Как выбрать домашний проектор в 2019 году

 

Сто люмен — в карман, в путешествия дальние,
Семьсот — киноману в пещере черной
Две тысячи — в детских, гостиных и спальнях,
А Четыре — чтоб футбол смотреть на стене освещенной

                                                                    — народная мудрость

 



Существует огромное количество различных типов проекторов, но что же такое домашний проектор и на что обращать внимание при выборе? Ведь если отбросить в сторону чисто маркетинговые слова, то хороший домашний проектор должен обладать вполне конкретным набором характеристик. И еще вот что… не все домашние проекторы являются проекторами для домашнего кинотеатра.

Обновлено (8 ноября 2019) — добавлен видеоролик:

Ссылки на Часть 2 и Часть 3

«В начале был офисный проектор…»

Предлагаю считать домашний проектор неким отклонением от классического универсального офисного проектора. Офисные проекторы со световым потоком в 3000-3500 люмен являются наиболее распространенным классом проекторов. Именно этот уровень яркости считается оптимальным для освещенных помещений в офисных зданиях и образовательных учреждениях. Как правило, в таких проекторах устанавливается лампа мощностью около 200 Ватт, а масса такого аппарата может составлять 2,5 кг при ширине корпуса около 30 см — проектор легко переносить, да и по цене это будет сравнительно экономичным вариантом. В общем, хорошо сбалансированное сочетание различных параметров.

Ну а раз он довольно мобильный, то кто помешает вам взять офисный проектор домой? Очевидно, самым бюджетным вариантом домашнего проектора будет офисный ламповый проектор с разрешением HD-Ready, или 720p, либо WXGA (1280x800), что чуть больше по вертикали. Для ряда задач этого до сих пор достаточно, особенно если вы смотрите контент в 720p.

С другой же стороны приходится признать, что проекторы с их огромной диагональю экрана (а в домашнем кинотеатре я бы ориентировался на 100-120 дюймов, а то и больше) очень располагают к увеличению разрешения, чтобы снизить заметность отдельных пикселей. Поэтому базовым стандартом в любом случае является разрешение Full HD, а у офисных проекторов –WUXGA (1920x1200), которое вмещает Full HD и обладает дополнительным пространством по вертикали.

От офиса к домашнему кинотеатру

Итак, домашнему проектору нужно обладать разрешением Full HD и обладать приемлемым качеством изображения. Но здесь возникает вопрос: в каких условиях освещения? Офисные проекторы предназначены для хорошо освещенных помещений и борются с засветкой. В этой борьбе в режиме максимальной яркости можно в той или иной степени пожертвовать цветопередачей – лишь бы презентация была разборчивой. В домашних условиях освещение менее интенсивное, и световой поток 3000 люмен будет означать, что проектор выполняет роль телевизора. Но это — лишь один из способов использовать проектор, а в большинстве ситуаций вы будете смотреть либо при выключенном, либо при очень умеренном освещении. В темноте, глядя на «черный экран» офисного проектора, вы вдруг обнаружите, что экран засвечен и выглядит как темно-серый. Другими словами, с глубиной черного проблемы, а человеческий глаз более всего чувствителен к изменению оттенков именно темных цветов. В общем, уровень черного нужно опускать, и мы приходим к обозначению такого класса проекторов, как «проектор для домашнего кинотеатра».


Отраженный свет проектора освещает комнату и ослабляет глубину черного

Поскольку экран изначально белый, черным его может сделать только полная темнота в помещении, а малейший свет будет освещать экран и портить уровень черного.

Важнейшим параметром проектора в затемненном помещении является его контрастность, причем не та, которая указывается в характеристиках, а так называемая «естественная», или «нативная» контрастность. Контрастность – это отношение максимальной яркости к минимальной, поэтому в эпоху Blu-Ray и Full HD были установлены незыблемые стандарты для домашнего кинотеатра – в темноте проектору не нужна слишком высокая максимальная яркость — лишь столько, сколько необходимо для создания сочного, живого изображения. Ограничивая максимальную яркость, мы тем самым улучшаем глубину черного. Таким образом, у проектора для домашнего кинотеатра эволюция происходит не в сторону увеличения яркости, а в сторону увеличения контрастности и глубины черного.

