яркости, поэтому 7200 был специализированным проектором для темноты, а 7300 годится для любых условий (темнота, гостиная, умеренное освещение).

sliderslider
Режимы «Нейтральный» (точный) и «Кино». Камера не очень точно передала оттенки. В частности, кожа в режиме «Кино» в оригинале не настолько разукрашена. Тем не менее, видно, что картинка становится поживее. Использование режима «Кино» в сочетании с функцией «интерполяция кадров» удивительным образом оживило фильм, создав невиданный ранее эффект присутствия, будто фильм снимался в джунглях вчера.

А вот и данные по измерению яркости (светового потока) в различных режимах:

HDR. Тем не менее, упомянутый запас по яркости в темноте полезен при просмотре HDR контента. EH-TW7300 поддерживает все, что необходимо для работы с UltraHD Blu-Ray и другими стандартами 4K: HDCP 2.2, HDR, цветовое пространство BT.2020. При подаче на него соответствующего контента проектор либо сам определяет режим HDR, либо его можно задать вручную через меню «Сигнал».

Помимо режима HDR, там же можно задать цветовое пространство — BT.2020 или Rec. 709. Последний режим — это общепринятый sRGB цвет, в том числе — в HD форматах, включая Blu-ray. BT.2020 — это расширенное цветовое пространство, принятое в качестве стандарта для Ultra HD 4K. Дело тут даже не столько в том, что предполагается отображение всех цветов в пределах BT.2020 — нет. Самые дорогие домашние проекторы пока ограничены существенно меньшим по охвату DCI цветовым пространством. Дело в том, что цвет теперь кодируется относительно нового стандарта. Предположим, тот же цвет, что раньше обозначался, как 100% красный, в новом формате будет лишь 70% красным. Поэтому выбор режима Rec.709 вместо BT.2020 приведет, прежде всего, к ненасыщенным цветам с ошибкой по оттенку. 

Ниже: отображение с компьютера 4K HDR контента при ручной настройке сигнала. Режим цвета «Нейтральный». Слева направо:
1) SDR, цвет BT.2020; 2) HDR1, BT.2020; 3) HDR2, BT.2020; 4) HDR2, цвет Rec.709

sliderslidersliderslider

Если использовать режим «Нейтральный», то проектор будет стремиться более-менее точно отобразить цвет BT.2020 в пределах своего sRGB охвата. При включении режима «Кино» точность умеренных цветов существенно падает, хотя радикальные по насыщенности оттенки становятся ближе к цели. В общем, и так понятно, что данная модель, безусловно, не обладает той контрастностью, которая требуется для истинно HDR дисплеев, а таковых проекторов в мире — единицы, и принадлежат они к категории наиболее дорогих устройств. Тем не менее, задача проектора — отобразить HDR контент наиболее качественно и красиво, пусть где-то и не идеально точно. Главное — что 4K видео в формате HDR выглядело очень красиво и проектор позволял в полной мере насладиться его высокой четкостью.

Если на проектор подается HDR сигнал, а проектор его не определил (например, сигнал подавался с компьютера), то мы это увидим по неконтрастной картинке. Особенность HDR, в основном, состоит в особом режиме гамма-коррекции. Другими словами, проектору передан сигнал от 0 до 100%, а он должен понять, что имеется в виду под 100%. Предположим, в формате SDR (не-HDR) под 100% белым мы понимаем белый фон, на котором можно читать текст, а в HDR 100% будет слепящими в глаза фарами. HDR контент содержит в себе информацию об очень ярких предметах — например о солнце. Но если ваш проектор недостаточно ярок, сам по себе, то, сохранив детали ярких объектов, вы сделаете кадр в целом более темным, поэтому у EH-TW7300 есть несколько режимов HDR. Так, HDR1 обрезает часть ярких деталей, оставляя вас с кадром, который в целом более ярок. В режиме HDR2 вы сохраняете гораздо больше деталей, содержащихся в изначальном HDR контенте, но сцена окажется более темной. Это видно на предложенных сверху снимках. 

В целом, смотреть 4K HDR контент было очень приятно. Вообще, не так и давно HDR сделался обязательным требованием для самых дорогих проекторов. До этого 4K демонстрировали в SDR даже на проекторах с заоблачной ценой до $50000. EH-TW7300 позволяет прикоснуться к этим ощущениям, с практической точки зрения не дотягивая до High-end моделей прошлых поколений только на очень темных сценах.

