Обзор домашнего full HD проектора Epson EH-TW5650

Проекторы серии EH-TW5600 представляют собой уже третье поколение full HD проекторов Epson начального уровня. Модель EH-TW5650 является топовой в серии (остальные два проектора — TW5600 и TW5400), и при поверхностном взгляде можно предположить, что основным отличительным свойством проектора является поддержка беспроводной передачи изображения по Miracast. Но нас не проведешь — еще на IFA 2017 разведка сообщила, что у данной модели есть своя «изюминка» в плане качества изображения, которая, тем не менее, особо широко не афишировалась. И именно эта «изюминка» заставила меня просить на обзор именно данную модель. И знаете что... 

Содержание обзора

  1. Характеристики Epson EH-TW5650
  2. Внешний вид
  3. Интерфейсы
  4. Проецирование через беспроводную сеть
  5. Установка
  6. Яркость и контрастность
  7. Режимы проецирования
  8. Режим 3D
  9. Функции улучшение изображения
  10. Задержка вывода
  11. Четкость фокусировки
  12. Подробно о цветопередаче
  13. Подводим итоги

Характеристики Epson EH-TW5650

Яркость 
(световой поток по белому)
2500 лм
Световой поток по цветам 
(Color Light Output)
2500 лм
Контрастность (динамич.)60 000: 1
Технология3LCD
Разрешениеfull HD (1920x1080)
Видео разъемы цифровые2x HDMI (1 MHL)
Видео разъемы аналоговые1x VGA вход
Прочие интерфейсы видеоUSB Type A (просмотр изображений в формате JPG)
Аудио разъёмыАудиовыход (стерео мини джек), Bluetooth
СетьWi-Fi, Miracast
Сетевые функции

Дублирование экрана (PC, MAC — через приложение; мобильные устройства — только через Miracast); подключение с мобильных устройств с помощью приложения iProjection; подключение проектора напрямую или через локальную сеть;

Прочие разъемыmini-USB Type B (сервис)
Оптический зум1,6x ручной
Лампа200 Вт, ресурс 7500 часов в эко-режиме и 4500 ч. в обычном режиме
Проекционное отношение1,33 — 2,16:1 (расстояние/ширина изображения)
Оффсет10:1 (10/11 выше уровня объектива, 1/11 ниже уровня объектива), общий диапазон ручного сдвига объектива по вертикали — около 15% высоты экрана
Коррекция трапецеидальных искажений ±30 град. по вертикали и горизонтали. Имеется автокоррекция по вертикали, ползунок быстрой настройки коррекции по горизонтали, Quick Corner (настройка по углам)
3D 1080p, радиочастотная технология, очки ELPGS03 (опция)
Динамики 10 Вт моно
Габариты (ШxГxВ) 309 x 285 x 122 мм
Масса 3,5 кг
 Хар-ки на сайте производителя


Внешний вид

По своему внешнему виду проектор сильно отличается от моделей предыдущих поколений с корпусом от EH-TW5200, который был гладким и обтекаемым и напоминал гоночный автомобиль. У EH-TW5650 менее обтекаемые и более правильные очертания передней панели, что связано с появлением функции сдвига объектива и увеличением диапазона оптического масштабирования (зума).

EH-TW5650 (слева) и EH-TW5350 (справа)

Сам объектив расположен в своеобразном отсеке округлой формы, который контрастирует с остальным корпусом, образуя единый комплекс с расположенными позади него регулировками, которых целых 5 штук, а также с инфракрасным датчиком на передней панели.

Все перечисленные элементы черного цвета и привлекают внимание, придавая проектору вид продвинутого и многофункционального устройства, подчеркивая наличие неких новых возможностей. Упомянутые пять регулировок включают:

  • ползунок, управляющий слайд-крышкой объектива и переводящий проектор в режим экономии (функция «AV mute»);
  • ползунки регулировки фокуса и зума (на предыдущих моделях были кольца, сильно утопленные вглубь корпуса);
  • позади них — полечко регулировки сдвига объектива по вертикали;
  • еще дальше — ползунок для быстрой цифровой коррекции горизонтального наклона (трапецеидальная коррекция геометрии).


sliderslider

Отсек с лампой расположен в задней части верхней панели, справа (если смотреть на проектор сзади). Ближе к задней-левой стороне верхней панели расположены кнопки управления. Помимо навигации по меню, кнопки-стрелки управляют громкостью встроенного динамика и позволяют вручную скорректировать вертикальный наклон (коррекция трапеции), который по умолчанию корректируется в автоматическом режиме. Также имеется кнопка «Home Screen», позволяющая вывести на экран упрощенное стартовое меню, позволяющее воспользоваться наиболее востребованными функциями проектора.

sliderslider

Воздухозаборник находится на левом боку (если смотреть сзади), для прочистки фильтра снимается крышка и фильтр вытаскивается по направлению вверх.