Что касается цифр, то уровни реальной контрастности проектора могут составлять 400:1 у офисных проекторов. Проектор для домашнего кинотеатра за $1000 может обладать контрастностью где-то в районе 1000:1, и отдельные модели достигают 2000:1 при цене $2000, а начиная с $3000 мы имеем дело с запредельными уровнями контрастности, начиная с 5000:1 и заканчивая 100 000:1. Безусловно, увеличение цены проектора вроде бы подразумевает, но никак не гарантирует высокого уровня контрастности.

«Реальная яркость»

Сколько яркости нужно такому проектору? Пожалуй, не более, чем 600 – 1000 люмен. Однако, тут мы приходим вот к какой проблеме… Итак, у проекторов есть несколько режимов цвета на выбор (яркий, точный, компромиссный). Я говорю о яркости в самом точном режиме, а заявляемая в характеристиках яркости всегда относится к самому яркому режиму, даже если он совершенно непригоден к просмотру (например, как чаще всего бывает, обладает сильным зеленым оттенком).

Отсюда задача номер один при выборе проектора – узнать яркость проектора в самом точном режиме – том режиме, в котором вы и будете смотреть кино.

«Нереальная контрастность»

А что же публикуют в спецификациях? Это так называемая «динамическая контрастность». Изначально это правильная идея – на темных сценах проблемы с черным заметны лучше всего и, когда проектор «видит», что максимальная яркость на сцене не используется, он снижает уровень светового потока, что в свою очередь делает черный фон более глубоким. В этот же момент происходит цветокоррекция остальных объектов, компенсируя падение общей яркости. Итог: яркость объектов не меняется, а черный становится глубже. На ламповых проекторах это осуществляется с помощью автоматической диафрагмы (такая заслонка, перекрывающая свет), ну а лазерные проекторы могут быстро и гибко регулировать яркость свечения, и при отображении черного экрана просто отключить свет. Если замерить по очереди яркость белого и яркость черного, может получиться бесконечная нативная контрастность, поэтому для определения «реальной» контрастности необходимо убедиться, что функция динамической контрастноси выключена, и мы получим совершенно другие цифры. В обоих случаях это называется методом «полного включения/полного выключения.

Затемненные стены домашнего кинотеатра помогают сохранить уровень черного

Чтобы быть уверенным, что контрастность измеряется «честно», часто прибегают к методу ANSI – на экран высвечиваются черные и белые квадраты одновременно, но тут есть проблема. Включите такой шаблон в обычной гостиной со светлыми стенами — и свет с белых квадратов отразится от потолка и стен, и попадет на черные квадраты, тем самым снижая контрастность. Другими словами, ANSI методом измеряют контрастность не проектора, а всего домашнего кинотеатра (включая комнату). Именно поэтому в настоящем домашнем кинотеатре стены, потолки и вся мебель должны быть черными.

 

Контрастность проектора во многом, но далеко не полностью, определяется возможностями его матриц.

Резюмируя по динамической контрастности, которую записывают в характеристиках, предлагаю ее смело игнорировать. Помните, что даже у проектора за $2000 вряд ли будет «нативная» контрастность 10 000:1. Для справки, это почти уровень проектора Epson EH-TW9400.

Уровни контрастности у различных технологий

Если говорить о матрицах, то проекторы на базе 3LCD-технологии покрывают диапазон примерно от 400:1 до 10 000:1, DLP-проекторы отличаются не сильно – минимум около 400:1, периодически можно увидеть 3000:1 и более — затрудняюсь сказать, каков потолок. В любом случае, начиная с определенного уровня контрастности производители оказываются вынуждены перейти на особую отражательную LCD-технологию, именуемую в целом LCoS, причем каждый производитель может дать своему варианту LCoS-технологии особое обозначение – «D-ILA» у JVC, «SXRD» у Sony, «3LCD Reflective» у Epson. Поскольку для большинства пользователей контрастность 3000:1 является пределом мечтаний, то, казалось бы, нет никаких оснований говорить о преимуществах той или иной технологии по контрастности.

D-ILA — вариант технологии LCoS от JVC

Кстати, LCoS-технология отличается еще и тем, что контуры управления отдельными пикселами подведены к матрице снизу, что позволяет существенно сократить межпиксельный интервал.