4K Enhancement. Ну вот мы и добрались до самой «изюминки» данной модели. Немного из истории… С древних времен JVC делали проекторы, отображавшие 4K через технологию e-Shift. Затем в конце 2014 — начале 2015 Epson выпустила EH-LS10000, свой High-End проектор с функцией 4K Enhancement, и лишь Sony делала проекторы с настоящими 4K матрицами. Тем не менее, факт таков: некоторые производители научились добиваться повышенной четкости с помощью сдвига изображения с разрешением 1080p. Конечно, эта функция вызывала немало интереса и много скептицизма на предмет того, не является ли это маркетиноговой уловкой. Таки не является… В данном же случае интересно другое: Epson стала оснащать технологией 4K Enhancement и более млажшие модели домашних проекторов, и яркие инсталляционные проекторы. Проектор EH-TW7300 — самая младшая модель, для которой доступна данная возможность, а именно — принимать 4K сигнал и отображать его с помощью технологии оптического сдвига пикселей.

fancyДетализация при отображении 4K

Напомню, что более высокое разрешение позволяет не только добиться большей детализации. Иногда не менее важно убрать эффект видимых пикселей. Функция 4K Enhancement (если задействована) сильно влияет на качество изображения при отображении кино и анимации, поскольку очень сильно снижает заметность межпиксельных интервалов, которые при просмотре создают так называемый «эффект комариной сетки» (screen door effect). К примеру, вы смотрите на некий равномерно окрашенный участок изображения, такой как лицо персонажа игрового либо анимационного фильма...

Ниже — демонстрация «4K Enhancement» у другого проектора, Epson EB-G7905U (взято отсюда):

Если 4K Улучшение выключено, то на определенном расстоянии от экрана заметен межпиксельный интервал, что в той или иной степени напоминает вам, что вы смотрите проектор. Включение 4K Enhancement сглаживает межпиксельный интервал и меняет структуру пикселей на экране, делая изображение более целостным и приятным глазу. Это — явное и очень заметное улучшение изображения, свойственное модели EH-TW7300.

slidersliderslidersliderslidersliderslider

Выше: режимы 4K Enhancement на фрагменте 1080p изображения. Слева направо: 1) 4K Выкл., 2) 4K Вкл. (улучш. резкости выкл.), 3-7) 4K Вкл. (улучшение резкости в различных режимах)

fancyСравнение бок о бок

Тестовое изображение

Перед тем, как говорить об усилении резкости важно понять, что функция 4K Enhancement, действительно, повышает разрешение проектора, как бы неправдоподобно это ни звучало. В итоге применение алгоритмов улучшения резкости дает у данного проектора существенно лучший результат, чем у full HD моделей, поскольку мы при увеличении резкости преобразуем изображение в 4K (или что-то близкое). 

Само улучшение резкости осуществляется с помощью одновременного использования целого набора различных алгоритмов, причем традиционный эпсоновский «Super Resolution» — лишь один из них. Все эти настройки можно настраивать отдельно, но проще выбрать один из четырех режимов усиления резкости, в которых задействованы сразу все настройки. Всего 6 позиций, и я предпочитал включать позицию 2 или 3. В целом это дает более аккуратную и приятную для глаз картинку, лишенную нежелательных артефактов. Исключение — просмотр всяческих схем, использование интерфейса операционных систем и пр. задачи, где важно соблюдать точность отдельных пикселей. Сильно такая картинка испорчена усилением резкости не будет, но лучше подобное не «улучшать». А вот фильмы после такого «улучшения» выглядят лучше. В сочетании с «4K Enhancement» это еще и заметно смягчает пиксельную структуру изображения, что делает использование улучшения резкости на full HD изображении предпочтительным вариантом с моей точки зрения. Таким образом, считаю систему 4K Enhancement в сочетании с усилением резкости достойной всяческих похвал.

Следующая задача 4K Enhancement — отображение подлинного 4K разрешения. Так, по умолчанию Windows предлагает назначить проектору EH-TW7300 разрешение 3840x2160, доступно также 4096x2160. Я долго «стоял с лупой», и мой вывод такой: действительно, проектор создает более высокое разрешение, а отображение 4K сигнала с помощью 4K Enhancement дает существенно лучший результат, чем, к примеру, попытка отобразить 4K через full HD матрицу. Последнее потребовало бы сначала свернуть 4K картинку до full HD, что дало бы даже более низкое качество, чем Blu-ray. Здесь же все иначе: проектор действительно теряет какую-то часть информации, но отображает именно 4K сигнал.