Пульт проектора — классический Эпсоновский… Впрочем, нет. Вместо кнопок с цифрами теперь кнопки управление воспроизведением (пауза, перемотка и проч.).

fancy

Речь идет об управлении плеером, поддерживающим стандарт HDMI CEC, который позволяет управлять и проектором и плеером с одного пульта. Таким образом вся верхняя половина пульта отведена под работу с источником сигнала — выбор источника и упомянутые кнопки HDMI Link (CEC), отмесенные черным. Ниже кнопок навигации по меню располагаются востребованные функции самого проектора, включая:

  • Переключение в 3D режим и выбор формата 3D
  • Выбор режима цветопередачи
  • Использование функции памяти настроек цветопередачи
  • Улучшение резкости и интерполяция кадров
  • Регулировка режима автодиафрагмы
  • Приостановка показа (A/V Mute)
  • «Домашний экран» (упрощенное меню)
  • Отображение тестового шаблона
  • Пользовательская кнопка (функция настраивается в меню)

В целом, пульт удобен, кнопки хорошо разнесены и легко нащупываются, а набор функций хорошо выверен. Подсветки нет.

Интерфейсы

Проектор лишился всех RCA разъемов — из входов остались 2 HDMI (1- MHL) и VGA вход. Напомню, что поддержка MHL позволяет дублировать экран мобильного устройства проводным HDMI подключением, при этом осуществляется подзарядка устройства.

fancy

USB вход позволяет осуществлять показ слайдов в формате JPG. Имеется аудиовыход для передачи звука, поступающего по HDMI, на внешние динамики. Можно также использовать портативные Bluetooth-колонки. 

В проектор встроен модуль беспроводной сети, позволяющий подключаться к проектору через Wi-Fi. Особенностью данной модели является поддержка Miracast, позволяющая зеркалировать экран совместимых смартфонов без использования дополнительных приложений.  

Проецирование через беспроводную сеть

Если у вас есть устройство, поддерживающее зеркалирование экрана через Miracast, то вы сможете дублировать его экран, не используя дополнительных приложений. Максимальное поддерживаемое разрешение — 1920x1080 на 30 fps. На плавность показа существенно влияет расстояние.

При использовании стандартного Wi-Fi подключения, вам потребуется приложение iProjection последних версий. Ранее этим именем называлось исключительно приложение для мобильных устройств на базе Android и iOS, но теперь для единообразия было переименовано также приложение «Multi PC Projection» для Windows и Mac. В руководстве пользователя рекомендуется использовать именно iProjection. Тем не менее, предположу, что последние версии "Multi PC Projection" также будут работать — можно попробовать использовать эту версию программы, если не найдется iProjection. 

Подключение возможно осуществлять как напрямую к проектору, который в этом случае является точкой доступа Wi-Fi, так и путем включения проектора в локальную сеть — в этом случае можно подключить к проектору сразу несколько компьютеров или смартфонов.

EH-TW5650 также поддерживает функцию разделения экрана «Split Screen», позволяя поделить экран между HDMI и Miracast-источниками.

Установка

Epson EH-TW5650 получил не только функцию сдвига объектива, но и более широкий диапазон оптического масштабирования, чем его предшественники (1,6x). Это первые признаки, сближающие данную модель с более старшими и дорогим моделям EH-TW6700 и EH-TW6800.

Если взять в качестве примера диагональ изображения в 100 дюймов, то она достигается с расстояния от 2,95 метра от экрана. Нижний край изображения при этом находится приблизительно на уровне центра объектива. 

 

Если точнее, то функция «сдвига объектива» позволяет сместить нижний край изображения вниз, на 6 см ниже уровня центра объектива, либо вверх, на 12 см выше уровня центра объектива. 