Как яркость влияет на контрастность

Допустим у вас домашний проектор на 1000 люмен… Кстати, люмены – это освещенность, «размазанная» по определенной площади. Это интуитивно понятно, поскольку если засветить проектором маленькую площадь, то яркость будет совершенно другой. Чтобы получить люмены, замеряют освещенность в люксах и умножают на площадь экрана.

Я специально сходил и замерил фоновую засветку в гостиной при закрытых толстых шторах – 0,3 люкс. Знаете что это? В данном случае это и есть уровень черного. Если говорить о диагонали 100 дюймов, то площадь экрана составит 2,9 м2, и проектор на 1000 люмен даст освещенность 345 люкс, и знаете что… Если разделить эту освещенность на уровень черного, то получается ни что иное как контрастность изображения — 1149:1. Это просто из-за влияния засветки и без учета глубины черного самого проектора. Другими словами, стоит ли ставить в эту комнату проектор с контрастностью 40 000:1, если максимальный уровень контрастности, который достижим в этих условиях, составит лишь немного более 1000 к 1? Я бы не стремился в таком помещении к цифре контрастности проектора более 3000:1.

Кстати, все производители проекторов для домашнего кинотеатра любят выпускать более старшую и контрастную модель в черном корпусе и более младшую модель в белом. Таким образом вам подсказывают, какая модель для домашнего кинотеатра, а какая – для гостиной.

В общем, в гостиной запредельная контрастность особо не нужна, зато очень востребована дополнительная яркость, и для просмотра Full-HD контента я бы рекомендовал 1500 люмен в точном режиме.

Предлагаю вернуться к моему примеру с проектором на 1000 люмен и сделать еще пару простейших расчетов. Просто открыв шторы, я получаю освещенность стены в 5 люкс, и это те условия, в которых мне становится комфортно ориентироваться — я бы не стал играть в игры, общаться с друзьями или смотреть Youtube с меньшей освещенностью. Причем это не прямой свет в окна — в помещении довольно тускло. Максимальная контрастность изображения проектора на 1000 люмен в этих условиях будет составлять не более 69:1.

Яркое освещение и большой экран — обычный домашний проектор уже не справляется 

А теперь давайте сравним проектор на 1000 люмен с контрастностью самого проектора 1000:1, с проектором на 2000 люмен с такой же контрастностью. При засветке в 5 люкс проектор на 1000 люмен обеспечит нам контрастность изображения 65:1, а проектор на 2000 люмен – уже 122:1. Другими словами контрастность проекторов одинаковая, а контрастность изображения яркого проектора оказалась в 2 раза больше.

Теперь уменьшим контрастность проектора на 2000 люмен в 2 раза – до 500:1. Знаете что произойдет? При засветке 5 люкс контрастность его изображения составит 109:1 против 65:1. Получается, что более яркий проектор с в 2 раза меньшей контрастностью все равно дает значительно более контрастное изображение! В это сложно поверить…

Поэтому, если я уж совсем обнаглею и захочу смотреть футбол или играть в игры, оставив часть комнатного света, то… мне потребуется как можно больше люмен, а никакая не контрастность проектора – на нее мне будет в буквальном смысле наплевать. И мне не обязательно слушать рекомендации людей, которые живут в темной пещере, и от которых наверняка уже ушла жена (простите, старая проекторная шутка).

Типы домашних проекторов по условиям освещения

Как вы поняли, есть отдельный класс проекторов для домашнего кинотеатра, и появилась необходимость как-то обозвать все проекторы, которые не заточены под домашний кинотеатр, и американцы называют этот класс «home entertainment»-проекторами, или «проекторы для домашних развлечений». Ну а проекторы, заточенные под работу в освещенной комнате, я могу назвать лишь «заменой телевизору».

Когда мне говорят про «проектор для гостиной», я вынужден всякий раз уточнить, зашторили ли вы окна, выключили ли вы свет, утюг и так далее. Потому что одно дело – когда контрастность чуть пострадает от белых потолков в гостиной, и совершенно другое дело – если включить в комнате свет.

