Начались российские "гастроли" 25000-лм проектора Epson
24 марта проектор был в Москве, и я оказался в числе приглашенных посмотреть, наконец, на это устройство, с которым компания Epson стремится войти в рынок инсталляционный проекторов. Его заявленная яркость составляет 25000 люмен, и на данный момент это самая яркая модель в их линейке.
Презентацию провели Николай Ахметджанов, продакт-менеджер Epson по проекционному оборудованию и Алан Демпстер (Alan Dempster) из европейской штаб-квартиры Epson (специалист по «предпродажным делам» как раз в области инсталляционных проекторов). В этом посте попытаюсь лаконично пересказать содержимое презентации. К сожалению, сама демонстрация возможностей EB-L25000U была довольно ограниченной, хотя бы потому, что экран требуется побольше (заявлена максимальная диагональ в 1000 дюймов, более 20 метров в ширину)...
Безусловно, как и в случае с трехматричными DLP проекторами, 25000 люмен достигаются не только по белому (WLO), но и по цветам (CLO), а это означает, что на максимальной яркости достигается вполне качественная цветопередача. Конечно, как и у любого проектора, в ярком режиме можно ожидать небольшое смещение оттенка белого, но при просмотре реального контента в ярком режиме EB-L25000U выглядит превосходно.
Некоторые параметры EB-L25000U
Столь большой достижимый размер экрана, безусловно, ограничивает области применения проектора. Прежде всего он будет интересен компаниям, специализирующимся на аренде техники — для концертов, маппинга на здания и пр. При установке на постоянной основе проектор подойдет для таких областей, как цифровая реклама, музеи, симуляторы, может быть установлен в больших аудиториях и залах заседаний. Безусловно, многое зависит от требований к цветопередаче. Все-таки, когда речь идет о больших экранах, то редко приходится слышать жалобы на чрезмерно высокую яркость и слишком хорошее качество изображения.
Вообще говоря, Epson, находясь на передовых позициях по продажам проекторов в целом, лишь недавно стала предпринимать серьезные попытки по входу в сегмент инсталляционных проекторов. Так, проекторы серии Z перешагнули грань в 10000 люмен лишь в 2014 году. В 2016 было объявлено о грядущем «пришествии» проектора с яркостью в 25000 люмен, — и вот он стоит перед нами.
По фотографии может показаться, что свет выключен — но нет.
Как видно из спецификаций выше, натуральная контрастность EB-L25000U оценивается в 4000:1. Столь высокие показатели яркости и контрастности, в сочетании с трехматричной технологией (3LCD), — это уже, фактически, заявление о том, что проектор EB-L25000U является достойным конкурентом трехматричных DLP устройств. Опираясь на увиденное и имея опыт знакомства с менее яркими лазерными моделями Epson, лично у меня в этом нет особых сомнений. Но вопросы остаются, и это не только вопрос цены, но и поддержка и, наконец, надежность.
В принципе, можно много говорить о дополнительных функциях, таких как 4K Enhancement, но очевидно, что в данном сегменте душу потенциального заказчика больше согреют слова о надежности, и большая часть презентации была посвящена именно этому.
Новый проектор построен на базе жесткого металлического каркасса, было даже продемонстрировано видео своеобразного «краш-теста». «Epson» роняли 10 раз, причем, как это воджится, не его одного, а с ближайшим конкурентом. Заявляется, что конкурирующий продукт испытания не выдержал.
Но «вопрос века» — это надежность матрицы и люминофора. В частности, при такой яркости не избежать опасений, связанных с возможностью деградации матриц, люминофора и других элементов. Так вот, не только о люминофоре, но и о матрицах говорится, как о «неорганических». Эта тема вызвала дискуссию, и компромиссом, на котором удалось сойтись, было то, что матрицы сделаны «преимущественно из неорганических материалов».
Для наглядной демонстрации того, о чем вообще разговор, были проведены параллели со стеклянными фарами ретро-автомобилей и пластиковыми у современных. Одни катаются по Кубе с 50-х годов, сохраняясь в первозданном виде. Вторые со временем желтеют, как от собственного света, так и под действием солнечных лучей.
Следуя этой аналогии, люминофор и матрицы у новых моделей лазерных проекторов Epson должны быть невероятно устойчивы к свету и теплу. Однако, и лазерный источник света сам по себе существенно снижает деструктивное воздействие на элементы оптического блока, поскольку его мощность сосредоточена в узкой части спектра, исключающей как ультрафиолетовый, так и инфракрасный диапазоны. То есть, те области спектра излучения, которые оказывали наиболее деструктивное влияние, у лазерных проекторов попросту исключены.
Помимо того, что Epson таким образом защищает свои новые продукты, обосновывая ихнадежнось, они также немедленно атакуют, заявляя, что конкуренты иногда не используют неорганические материалы (по крайней мере это касается сегмента с яркостью в 10000 лм), либо используют, но не в меньшем количестве элементов. Ну и, наконец, большинство прямых конкурентов EB-L25000U — ламповые. Кстати, заявляется, что Epson EB-L25000U является чуть ли не единственным проектором с яркостью от 20 до 30 тыс. лм, использующим лазерный источник света. И понеслась...