Ниже привожу таблицу из руководства пользователя:

Минимальное расстояние до экрана равно 1,33*ширина экрана (это и есть проекционное отношение), что довольно типично для проекторов Epson. EH-TW5650, очевидно, не короткофокусный, но может располагается к экрану достаточно близко, чтобы при необходимости воспользоваться преимуществами трапецеидальной коррекции геометрии, расположив проектор сбоку от центра экрана, выше или ниже оптимального уровня, предписанного приведенной выше таблицей. Это позволяет очень быстро устанавливать проектор на временной основе, что хорошо сочетается с поддержкой Bluetooth колонок и высокой яркостью, позволяющей работать при засветке.

Ну а максимальное проекционное отношение в 2,16:1 позволяет отодвинуть проектор как можно дальше от экрана при стационарной установке на потолочном креплении, что в сочетани с функцией сдвига объектива делает эту модель более удобной при организации классического  домашнего кинотеатра.

В общем, EH-TW5650 — модель исключительно универсальная, причем улучшения каснулись именно возможностей данного проектора в качестве домашнекинотеатрального.

Функция сдвига объектива позволила угодить тем, кто критиковал у проекторов EH-TW5200 и более поздних моделей недостаточный фиксированный офсет (сдвиг изображения по вертикали) — были пожелания, чтобы изображение располагалось полностью выше уровня центра объектива, и теперь это возможно. В принципе, Epson традиционно был одним из лидеров в области гибкости установки благодаря функции сдвига объектива, но это касалось более дорогих ценовых сегментов, а в бюджетном классе сдвиг отсутствовал, вплоть до появления моделей EH-TW5600 и EH-TW5650 (у EH-TW5400 сдвига нет).

Яркость и контрастность

Несмотря на то, что производителем заявляются 2500 люмен, проектор в реальности достигает почти 3000 люмен в самом ярком режиме ("Динамический"). 2000 люмен мы получаем при работе проектора в экономичном режиме энергопотребления, в котором он работает очень тихо (все-таки в режиме максимальной мощности шум системы охлаждения отвлекает). В эко-режиме лампы яркость падает до 66% (во всех режимах цветопередачи), что дает пользователю достаточно большую гибкость в подстройке под условия освещения и размер экрана. Столь высокая яркость означает, что проектор хорошо показывает даже при комнатном освещении при диагонали изображения до 130 дюймов.

В режиме «Динамический» цветовая яркость (Color Light Output) получилась на уровне 105%.

Равномерность светового потока (по 9 точкам, мин./макс.) составляет 86%, что очень хорошо.

Несмотря на то, что режимы цветопередачи, кроме самого яркого, обладают сходной максимальной яркостью, режим "Яркое Кино" стоит выделить отдельно, поскольку он предназначен для освещенных помещений и в нем усиливаются цвета, чтобы бороться с их выцветанием при засветке. В целом, для работы в освещенном помещении подходят все режимы, в том числе "Кино" и "Нейтральный", если их использовать в режиме полной мощности лампы, но при сильной засветке выбирать лучше между «Динамическим» и режимом «Яркое Кино» — "Динамический" заметно менее точен в плане цветопередачи, но в ряде ситуаций пользователь может предпочесть его из-за более высокой яркости и контрастности.

Режимы, "Нейтральный" и "Кино" — наиболее точные и в Эко-режиме дают яркость более 1300 люмен, что позволяет отлично справиться с большими экранами в темноте, сохраняя тишину в помещении. Работая в режиме максимальной мощности лампы, проектор справится с любыми неподготовленными помещениями и небольшой засветкой.

По сравнению с EH-TW5350, яркость заметно увеличилась, что было бы поводом насторожиться относительно уровня черного, если бы не самая приятная новость и, пожалуй, самое важное улучшение, коснувшееся EH-TW5650.

Главной интригой у данной модели была контрастность — еще во время выставки IFA в сентябре 2017 появилась информация, что EH-TW5650 будет существенно отличаться по уровню контрастности от младших собратьев EH-TW5600 и EH-TW5400. Так и получилось — в режимах высокой точности проектор достигает 1164:1 (полное включение/выключение), а при подключении автоматической диафрагмы динамическая контрастность составляет 8622:1!