Это делает просмотр 4K контента на EH-TW7300 делом исключительно приятным и по ощущениям близким к просмотру 4K на подлинных 4K проекторах гораздо более дорогих ценовых групп. Учитывая, что все это идет в совокупности с HDR, пониманием сигнала BT.2020 и способностью отображать цвета DCI, можно сделать вывод, что проектор EH-TW7300 действительно способен дать нам гораздо больше, чем более младшие модели линейки.

Дополнительные Функции

Память настроек. Поскольку мне приходилось возиться с настройками изображения, а проектор поддается калибровке, функция памяти настроек оказалась весьма кстати. Произведя какие-то изменения, мы сохраняемся в один из десяти слотов памяти, после чего легко достаем нужную настройку и быстро переключаемся между ними.

Интерполяция кадров. Данная функция была прекрасно реализована и в прошлых поколениях домашних проекторов Epson этой ценовой группы. При использовании Blu-ray контента данная функция способна творить чудеса, производя эффект плавности и поднимая количество кадров в секунду, будто фильм — вовсе не фильм, а событие, снятое цифровой камерой в режиме 60 кадров в секунду. Лично я был сильно впечатлен тем, как выглядел классический фильм «Апокалипсис Сегодня», показанный в DCI цвете и с «интерполяцией кадров» в среднем режиме — получается невероятный эффект присутствия. То же могу сказать и про «Интерстеллар». Конечно, время от времени могут промелькнуть нежелательные артефакты, но расплата за упомянутый эффект не так уж велика. Единственная проблема — интерполяция кадров не работает совместно с 4K Enhancement.

Коррекция сведения матриц. Будем откровенны: трехматричные проекторы могут иметь несведение панелей. Хорошая новость в том, что его можно поправить программно, перемещая синий и красный компоненты изображения относительно зеленого. Симптом несведения таков: к примеру, у белой линии на черном фоне при ближайшем рассмотрении появляется цветная окантовка. Несмотря на то, что коррекция сведения матриц осуществляется цифровым способом, она позволяет добиться более высокой четкости.

Коррекция равномерности яркости и оттенка в различных областях экрана. Данная функция подробнее рассматривается в разделе, посвященном измерению яркости.

Установка и дизайн корпуса

Внешний вид. Проектор EH-TW7300 выполнен в белом матовом корпусе, причем поверхность гладкая, но при этом не боящаяся отпечатков пальцев и не царапающаяся от протирки. Ширина корпуса — около 52 см, выглядит он солидно и чем-то напоминает более дорогие домашние проекторы Sony. Следуя моде, EH-TW7300 белого цвета, тогда как EH-TW9300 — черный. Черный цвет — как «малиновые штаны» у топовых проекторов (цветовой дифференциацией пользуются и Sony, и JVC, и теперь Epson). Черный цвет маскирует проектор в затемненном помещении домашнего кинотеатра, тогда как белый корпус хорошо смотрится под потолком в обычной гостиной. Соответственно, у черного проектора контрастность должна быть более высокой. Тем не менее, попытки перекрасить мой домашний проектор в черный ранее позитивных результатов так и не принесли [сарказм].

Если смотреть на EH-TW7300 спереди, то по центру расположен огромный объектив, защищенный моторизованной крышкой, которая мгновенно закрывается при выключении проектора, и в этом виде он напоминает запечатанный артефакт инопланетян. Справа от объектива находится воздуховод со съемным фильтром, под которым — передний инфракрасный сенсор для пульта. Переходя на соседний бок, обнаруживаем традиционную эпсоновскую скрытую панель управления. Она не очень удобна и существует, так сказать, «на крайний случай». Над ней расположена вся индикация, причем индикаторы имеют изогнутую форму и видны как сверху, так и сбоку — чтобы было видно в том числе и снизу, если проектор висит под потолком.

fancyДоступ к воздушному фильтру и встроенной панели управления

Задняя панель подтверждает сходства с космическим кораблем инопланетян. Шнур питания подключается по центру снизу, а не сбоку, как бывает обычно; по центру сверху находится второй ИК приемник. Панель разъемов «утоплена» вглубь проектора, поэтому из большинства положений разъемы просто не видны, что, опять же, выглядит очень стильно. 