Для простоты я объединю проекторы в 4 класса сообразно оптимальным условиям освещения, в которых возможности проектора раскрываются наилучшим образом:

  • Полная темнота,
  • Темно, но часть света просачивается через шторы,
  • Включено совсем немного света,
  • Включено достаточно много света

Использование проекторов оправдано во всех приведенных вариантах, но каждый требует различной балансировки характеристик проектора – от высочайшей контрастности, точнейшей цветопередачи и ограниченной яркости в полной темноте, до очень высокой яркости, умеренно точной цветопередачи и невысокой контрастности в последнем случае.

Что касается универсальности проекторов, — многие модели способны закрывать сразу три сегмента из перечисленных. К примеру, офисные проекторы обычно успешно справляются с диапазоном засветки от просачивающегося через шторы света до включенного освещения. В темноте смотреть тоже можно, но заморачиваться по поводу затемнения комнаты совершенно бесполезно.

Давайте приведем в качестве примеров два проектора начального ценового сегмента.

Epson EH-TW650 обладает превосходной яркостью, отличной цветопередачей на высокой яркости, в самом точном режиме дает 2400 люмен и 1470 люмен в экономичном режиме, но его контрастность составляет лишь немногим более 500:1. Это превосходный проектор для домашних развлечений.

BenQ W1050 — проектор для домашнего кинотеатра начального уровня

Другой пример — BenQ W1050. Контрастность в точном режиме 900:1, яркость – от 800 люмен до 860 люмен (в зависимости от настроек). В общем, максимальная яркость ограничена, а контрастность выше – смело помещаем этот проектор в раздел «полная темнота», другими словами – «для домашнего кинотеатра». Наличие более яркого, менее точного и очень хитро сбалансированного режима «Vivid TV» позволяет проектору работать даже при небольшой засветке. Впрочем, Epson при желании может обеспечить и 3250 люмен.

Яркость в точном режиме и максимальная яркость

Кстати, можно очень много понять о цветопередаче проектора в режиме большой яркости, если сравнить его максимальную яркость с яркостью в режиме наивысшей точности. К примеру, в случае с этими двумя моделями точный режим у Epson составил 74% от максимальной яркости, а у BenQ – 47% (по данным моего тестирования). Это позволяет примерно определить, в какой степени изображение проектора подвергается тем или иным искажениям в режиме максимальной яркости.

 Точный режим цветопередачи можно охарактеризовать, как идеально сбалансированный режим – все лишнее выкинуто. К примеру, лампа проектора дает гораздо больше зеленого, чем необходимо для получения нейтрального белого. В точном режиме этот зеленый нужно отсечь, а в ярком какую-то его часть можно оставить – это увеличит яркость и снизит точность.

Учитывая, что точный режим подгоняется под конкретный стандарт, а яркий ограничен лишь совестью производителя, а также тот факт, что от домашнего проектора требуется хорошая точность, я предпочитаю сравнивать проекторы по яркости в точном режиме.

3LCD vs DLP

Прежде чем дальше рассматривать примеры, разберемся, чем же отличаются бюджетные проекторы в плане используемых технологий формирования изображения? Самый простой и интуитивный способ формирования цветного изображения – с помощью трех матриц, путем одновременного создания красного, зеленого и синего изображений. Другими словами, это RGB-метод, он привычен нам и используется в телевизорах и мониторах.

Суть одноматричного DLP-проектора в том, чтобы использовать не три матрицы, а одну – это позволяет удешевить проектор или поставить более контрастную матрицу. Одноматричный подход означает, что изображение формируется не одновременно, а по очереди – на экран отображается не готовое цветное изображение, а его компоненты, и мы обычно не замечаем «подвоха», хотя на определенном контенте, особенно темном и контрастном, может возникать цветной шлейф, известный как «эффект радуги».

Если взять самые бюджетные домашние проекторы, то 3LCD-проектор будет иметь преимущество по яркости, которая, в частности, позволяет обеспечить наилучшую цветопередачу на большой яркости. Бюджетный DLP-проектор, однако, в большинстве случаев обеспечит более высокую контрастность. Существует два основных типа DLP-проекторов.

Первый тип заточен под работу в ярком режиме. Такие проекторы произошли от офисных DLP-проекторов, и в качестве примера приведу ViewSonic LS700HD. Данный проектор рассчитан, прежде всего, на просмотр в освещенном помещении и выделяется лазерным источником света с ресурсом 20000 часов. Именно лазеры, а не светодиоды, способны составить реальную конкуренцию лампам по яркости, хотя и стоят дороже.