- Долгий ресурс источника — до 20000 часов
- Снижение стоимости владения (не нужно заменять лампы)
- Лучшая равномерность цветопередачи на протяжении времени по сравнению с ламповыми проекторами
- Существенно меньшая скорость снижения яркости на протяжении времени
- Меньшая температура работы = тишина
- Мгновенное включение/выключение
- Заведомо более высокая надежность полупроводниковых источников света по сравнению с лампами, в т.ч. — если выходит из строя отдельный диод, то происходит лишь небольшое падение яркости
- Возможность работы в режиме 24/7
- Проецирование под любым углом (без сокращения ресурса источника света)
- Более низкое энергопотребление
Недостатки — более высокая изначальная стоимость и потенциально больший вес (но последнее сразу опровергается — нам тут же демонстрируют, что EB-L25000U, как правило, легче и компактнее ближайших конкурентов).
Падение яркости к 6000 часам оценивается в 80% (тогда как ламповые аналог не переходят границу в 5000 часов в принципе). Снизив яркость, ожидаемый ресурс увеличивается (30% яркости = 90 тыс. часов).
Итак, ресурс источника света — до 20 тыс. часов. Так вот, вся совокупность использованных в проекторе решений позволяет производителю заявить о том, что весь проектор целиком готов работать на протяжении 20 тыс. часов без обслуживания. В частности, упоминается «герметичный оптический блок», благодаря которому проектор защищен даже от маслянистых и насыщенных водой дымов, которые могут использоваться на сцене. Работа в таких условиях требует регулярной замены фильтра, однако было заявлено, что конкурентам не только требуется специальный фильтр для работы в подобных условиях, но также что неизбежным является постепенное снижение яркости из-за того, что оптический блок 3-DLP проекторов обычно не герметичен. Этот вопрос также спровоцировал дискуссию, сошлись на том, что EB-L25000U, как минимум, не прогоняет пыль через оптический блок.
Говоря об обслуживании, Алан подчеркнул, что проектор сделан по модульной схеме, и доступ к различным компонентам максимально упрощен:
— Конечно, этот проектор очень надежен и проблем с ним не возникнет. Но если какое-либо обслуживание потребуется по той или иной причине, инженер сможет очень быстро достать и установить обратно, к примеру, механизм сдвига объектива.
Далее подчеркивается не только высокое качество оптики, но и ее совместимость с последующими моделями. В частности, идущий в комплекте объектив «готов к работе с 8K», то есть, сможет быть использован на последующих моделях и показать все преимущества 8K разрешения. Николай Ахметджанов заверил, что оптический механизм проектора (крепление объектива и пр.) будет сохраняться неизменным на протяжении 10 лет, и с выходом новых моделей прокатные компании смогут использовать с ними «старые» объективы. Было настойчиво подчеркнуто, что используемая в EB-L25000U оптика в ряде случаев дает заметные преимущества по четкости перед непосредственными конкурентами.
Касательно сдвига объектива было заявлено, что его точность увеличена до 0,3 пикселя (используются шаговые движки), а надежность самого механизма существенно увеличена (более жесткое крепление объектива, блок сдвига построен вокруг мощной алюминиевой пластины).
В частности, Николай Ахметджанов рассказал о своем опыте, когда на выставке ISE 2017 во время сравнения с конкурентом попытка подпрыгнуть (пол был шаткий) приводила к дрожанию изображения на одном из проекторов (не Epson).
Далее была представлена линейка объективов для EB-Z25000U, покрывающая отношения проекции от короткофокусного 0,6 до 10,45. Безусловно, каждый объектив оказывает влияние на реально достижимую яркость.
Говоря о процедуре установки и транспортировки, к проектору можно приобрести две опциональные рамы (верхняя и нижняя), которые не только позволяют легче осуществлять транспортировку, но и необходимы для портретной установки проектора (на боку).
Также на верхней панели проектора имеются специальные выемки для стэкования проекторов (установки один на другой), что позволяет легко создать изображение с яркостью до 50 тыс. люмен.
Любопытный момент связан с тем, что полезная площадь матрицы была увеличена по сравнению с предыдущими поколениями матриц, на 10%. От себя добавлю, что это хорошо заметно — у EB-L25000U, действительно, зазоры между пикселями минимальные.
Помимо стандартных разъемов, было отмечено, что проектор обладает SDI выходом для проверки идущего на него сигнала, например во время прямой трансляции.
В общем, по словам докладчиков, в EB-L25000U учтена масса «мелочей», таких как мониторинг напряжения в сети, или фиксатор для кабеля питания, не позволяющий случайно его выдернуть. В итоге предполагается, что не только данная модель, но и все проекторы серии EB-L, должны быть сочетанием качества изображения, надежности и гибкости установки.
Нет комментариев