slidersliderslider

На самой панели расположены:

  1. USB разъем «Opt.HDMI 300 mA» для питания оптического HDMI кабеля.
  2. HDMI (1) с поддержкой HDCP 2.2.
  3. HDMI (2).
  4. USB Тип A для проецирования и управления проектором со смартфона по беспроводной сети; для реализации этой функции необходим опциональный USB модуль.
  5. Сервисный порт.
  6. Порт локальной сети Ethernet — для проецирования через локальную сеть.
  7. Порт RGB для подключения компьютера.
  8. Порт RS-232C для управления.
  9. Разъем «Триггер» для подключения моторизованного экрана и т.д.


Вся функциональность, связанная с локальной сетью, примерно соответствует бизнес-проекторам Epson и вряд ли подойдет для просмотра фильмов. Тем не менее, возможность управления проектором, в т.ч. со смартфона, выглядит достаточно модно, да и передать на него при необходимости какие-нибудь фотографии — тоже не лишнее. Если честно, подробно сетевые возможности я не тестировал.

Установка. Оптический зум — 2,1x позволяет при диагонали изображения 100 дюймов (221 x 125 см) установить проектор от экрана на расстоянии от 3 метров до 6,3 метров. 

Изначально положение картинки — центральное. Сдвиг объектива по вертикали — 96%. Это значит, что в случае со 100-дюймовым экраном изображение можно приподнять так, что нижний край будет на 58 см выше центра объектива, либо можно опустить изображение — тогда верхний край будет на 58 см ниже центра объектива. 

fancy

Вбок изображение при 100-дюймовом экране можно сдвинуть на 104 см, но нельзя одновременно добиться максимального сдвига и по вертикали, и по горизонтали.

В общем, установка очень гибкая — проектор можно ставить на заднюю полку, на шкаф, и пр. И, безусловно, диапазон сдвига объектива существенно шире, чем у EH-TW6700/6800.

На EH-TW7300 я впервые измерил влияние сдвига объектива на равномерность яркости — оно присутствует. Чтобы это компенсировать, у проектора имеется превосходная система регулировки равномерности яркости по 8 уровням оттенков серого (от черного до белого), по 8 краям (все участки экрана кроме центра). Подробно смотрите чуть ниже. 

Память позиций объектива. Коль скоро объектив моторизованный, память позиций объектива является крайне полезной функцией, если вы меняете положения проектора, либо, что более вероятно, если проецируете на широкоформатный экран (шире, чем 16:9). В этом случае вы можете настроить позицию №1 для просмотра широкоформатного кино (полосы проецируются выше и ниже экрана) и позицию №2 — для проецирования стандартного формата 16:9 (картинка полностью вписывается в экран).

Итоги и выводы

Данный проектор является превосходным выбором для гостиных и очень хорош для домашнего кинотеатра. EH-TW7300 — представитель средней ценовой группы проекторов Epson, в которой 3LCD проекторы уже не обладают выраженной нехваткой «честной» ANSI контрастности (хотя за эти деньги можно найти более контрастные модели), но и, естественно, они от природы не имеют и нежелательного «эффекта радуги». Тем не менее, данная модель дороже остальных представителей группы, причем именно за счет обилия функций, взятых у представителей существенно более дорогих классов проекторов.

Наиболее выдающаяся способность EH-TW7300 — воспроизведение 4K с помощью технологии 4K Enhancement. Конечно, это не 100% 4K, но уже и не full HD. Использование этой возможности позволяет получить более дорогую и приятную глазу картинку из контента в стандартном 1080p разрешении благодаря ликвидации межпиксельных интервалов и аккуратному улучшению резкости.

С другой стороны, проектор может отображать 4K, как это принято у некоторых моделей High-End класса. По крайней мере, формально набор функций схож: HDR, BT.2020, 4K, защита HDCP 2.2. В общем, это 4K проектор, который дает почти те же ощущения, что и значительно более дорогие модели (кроме работы в полной темноте, где у топовых моделей глубина черного значительно выше).

Важнейшим преимуществом EH-TW7300 является несколько режимов яркости: яркий точный режим и правильный по яркости DCI-режим с расширенным цветовым охватом.

Ну и в заверешение — куча функциональных возможностей, связанных с установкой и настройкой: моторизованный объектив и гибкая установка, настройка равномерности яркости и сведения матриц, — не говоря уже о настройке сведения матриц и точной системе регулировки цвета. Проектор быстро включается, мгновенно выключается и тихо работает.