Яркий лазерный DLP-проектор ViewSonic LS700HD

В заточенных под максимальную яркость DLP-проекторах используется цветовое колесо с большим, чем 3, количеством сегментов, включая желтый и даже прозрачный. Таким образом, белый цвет такой проектор формирует не обязательно из суммы красного, зеленого и синего, и это позволяет сравняться с 3LCD-проекторами по максимальной яркости и даже обеспечить более нейтральный баланс белого, но усиление белого приводит к ослаблению цветов. Конкуренты называют это низкой «цветовой яркостью» при высокой яркости по белому. В итоге яркость наиболее точного режима такого проектора оказывается ниже, а не выше.

Многие производители, и компания ViewSonic в частности, многое сделали чтобы в ярком режиме, при большой засветке, настроить цвета так, чтобы нехватка цветовой яркости сказывалась минимально. У таких проекторов есть специальная настройка, регулирующая уровень усиление белого относительно цветов, именуемая «BrilliantColor». Тем не менее, сложный алгоритм смешения цветов часто наносит ущерб плавности цветовых переходов на бюджетных проекторах. Рекомендую обращать внимание на этот момент и смотреть, как проектор ведет себя с плавными цветовыми градиентами.

Пример грамотной заводской настройки яркого одноматричного проектора
(режим макс. яркости) — потеря цветов есть, но зеленого оттенка нет

Специально для домашнего сегмента были созданы одноматричные DLP-проекторы с цветовым колесом схемы RGBRGB. Использование красного, зеленого и синего сегментов увеличивает точность цветов, и у отдельных производителей она может превосходить точность цветопередачи 3LCD-проекторов бюджетной ценовой группы. Использование RGB-колеса существенно увеличивает яркость проектора в точном режиме, но практически полностью лишает производителя эффективных инструментов для поднятия максимальной яркости, и им приходится довольствоваться высокой формальной яркостью с зеленой картинкой. Использование трех сегментов два раза за оборот колеса позволяет «на пустом месте» в два раза увеличить скорость обновления картинки, в связи с чем «эффект радуги» становится исключительно редким гостем, и производитель заявляет о победе над данной проблемой. Действительно, на большинстве сцен данный эффект вообще не проявляется, хотя на черных и контрастных порой может и промелькнуть.

Так что, если вы берете проектор для просмотра в темноте, то берите проектор с шестисегментным колесом типа «RGBRGB».

Чуть подороже

До сих пор мы говорили о бюджетных проекторах. Пройдя отметку в $1000, мы начинаем движение в сторону более серьезных проекторов для домашнего кинотеатра. На уровне цен от $1500 до $2000 проекторы уже обрастают различными «наворотами», и основных направлений два. Первое – это стремление как можно раньше оснастить проектор разрешением 4K и поддержкой стандарта Ultra HD, включая HDR и расширенный цветовой охват DCI. Яркий пример — одноматричный DLP-проектор BenQ W2700, который обладает всеми этими возможностями, сохраняя при этом габариты офисного проектора.

Домашний 4K-проектор BenQ W2700

Поддержка разрешения 4K у одноматричных DLP-проекторов достигается с помощью хитрой технологии сдвига пикселей «XPR». Ключевое преимущество – ликвидация пиксельной решетки и четкость, близкая к настоящему 4K. Ликвидация пиксельной сетки дает очень заметный эффект, однако проекторы этого уровня цен по контрастности отстают даже от знаменитого BenQ W1070, первого доступного домашнего Full HD-проектора за $1000. Нас пытаются пересадить на 4K, как бы намекая, что все предыдущие достижения автоматически сохраняются, но это не совсем так. Так что есть альтернатива — купить за сумму около $1000 (а то и меньше) более контрастный Full HD-проектор. Опять же, о реальной контрастности проектора можно узнать из обзоров.