В режиме максимальной яркости контрастность составляет 1650:1, тогда как при включении диафрагмы световой поток перекрывается практически полностью.

Таким образом, по натуральной контрастности проектор выходит на уровень многих аналогов на одноматричной технологии DLP, при этом, естественно, не имея «эффекта радуги».

В дополнение к «натуральной контрастности», у EH-TW5650 имеется еще и автоматическая диафрагма, которая улучшает черный на совсем темных сценах. Как правило, у аналогичных DLP проекторах данного класса диафрагма отсутствует — в лучшем случае используется регулирование светового потока лампы в режиме SmartEco, но именно диафрагма является признанным и классическим способом решения данной задачи. Если брать дорогие проекторы, то только у лазерных моделей ее заменяет регулировка светового потока источника света (лазерного).

В общем, можно смело заявить, что по контрастности Epson EH-TW5650 превзошел даже самые оптимистичные ожидания!

Касательно диафрагмы, стоит отметить ее полную бесшумность — в отличие от предыдущих моделей, звук не выдает ее работу, которая будет достаточно аккуратна, если только не установлен режим высокой скорости.

Все это — очень большой рывок вперед по сравнению с предыдущими поколениями проекторов данной серии, которые, в сущности, представляли собой различные варианты EH-TW5200. Я специально достал EH-TW5350, чтобы была возможность сравнить. К слову, контрастность в режиме максимальной яркости у него составляет всего 600:1.

Что касается TW5650, то в итоге я не мог не испытать восторга от сочетания превосходной яркости с хорошим уровнем черного. Можно было бы сделать этот проектор иначе — вместо 1359 люмен в точных режимах дать 1000 люмен, но еще сильнее улучшить черный. И все же, на мой взгляд, то, что получилось, близко к идеалу (особенно учитывая то, что высока вероятность, что проектор будет использоваться в обычных жилых комнатах и гостиных) — на моем экране диагональю более 120 дюймов я не жаловался на черный и при этом мог восхититься высокой яркостью, дающей превосходные ощущения от ярких сцен. Вот уж сюрприз так сюрприз. В кои-то веки у Эпсона в арсенале появился «народный» домашний проектор, к которому очень сложно прикопаться в плане контрастности. Упомянутое сочетание яркости и контрастности делает данную модель исключительно привлекательной.

Режимы проецирования

Ниже приведены снимки изображения проектора с экраном диагональю более 120 дюймов, в различных режимах цветопередачи, в темном помещении и при комнатном освещении. Цветопередача и уровень черного на приведенных ниже снимках могут отличаться от того, как что увидит зритель, из-за настроек камеры.

slidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

Высокая яркость позволяет при желании использовать проектор в помещениях с комнатным освещением, получая хорошее качество картинки. Режим «Динамический» (3000 люмен) по меркам домашнего кинотеатра он не точен, но он стремится к точности, в связи с чем при засветке выглядит вполне адекватно, хотя на ярких участках изображения заметен зеленоватый или желтоватый оттенок. Если пользователя не устраивает этот вариант, то режим "Яркое Кино" также адаптирован для работы при засветке, но дает оптимальную точность по балансу белого и правильные цветовые оттенки, которые стремится сильно приукрасить по яркости, препятствуя их выцветанию. Напрашивается шутка: «EH-TW5650 настолько суров, что в режиме максимальной яркости он усиливает цвета за счет ослабления белого.» Ну и третий вариант — использовать режим "Нейтральный" с его точной цветопередачей. Какой из трех режимов выбрать для освещенного помещения — дело вкуса. Итог один — экран будет заполнен ярким, сочным изображением, настолько ярким, что на контрасте светов и теней получается вполне неплохой «черный цвет». Я смотрел EH-TW5650 при комнатном освещении в ярких режимах на экране диагональю более 120 дюймов и был крайне доволен картинкой, хотя не хотел переключаться из «нормального» режима лампы в экономичный — я был не против потерпеть более заметный шум системы охлаждения в качестве расплаты за солидную прибавку качества картинки.

slidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

Выключив свет, можно, не раздумывая, переключиться в «эко-режим» лампы — все равно будет запас яркости. Выбирать приходится между точным режимом "Нейтральный" и режимом "Кино" с его склонностью к небольшому увеличению насыщенности цветов. К счастью, данный выбор является вопросом личных предпочтений, поскольку контрастность и яркость в обоих режимах одинакова. Поскольку уровень точности цветопередачи в режиме «Нейтральный» высок, лично у меня не возникало особого желания видеть картину иначе, чем намеревался режиссер — картинка была хороша на любом контенте. Такие видеоролики, как Longboarding: MUKA RAW (1080p 60fps), выглядели очень реалистично и создавали полноценный эффект погружения. Благодаря резерву яркости хорошо передается ощущение солнечной погоды и пестрой листвы, при этом тени очень глубоки и контрастность также хороша. При просмотре «Салют-7», я не мог не порадоваться уровню черного даже при отключенной диафрагме. По ощущениям вполне похоже на то, что можно увидеть в кинотеатре. На совсем темных сценах затемнение усиливается еще больше, причем диафрагма срабатывает плавно и бесшумно. Проектор отображает все, что от него требуется, при необходимости переходя от темных сцен к ярким и цветным, либо от плавных сцен к динамичным. При этом вы, напомню, никогда не обнаружите «эффект радуги», что лично мне дает ощущение спокойства и стабильности.

sliderslidersliderslider

Я смотрел кино в помещении со средним уровнем подготовки — черные стены, но белый потолок. При просмотре в стандартном помещении, например при наличии штор и светлых стен, EH-TW5650 сможет тягаться с моделями из более дорогих ценовых сегментов, поскольку в случае с контрастностью работает принцип «чем выше забрался, тем больнее падать» — даже небольшое отступление от полного затемнения помещения приведет к многократному падению контрастности изображения у самых дорогих моделей. Есть даже шанс того, что более бюджетная модель превзойдет более дорогую за счет яркости. В общем, EH-TW5650, показав себя превосходно в полной темноте, похоже, является одним из лучших претендентов на звание проектора для гостиной по сочетанию контрастность/ярость/цена.

При этом я прошу читателя делать поправку на то, что я говорю о данной модели, как о представителе домашних проекторов начального уровня (или чуть выше). Если вы захотите сравнить уровень черного EH-TW5650 с каким-нибудь EH-LS10500, или топовым проектором от Sony или JVC, то результат предсказуем.

Детально особенности цветопередачи рассмотрены ниже в соответствующем разделе.

Режим 3D

fancy

Еще со времен EH-TW5200 я говорил о том, что высокая максимальная яркость дает бюджетным проекторам Epson преимущество в области качества 3D изображения. У данной модели ситуация мало чем отличается, кроме более высокой контрастности, которая в 3D режиме заметно сказывается. В ходе тестирования я смотрел фрагменты из «Холодного сердца», «Салют-7», различных эпизодов «Хоббита» и второго фильма «Алиса в Стране Чудес» с Джонни Деппом на экране диагональю более 120 дюймов.

Безусловно, чувствуется падение яркости даже при работе в режиме максимальной мощности лампы. Понимая, что данный уровень яркости является достижением, я бы не стал рассматривать другие проекторы с меньшей яркостью, если функция показа 3D для меня имеет первостепенное значение. Стереоэффект хороший. При просмотре «Салюта», у меня часто возникали претензии к производителям картины по эффекта «слоености», когда объекты кажутся плоскими, как будто на разном удалении расположено несколько картонок. На других же сценах все превосходно. Пожалуй, больше всего впечатлила сцена, когда космонавты, как над пропастью, висят над Землей, которая находится где-то бесконечно внизу.

fancy

Наилучший 3D эффект, безусловно, достигается в 3D-анимационных работах — к примеру, при просмотре «Холодного сердца» радует совершенно все.

Я не заметил мерцания, но на 24 Гц особо хорошо заметна резкость, прерывистость движения, что не является проблемой проектора. 60 Гц поддерживаются на 1080p только в формате стереопары «бок-о-бок».

В дополнение к выбору режима цветопередачи в 3D («Динамический 3D» и «Кино 3D»), имеются и прочие настройки — «Яркость 3D», диагональ экрана, эффект глубины, наконец преобразование 2D в 3D.