Вся эта куча возможностей делает данную модель настоящим подарком.

Достоинства и недостатки

ДостоинстваНедостатки
  • DCI цвет
  • Высокая максимальная яркость для гостиных
  • Нет «радуги»
  • Правильная яркость для кино и полной темноты
  • Точный и яркий «Нейтральный» режим
  • Эффективная борьба с пиксельной решеткой
  • Отображение 4K через 4K Enhancement
  • Отображение HDR, понимание цвета BT.2020
  • Превосходная гибкость установки
  • Качественное 3D изображение
  • Возможность точной калибровки множества параметров
  • Множество возможностей уровня High-End проекторов
  • Аккуратная работа автоматической диафрагмы
  • Интерполяция кадров
  • Яркое 3D
  • Средняя для данной ценовой группы «Натуральная» контрастность
  • Интерполяция кадров не работает вместе с 4K Enhancement
  • Было бы здорово иметь вариант режима «Нейтральный» с пониженной яркостью

 

Подробнее про визуальную часть

4K Enhancement

Касательно того, в какой степени вообще технология 4K Enhancement позволяет добиться более высокой резкости. Я долго стоял с лупой у экрана, используя различные тестовые изображения, и сформировал себе кое-какое мнение на этот счет.

Суть технологии в том, что она умеет каждый второй кадр оптически сдвигать каждый пиксель на пол-пикселя по диагонали, в результате чего получается наложение соседних пикселей друг на друга со сдвигом. Это наложение не только делит каждый пиксель на 4 подпикселя, но и позволяет в большей или меньшей степени управлять цветом в месте пересечения пикселей. Но это в теории. «Под лупой» все выглядит вот как:

Вместо квадратного, пиксель становится вытянутым по диагонали, напоминая «палочку». У этой «палочки» каждая половинка может принимать различный цвет. Эти «палочки» выстроены под наклоном (из левого верхнего в правый нижний угол). К примеру, если вы захотите нарисовать идеальную диагональную линию зеленого цвета шириной в одну точку, то аккуратнее всех будет линия, идущее вправо вниз — у нее будет практически 4K разрешение. Линия, идущая влево вниз, будет несколько менее аккуратна и непрерывна. В общем, больше всего это напоминает диагональную матрицу с 4K разрешением. Для наглядности еще раз приведу картинку сравнения отображения 1080p сигнала с 4K Enhancement и без. На снимке различима структура пикселей:

fancy

Вообще говоря, даже если проектор принимает 4K сигнал, но имеет 1080p разрешение, то никакого преимущества по детализации можно не ждать — четкость будет убита при масштабировании из 4K в full HD. 

Я провел следующий тест: сперва я отображал мелкий текст с однопиксельными буквами (примерно 5x7 каждая) в разрешении 4K в режиме 4K Enhancement. Результатом было более или менее читаемое предложение, по крайней мере, большая часть текста.

Затем я сымитировал на компьютере, что будет, если попытаться отобразить эту 4K картинку в разрешении full HD. А нужно будет в два раза уменьшить текст. На каждую букву, таким образом, приходится 2,5x3,5 пикселей, и каким бы я ни пользовался алгоритмом цифрового масштабирования, результат был от абсолютно нечитабельного (Bicubic, nearest neighbor), до нечитабельного (Lanczos):

fancyТест, показывающий, что «4K Enhancement»
дает более высокую четкость, чем при обычном 
цифровом преобразовании (даунскейлинге) 4K в full HD
(оно было бы необходимо для отображении 4K на full HD проекторе)

Последний, точный алгоритм (Lanczos), на черном фоне дает серые буквы вместо белых, то есть происходит сильное смешение с фоном, размытие текста. А вот на экране проектора надпись, хоть и с трудом, но читаемая, была почти полностью белая на черном. Вывод: это не Full HD, а кривоватый 4K. Но предложенный мной тест очень жёсткий — очевидно, однопиксельные шрифты и другие подобные тестовые изображения, специально призванные выявлять проблемы, являются слабым звеном. При отображении фильмов в 4K требования гораздо мягче, поэтому я скорее признаю EH-TW7300 4K проектором, чем не-4K проектором. 4K картинка смотрится на нем, действительно, шикарно, и очень близко к тому, как это должно выглядеть на 4K моделях и примерно так же в плане четкости, как на High-End проекторах, использующих подобную технологию (например JVC с их e-Shift).