Epson EH-TW6700

Проектор Epson EH-TW5650 с ценой чуть менее $1000 также обеспечивает существенный прорыв в плане контрастности по сравнению с ближайшими 3LCD-собратьями, а при дальнейшем увеличении ценовой планки мы имеем то, что Epson считает сбалансированным домашним проектором средней ценовой категории — за $1800 нам предлагают хорошо сбалансированный по характеристикам Full HD-проектор EH-TW6700. Хорошая контрастность хорошая, яркость  и точность цветов. Имеется функция сдвига объектива – пусть диапазон не столь велик, как у элитных  проекторов для домашнего кинотеатра, но все равно это дает большую свободу при выборе места установки. Никакой «радуги» нет и в помине, в проектор встроены 2 динамика по 10 Ватт, белый корпус. Кстати, размер корпуса у данной модели уже заметно больше, чем у офисных проекторов (вес 7 кг, ширина корпуса 41 см). В общем, модель хоть и не новая, но в значительной степени это эталон того, что можно получить за $2000 – традиционный качественный full HD-проектор без «наворотов».

Обратите внимание: наличие динамиков и белый корпус – все это сообщает нам, что проектор является универсальным домашним проектором. Динамики – это намек на некоторую мобильность – в домашнем кинотеатре всегда используется стационарная аудиосистема.

В целом, проектор очень яркий, он хорош в темноте и очень хорош в условиях с неоптимальным освещением. Другими словами, я бы назвал его превосходным проектором для гостиной. Однако, полное отсутствие радуги делает его весьма привлекательным вариантом для просмотра в темноте.

В общем, Epsonы пошли по пути так называемых «универсальных домашних проекторов», поскольку могут себе позволить повышенную яркость.

Вышеупомянутый BenQ W2700 обладает существенно меньшей яркостью, но лучше справится с глубоким черным, и у него тоже есть встроенные динамики.

В общем, в данном ценовом сегменте мы видим явное улучшение тех или иных характеристик и появление дополнительных функций, которые, как мы узнаем чуть ниже, свойственны более дорогим моделям. Вопрос в том, на что именно производитель решит израсходовать дополнителььные баллы – на 4K, удобство установки, улучшение контрастности или что-то еще. В любом случае эти проекторы часто имеют признаки «универсальных домашних проекторов», которые стремятся понравиться широкому кругу потребителей.

Компактные светодиодные и лазерные проекторы

Пока мы не вышли из сегмента от $1000, стоит рассказать о довольно новом направлении на рынке домашних проекторов – это компактные светодиодные проекторы, которые изначально позиционируются, как «умные», портативные (это не карманные мини-проекторы, а просто более компактные модели, чем классические офисные) и созданные чтобы идеально вписаться в стиль жизни владельца. С точки зрения консервативных домашних проекторов можно сказать, что производитель делает ставку не на улучшение качества изображения, а на удобство, дизайн и стиль. Тем не менее, эти устройства происходят из среды карманных мини-проекторов, и они прошли определенный эволюционный путь, постепенно приблизившись к консервативным домашним проекторам по параметрам изображения и превосходя их по дополнительным функциям. В данный момент этот класс проекторов находится на подъеме, поэтому обратим на него особое внимание.

Возьмем для примера Optoma UHL55. Это 4K-проектор, тоже с технологией XPR. Технология проецирования– одноматричная DLP, и вместо цветового колеса используются R,G,B-светодиоды. Удобные габариты – проектор является таким увесистым кубом с шириной 22 см. Очень стильный дизайн корпуса. Фокусировка объектива моторизованная и регулируется с пульта, имеется функция автофокусровки. Встроенная операционная система Android работает стабильно и без подтормаживаний воспроизводит видеоконтент в Full HD, поддерживается подключение к интернету через Wi-Fi и проводным способом, имеются USB-разъемы для подключения жестких дисков и мыши. Заявленный ресурс источника света – 20000 часов! В корпус встроены высококачественные динамики и проектор можно использовать в качестве Bluetooth-колонки!

Светодиодный домашний проектор Optoma UHL55

Но при этом яркость в самом точном режиме «Эталон» — всего 376 ANSI люмен, в режиме «Кинотеатр» приближается к 500 люмен, но там есть некоторые формальные недочеты по точности цветов. Контрастность при этом составляет порядка 400:1, но в сочетании с несколько заниженной яркостью это не приводит к проблемам с уровнем черного. На практике проектор отрисовывает красивую картинку, но при сравнении с более традиционными ламповыми 4K-проекторами будет уступать по яркости.