Я давно не пользовался подобными функциями и был удивлен тем, что преобразование работает. Я даже специально посмотрел в этом режиме семейные фотографии. Алгоритм используется простейший — все, что внизу экрана, будет чуть ближе к зрителю, все, что вверху — чуть дальше. Тем не менее, включив 3D преобразование в режим «сильный», я практически не получил нежелательных эффектов — в худшем случае эффект просто незаметен. Если смотреть на планы с далекой перспективой, то может показаться, что ковер на полу будет в складках, или идущая вдаль  дорога покажется неровной. Вообще, проверить, как работает 3D преобразование, просто — достаточно мышью просканировать экран и посмотреть, как будет меняться двоение курсора.

В целом, в результате преобразования получается объемный эффект, который кажется «честным», а многие сцены существенно улучшаются.

Пока я смотрел на то, как именно работает преобразование, заодно проверил на черно-белых тестовых шаблонах эффекты двоения и мерцания. Легкое мерцание при отображении белого поля возникает при движении глаз, иначе его не заметно, и тем более его не заметно при просмотре реального контента. Двоение черных линий на белом фоне настолько ничтожное, что придется хорошо поискать сцену, которая бы его выявила — мне с такими повстречаться не довелось.

Резюмируя скажу, что на роль 3D проектора EH-T5650 подходит как нельзя лучше, если только вас не пугает ограничение с поддержкой 60 Гц в некоторых режимах.

Функции улучшения изображения

Сильно напоминая более старшие и дорогие модели Epson, у EH-TW5650 в меню изображения имеется пункт "Улучшение изображения", в котором можно выбрать 5 предустановок и «Выкл.». Всего есть три параметра: «шумоподавление», «шумоподавление MPEG» и "подчеркивание деталей". В наиболее агрессивном режиме из стандартных, «подчеркивание деталей» стоит на отметке 55 из 100, причем даже столь «агрессивный» уровень оказывается полезен, в том числе при просмотре фотографий и изображений в высоком разрешении. Никаких причин не использовать данную возможность не вижу.

sliderslidersliderslidersliderslider

Вторая функция улучшения изображения — "интерполяция кадров", создающая эффект плавного движения, «как 60 fps», на стандартном контенте. По моему опыту, наилучший эффект данная функция дает при просмотре гонок или геймплея видеоигр на эту тематику — в этом случае проектору проще предсказать движения и произвести вставку промежуточных кадров. На подобных материалах я не обнаруживал особых проблем даже при использовании максимального уровня интерполяции. Это же касается просмотра футбола — движения камеры, в основном, плавные и предсказуемые. А вот при отображении стандартного киноконтента на сценах, которые сложно просчитать, возможны «подтормаживания», поэтому лично я использовал данную функцию крайне избирательно.

Задержка вывода

В режиме «Нейтральный» при отключении интерполяции кадров и улучшения резкости, задержка составила 25,7 миллисекунд. Это соответствует потере двух кадров на 60 fps (1 кадр = 16,7 мс). Переключение из режима точной обработки изображения в быструю результат не улучшило.

При включении интерполяции кадров и улучшения резкости, задержка достигла 103,9 мс.

В плане скорости отклика (и в целом), проектор хорошо подходит для игр.

Четкость фокусировки

В целом, качество фокусировки у EH-TW5650 типично для проекторов начального уровня. Если пользователь захочет добиться наилучшей точности фокусировки, но которую способен данный проектор, то на тестовых шаблонах придется следить за центром и правым нижним углом, добиваясь однообразия. Если не принять нижний правый угол во внимание, то он может оказаться слегка смазанным (выглядит, как небольшой шлейф), ну а добившись оптимальной четкости в углу, можно потерять четкость в центре (именно такая ситуация получилась на примере ниже).

fancy
Тестовый шаблон

slidersliderslidersliderslider

Подробно о цветопередаче

Настройки

Как и у предшественника EH-TW5350, у данного проектора имеется функция памяти настроек, позволяющая сохранить все изменения, внесенные пользователем в стандартные режимы цветопередачи. Также имеется полноценная система управления цветом, балансом белого и ручная настройка гамма-коррекции.

Есть также настройка «Epson Super White», которая не имеет отношения к белому, а делает остальные цвета более темными, усиливая эффект контрастности. Получается своеобразный вариант гамма-коррекции. Данная функция может быть интересна, например, на классических фильмах или на солнечных сценах, если они не содержат четко выраженных темных участков.