HDR

Теперь касательно поддержки HDR. По идее, при подаче на проектор сигнала с UltraHD плеера, он сам включает режим HDR и цветовое пространство BT.2020. Хотя контрастность проектора не находится на том уровне, который требуется от истинного HDR-устройства. К этому стандарту ближе подходят элитные проекторы за… дцать+ тысяч долларов. Но EH-TW7300, как минимум, гарантирует, что сигнал будет принят и отображен в рамках способностей проектора. Специально смастеренный для UltraHD 4K контент хорош даже при показе в разрешении Full HD, поскольку здесь каждый пиксель действительно востребован, и в кадре зачастую водится много мелких объектов. Отображаемые проектором 4K сцены выглядят прекрасно, обладают превосходной глубиной теней, чистым видом неба и мельчайшими деталями. Режим HDR, как и режим цвета BT.2020, можно включить вручную. Лично я смотрел найденный в Сети демо-контент с компьютера, поэтому было необходимо вручную указывать проектору, что это HDR с цветом BT.2020.

slidersliderslider

Соответственно, при попытке отобразить его в Rec.709, цвета оказывались менее живыми, чем было задумано, а при отображении HDR контента в SDR использовалась «неконтрастная» гамма-коррекция, делавшая картинку до уродливости пресной и неконтрастной. В общем, было легко понять, что HDR режим не включен.

Предлагается несколько режимов HDR, отличающихся радикальностью. Первый режим более умеренный и дает приличную подсветку сцены в целом, но теряет часть деталей в ярких объектах. Второй режим дает больше контрастности и превосходно детализированные яркие объекты, но затемняет фоновую яркость. Второй режим HDR хорошо использовать в сочетании с режимом картинки «Нейтральный», который выдает преимущество по яркости в 2 и более раз по сравнению с режимом «Кино», иначе фон будет темноват. Безусловно, все это также зависит от размера экрана. 

Измерения яркости

Контрастность. Измеряя контрастность методом полного включения/выключения по центру экрана, были получены следующие результаты для разных режимов (диафрагма не задействована):

Динамический1953:1
Яркое Кино1420:1
Нейтральный1507:1
Кино1709:1
Цифровое Кино1722:1

 

В связи с этим, используя полную яркость режима «Нейтральный» в темноте, вы заметно поднимете уровень черного. Крайне рекомендуется использовать проектор в темном помещении в менее ярких режимах, а именно «Цифровое Кино» и «Кино». В этих режимах обеспечивается даже чуть большая яркость, чем обычно требуется для экранов в 100-120 дюймов, при этом и совсем темные сцены смотрятся весьма неплохо. Включение более ярких режимов в темноте может быть оправдвано в режиме HDR, но несет угрозу поднять уровень черного до той степени, когда он будет слишком заметен (но, опять же, на очень темных сценах).

Световой поток. Ниже приведен максимальный световой поток в люмен для каждого из режимов изображения. У данного проектора имеется не два, а целых три режима энергопотребления: максимальный, средний и эко.

Полученные результаты не могут не впечатлять: максимальная яркость более 2700 лм — великолепно для работы при умеренном свете. Более аккуратный режим «Яркое кино» — почти 2000 лм, а «Нейтральный» — даже более 2000 лм! При этом режимы «Кино» и «Цифровое кино» отрегулированы под оптимальную для домашнего кинотеатра яркость — ни люменом выше. Это обеспечивает отличную яркость картинки и оптимальный уровень черного.

Высокая пиковая яркость позволяет добиться сочного изображения в 3D, а яркий «Нейтральный» режим хорош не только для гостиной, но и позволяет использовать режимы HDR, добившись большей яркости сцены. Касательно 3D, проектор традиционно оборудован двумя режимами — ярким и «Кино», позволяя добиться того эффекта, который ожидает получить пользователь при просмотре. Очень высокая пиковая яркость проектора и хорошая контрастность делают EH-TW7300 превосходным вариантом для просмотра 3D.

Цветовая яркость. 105% в режиме «Динамический». Так как измерялось по яркому экрану, могли повлиять переотражения от стен. 

Равномерность яркости. В центральном положении изображения правый верхний угол экрана оказывается слегка приглушен, а центр приподнят, давая равномерность яркости по 9 точкам 83% (правый верхний угол делить на центр экрана). Положение объектива — широкофокусное, что также вносит небольшие неравномерности. В среднем положении зума объектива равномерность составляет 86%.

При использовании максимального сдвига объектива вверх (в широкоугольном положении) равномерность составляет 62% — по яркости проседает верхний край экрана. 

Коррекция равномерности яркости. Проектор позволяет компенсировать неравномерности яркости по R,G,B (то есть, целиком, либо с исправлением оттенка). Это значит, что пользователь-перфекционист может не только исправить неравномерность распределения яркости, но и небольшую неравномерность оттенков. Конечно, в первую очередь это полезно при использовании «сдвига объектива».

Коррекция осуществляется по восьми уровням яркости, от темно-серого до белого. Что мне не понравилось — так это невозможность управлять центральным участком экрана, который самый яркий. Регулируются именно края относительно центра, поэтому:

Если выбрать уровень яркости «7 из 8», то края можно поднять, и они догонят центр, обеспечивая равномерность в 96% (то, чего удалось реально добиться). Однако на уровне 8/8 (белый) вы уже не можете поднять края, ибо предел, да и центр опустить нельзя. На практике, конечно, 100% белое поле встречается редко, а все остальные уровни можно довести до идеальной равномерности. 

Измерения цвета

Режим «Динамический». 

2700 люмен — это много. На мой взгляд, картинка при этом очень неплохая по точности. Цвета, кроме, голубого, близки к sRGB.

Зеленый оттенок, согласно традиции, присутствует, но до 60% яркости отрыв зеленого составляет не более 15%, и только после 60% яркости плавно усиливается до примерно 30%, поэтому на белом экране зеленый оттенок заметен, тогда как при просмотре реального контента — не особо. Вывод: в слегка освещенных помещениях режим «Динамический» вполне можно использовать в качестве основного.

Баланс белого в режиме «Динамический»


Как видно, гамма-коррекция идет по нисходящей от 2,2 до 1,9. В целом, это вполне соответствует задаче, связанной с работой в слегка освещенном помещении.

Режим «Нейтральный».

Самый правильный режим для sRGB, обладающий яркостью в 2091 люмен. Наличие столь яркого точного режима — большой плюс проектора EH-TW7300.


Цвет в режиме «Нейтральный» по умолчанию

Изначально, баланс белого довольно точен — от 50% до 100% белого Дельта Е (CIE94) менее 3. От 10% до 40% — до 4,3. Оттенок — красноватый.

Гамма — 2,1 — 2,2:

В целом, это вполне точно. Гамма больше предназначена не для полностью затемненного домашнего кинотеатра, а скорее для гостиной. Да и 2000 люмен для кинотеатра — многовато. Это более, чем в 2 раза больше, чем в режимах «Кино».

Регулировка гаммы в простейшем виде выглядит, как выбор режима «0», "-1", "-2", "+1", "+2". Выбрав "-1", я получаю правильный вариант для темного помещения:

Возможна и более тонкая регулировка гаммы на протяжении всего графика.

Оттенки цветов изначально исключительно точны (см. выше), кроме синего, который под 75%-100% насыщенности дает Дельта Е (CIE94) около 3.

С синим у этого проектора периодически возникают вопросы — он находится в зоне плохой управляемости, чуть недонасыщен и поэтому снабжен слегка завышенной яркостью. Опять же, в рамках довольно небольшого отклонения Дельта E. Из-за 100% синего немного страдают и остальные синие. Но — удел перфекционистов. В целом все очень хорошо. Иметь в гостиной 2100 люмен столь точного цвета — это здорово!

Вот так дела обстоят с базовыми и дополнительными цветами (без регулировки). Синий — хорошо (но на границе), остальные — идеально:

При переключении гаммы на "-1", баланс белого немного теряет точность на низкой яркости (10% — 20% белого). 

Цвет в режиме «Нейтральный» после калибровки

Попытка точно отрегулировать баланс белого дала превосходный Дельта Е от 20% до 100% белого, но на 10% остался синий пик. Дельта Е — от 0,4 до 2,3 (идеально), но на 10% — 6,4 (многовато).

Точность цветов после калибровки великолепна, и только у синего — исключительно хороша (Дельта Е около 2). Если брать среднюю Дельта Е по цветам: R, G, B, C, M, Y с насыщенностью 25%, 50%, 75%, 100% (24 позиции), то выходит 0,96 (CIE94). И это круто, хотя я помучился и калибровку совсем уж простой не назову!