При первичной настройке проектора не помешает проверить, как настроен видеодиапазон HDMI, а также параметр «Яркость», который, возможно, есть смысл слегка убавить, чтобы получить наилучший уровень черного.

Режимы «Нейтральный» и «Кино»

В обоих режимах гамма изначально точна и составляет 2,2. Установив гамму в настройках на -1, получаем 2,4, а установив на +1 — примерно 2,0 (полезно при просмотре в освещенном помещении). 

В режиме «Нейтральный», в целом, точность цветопередачи очень высока и большинство цветов (71 из 89 измеренных) укладываются в Дельта Е (CIE94) менее 2,5. Лишь некоторые оттенки имеют заметные отклонения, и это связано как с всеобщей модой на увеличенную яркость синего, так и с особенностью цветового пространства (положением 100% зеленого и 100% красного). Собственно, эти цвета и выходят за рамки идеальной точности.

В результате калибровки уже 80 цветов из 89 оказываются точны, а подавляющее большинство оттенков оказываются в пределах Дельта Е < 2. Вообще говоря, всеми этими нюансами обычно занимаются при тестировании самой дорогой техники, а не бюджетных домашних устройств.

Цветовой охват близок к sRGB и несколько отличается от предыдущих моделей тем, что больше нет существенных неточностей у 100% зеленого — теперь зеленый лишь очень слабо сдвинут в сторону желтого, но зато слегка смещен и 100% насыщенный красный. И это хорошо, поскольку уже на 75% насыщенности все цвета стоят строго на своих местах. 

Баланс белого имеет небольшой сдвиг в сторону красного и синего. 

При переходе в режим «Кино», происходит небольшое расширение цветового охвата за пределы sRGB по синему, красному, желтому и зеленому. Все цвета меняются пропорционально расширению всего цветового охвата, и нет признаков принудительного усиления оттенков. Расширилось цветовое пространство — немного сдвинулись цвета. Это хорошо, поскольку дает естественность. Баланс белого в режиме «Кино» становится еще более синим.

Если честно, разницу между режимами «Нейтральный» и «Кино» я не смог бы определить самостоятельно. Она очень тонкая и если вам кажется, что тот или иной контент должен впечатлять пестрыми цветами, то смело включайте режим «Кино».

Режимы «Динамический» и «Яркое Кино»

sliderslidersliderslidersliderslider

Мне не удалось окончательно определиться с тем, какой из этих режимов лучше подходит для освещенных помещений. Разница между ними по яркости визуально не так велика, но она есть. В обмен на яркость мы имеем желтоватый оттенок в режиме «Динамический» (по крайней мере я вижу именно желтоватый оттенок) — поэтому она отличается от оригинала, что особенно заметно на таких объектах, как голубое небо или снег, которые сильно выдают цветовые примеси (кроме синеватых).

В режиме «Яркое Кино» баланс белого, наоборот, чуть синеватый, с еле заметным уходом в сторону малинового (можно заметить если смотреть на нейтральные оттенки серого). Другая уже упомянутая особенность — очень усиленные по яркости цвета.

В целом, «Яркое Кино» похож на режимы «Кино» и «Нейтральный», но он выглядит чуть ярче и выразительнее, и этот эффект имеет смысл использовать даже в темноте, если вы хотите немного разнообразия — почему бы и нет? Выглядит все равно красиво. Еще раз подчеркну, что данный режим действует довольно аккуратно.

Касательно такого эффекта, как традиционный срез цветовых переходов («clipping») на яркости, близкой к 100%, то в ярких режимах он имеется. Этот метод визуального увеличения яркости применяется повсеместно, и EH-TW5650 не стал исключением, хотя для обнаружения этого эффекта нужно а) подобрать соответствующий контент б) заметить данный эффект. Как обычно, снижения данного эффекта можно добиться регулировкой параметра «Контраст», но ждя его полного избежания лучше просто перейти в точный режим.

Калибровка режима «Нейтральный»

Первым делом я скорректировал баланс белого, регулируя только «Смещение R» и «Смещение B» до 48 и 49 соответственно. Это дало хорошую точность ББ. Затем я скорректировал гамма-коррекцию с помощью ручной настройки по отдельным точкам. Не то, что там было действительно необходимо что-то корректировать, но везде, где линию можно было приблизить к идеалу, я это делал.

Затем пришло время корректировать красный и синий. Вот мои настройки:

Красный (Оттенок/Насыщенность/Яркость): 55/52/48
Синий (Оттенок/Насыщенность/Яркость): 50/59/38

Это не решает вопроса с точностью 100% насыщенных цветов, но серьезно улучшает общую ситуацию — в той или иной степени улучшению подвергаются все замеренные цвета.

Подводим итоги

Epson EH-TW5650 — не совсем то, за что он себя выдает. Как вам понравится моя версия, что на самом деле это — «переодетый» EH-TW6700 в корпусе от более младших моделей и более низкой ценой? Перечислю явные достоинства проектора:

1. Хороший уровень контрастности (для данного сегмента) при отсутствии «эффекта радуги».

EH-TW5650 приближается по «натуральной контрастности» к более дорогим моделям (EH-TW6700, EH-TW7300), оставляя при этом серию EH-TW5300 далеко позади. 

Должен сказать, что не ожидал подобного скачка уровня контрастности в как бы не самой дорогой линейке домашних проекторов Epson. Конкуренция со стороны производителей недорогих DLP-проекторов сделала своё дело, и у Epson просто-напросто не было другого выхода, кроме как наконец-то выпустить проектор, действительно, не уступающий большинству из них по контрастности. У меня только один вопрос: почему этого пришлось ждать так долго?..

2. Точность цветопередачи.

3. Высокая яркость — проектор позволяет работать в освещенных помещениях, либо с большими диагоналями в режиме тишины и экономии ресурса лампы. Есть резерв яркости для красивого отображения солнечных сцен.

4. Гибкая установка: зум 1,6x; сдвиг объектива по вертикали; коррекция трапецеидальных искажений по вертикали (автоматом) и горизонтали (специальным ползунком).

Сюда же отнесу подключение по Wi-Fi и Miracast и поддержку внешних динамиков (в т.ч. Bluetooth).

5. Разнообразные функции улучшения изображения — интерполяция кадров (плавные движения), подчеркивание деталей, усиление цветов в режимах «Кино» (очень аккуратное) и «Яркое Кино» (более резкое).

6. Качественное отображение контента в 3D.

7. Быстрая работа с видеоиграми.

8. Возможность калибровки цветов.

9. Тихая работа в экономичном режиме лампы, в котором, по заявлениям производителя, ее ресурс продлевается до 7500 часов. Эко-режима более, чем достаточно для больших диагоналей в темноте и он дает хороший результат при комнатном освещении. 

К числу недостатков EH-TW5650 можно отнести:

1. При работе с киноконтентом, функция интерполяции кадров работает неровно, периодически «подтормаживая».

2. В режиме максимальной мощности лампы, в котором проектор обеспечивает наилучшее качество изображения в освещенном помещении, система охлаждения работает достаточно шумно.

3. Ограниченные возможности работы с USB носителями — поддерживается только воспроизведение изображений.

При этом явных недостатков мною обнаружено не было. EH-TW5650 универсален — он является очень хорошим проектором для домашнего кинотеатра за свои деньги и практически идеальным проектором для гостиной с превосходным сочетанием цены и характеристик.

На мой взгляд, Epson EH-TW5650 имеет все шансы стать новым «народным» проектором в первую очередь благодаря очень существенному скачку нативной контрастности среди проекторов в данном ценовом диапазоне. Однако если вы ищете наиболее доступный вариант, то, возможно, выбирать имеет смысл между новыми по-настоящему бюджетными устройствами, такими как Epson EH-TW650 и BenQ W1050 [ссылка на обзор], результаты сравнения которых я опубликую в самое ближайшее время в блоге и на своем канале в Youtube [ссылка на канал].

И все же, после того, что я увидел в сегодняшнем тестировании, я бы сказал, что есть все основания не обращать на более недорогие проекторы никакого внимания и сразу копить на покупку Epson EH-TW5650. Настолько он меня удивил.

1 комментарий

Добрый день! Большое спасибо за обзор. Он стал финальной точкой перед покупкой данной модели. Сейчас занимаюсь выбором экрана. Можете посоветуете фирму производитель? Интересно на каком экране сами проводите обзоры?
avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.