Режим «Яркое Кино»

Является своего рода модификацией режима «Нейтральный», причем не могу однозначно сказать, в чем суть данного режима — на любителя. Одна из особенностей режима — нестандартная гамма, которая, судя по всему, призвана создать максимальную контрастность и различимость на промежутке от 0% до 60% яркости. Возможно, кому-нибудь при свете больше понравится использовать данный режим — почему бы нет.

«Кино» и «Цифровое Кино»

Режим «Кино» по умолчанию (DCI)Режим «Цифровое Кино» по умолчанию (DCI)

 

У Epson традиция — приукрашивать в режиме «Кино» цвета. В более дорогих проекторах старых поколений использовался «кинофильтр» (Epson Cinema Filter), расширяющий цветовой охват в сторону DCI, но было в этом что-то не очень аккуратное — цветовое пространство расширялось нелинейно, из-за чего одни материалы смотрелись с улучшениями выгодно, другие — нет. У EH-TW7300 также используется кинофильтр, но теперь в моде цветовое пространство DCI, поэтому данная «фишка» обозначается, как DCI цветовое пространство.

Действительно, расширение цвета происходит до DCI, как по максимальным значениям насыщенности (100%), так и по промежуточным. Охват DCI — это больше, чем у предыдущих моделей, а значит и более далекий от оригинала цвет. Я уже испугался, ожидая увидеть уродство перекрашенных цветов и неестественных оттенков кожи. Так и хотелось посетовать на то, что нет режима «Нейтральный» с такой же умеренной яркостью, как эти двое.

Но оказалось, что за счет попытки попасть в DCI по всем цветам, равномерно, получилось, что пространство sRGB растягивается довольно аккуратно и линейно, в итоге не приводя к наличию сцен, которые в расширенном цветовом пространстве смотрелись бы неестественно. Вместо нежелательного эффекта загара, имеем просто немного увеличенную насыщенность оттенков кожи, которая не раздражает. А вот экстремальные краски становятся более сочными и утоньченными — порой возвращаться к sRGB цвету не хочется.

«Кино» против «Нейтральный». Порой возникает конкуренция между утонченностью цветов режима «Кино» и яркостью режима «Нейтральный». Оба режима дают в темноте чуть больше, чем достаточно, но по разным характеристикам цвета. Включая режим «Нейтральный» в Эко, а «Кино» — в режиме максимальной мощности, мне обычно больше нравилось «Кино», ну а в режиме полной мощности «Нейтрального» режима получается яркая освещенность, например отлично передается солнечная погода. Для одних сцен приятнее получить дополнительную яркость, в других же — улучшенную насыщенность.

Давайте теперь сравним EH-TW7300 с прошлой моделью, на которую я когда-то делал обзор, EH-TW7200. В режиме «Нейтральный» 2100 лм против 750; 950 лм против 680 лм в «Кино» и «Цифровое Кино». Однако, EH-TW7300 — это другой класс и новый уровень универсальности...

Режим «Цифровое Кино» против «Кино»

Режим «Цифровое Кино» точнее, поэтому изюминку режима «Кино» я так и не разглядел. Точность позволяет добиться более аккуратного воспроизведения стандартного sRGB контента в DCI, сохраняя натуральность цветов. Хотя предельные границы цветового охвата близки к DCI, всему остальному не повредит калибровка.

Кстати, в прошлых моделях я бы и не подумал калибровать режим «Кино».

Хотя от DCI-режима нельзя требовать точности при работе с сигналом в другом цветовом пространстве, я попробовал откалибровать проектор. Прежде всего, именно в режиме «Цифровое Кино» гамма находитнся на уровне 2,1-2,0 — лучше переключить настройку гаммы на "-1" (получается 2,3 — 2,2). Баланс белого сдвинут в синий и калибруется очень капризно, но в итоге получилось что-то более-менее аккуратное, хотя на 10% яркости есть заметная неточность — синий опускается очень резко, и мне не удалось на это повлиять. Индивидуальные цвета удается более-менее загнать на свои места, что дает приличный результат, оставивший меня довольным: 

Режим «Цифровое Кино» после калибровки

Ниже — баланс белого до и после калибровки:

 

Пожалуй, на этом все. EH-TW7300 оказался интересной моделью для исследования!

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.