В общем, это размен – если не брать светодиодный источник и все эти смарт-функции, то вы получите лучшее изображение за меньшие деньги. С другой стороны, это прикольная вещь, способная доставить массу приятных впечатлений, и таких светодиодных проекторов появляется все больше. Кстати, на рынке светодиодных проекторов в свое время пошла мода завышать параметр яркости, поэтому не спешите верить заявлениям типа «2000 люмен» у LED-проекторов за $100.

Еще один любопытный агрегат – это Epson EF-100B, своеобразный ответ Epson компании на вызов в виде светодиодных проекторов. Этот проектор также более компактен, чем обычный офисный проектор и ламповые домашние проекторы, дизайн стильный, но это – лазерный проектор, а не светодиодный, и это позволило ему достичь в самом точном режиме 1845 люмен! В самом точном режиме! Прежде чем сказать о недостатках я хочу, чтобы вы понимали… Когда вы берете рекламную картинку миниатюрного светодиодного проектора, такого умного и компактного, и так легко встраивающегося в вашу жизнь, вам показывают, как вы просто кидаете проектор на диван в освещенной комнате — и он проецирует яркую, сочную картинку. Возникает вопрос: зачем тогда вообще нужны все эти офисные проекторы с их яркостью 3000 люмен? Именно для этого – для «ярких, сочных презентаций» в освещенном помещении.

Компактный лазерный проектор Epson EF-100B

Epson EF-100B обеспечивает яркость практически на уровне офисных проекторов и обладает отличной точностью цветов. Благодаря лазерному источнику света и высокой яркости, реальную полезность приобретает возможность снизить яркость вплоть до 50% от максимальной. Это позволяет ему работать как при свете, так и в темноте. В этом плане все круто. В чем же подвох?

Разрешение 720p. Контрастность – чуть больше 400:1. Встроенный динамик качественный, но встроенных SMART-функций нет. Имеется специальный скрытый отсек для подключения «умных» модулей пользователя, будь это Wi-Fi, беспроводной HDMI, Miracast или даже Android-стик. У проектора очень мало разъемов – по сути ожидается, что вы будете использовать единственный источник сигнала. Но в этом есть и свои плюсы. Во-первых, нет внешнего адаптера питания, как у Optoma – все честно зашито внутрь. Во-вторых, встроенная ОС Android загружается заметное время. Если вам она не нужна, то данный проектор обладает таким преимуществом лазерного источника, как мгновенный запуск. Все это за $1200. В общем, интересный домашний проектор для просмотра любого контента, но не для полноценного домашнего кинотеатра.

Лазерный ультракороткофокусный проектор Epson EH-LS100

Другой необычный продукт от Epson – это проектор EH-LS100, лазерный ультракороткофокусный проектор с заявленной яркостью 4000 люмен (а по моим измерениям — и того больше). Очень недешевое устройство – 3000 долларов — за эти деньги можно купить превосходный классический проектор для домашнего кинотеатра, но данная модель выступает в необычной роли дорогого «заменителя ТВ». Заявленная яркость 4000 люмен, реальная – и того выше, мгновенное включение, лазерный источник света с долгим ресурсом с гибкой регулировкой светового потока, ультракороткофокусный объектив, позволяющий расположить проектор почти вплотную к экрану. На рынке существуют и гораздо более дорогие ультракороткофокусные домашние проекторы, например от Sony, которые предназначены в большей степени для затемненных помещений, ну а при свете вряд ли смогут сравниться с данным монстром по яркости.

Да, и он напоминает нам обращать внимание на короткофокусность. Выбор проектора может быть ограничен параметрами помещения, поэтому не забывайте сверяться с таблицей в руководстве пользователя – на каком удалении от экрана вы получите желаемый размер изображения.

Таким образом, я плавно подошел к проекторам довольно высокой ценовой группы, в которой, безусловно, доминируют проекторы для домашнего кинотеатра. Давайте посмотрим, что является эталоном и образцом для подражания, а то и пределом мечтаний для большинства пользователей. Ориентироваться будем на проектор JVC DLA.

JVC DLA-N7

Разрешение – настоящее 4K, то есть уже не с помощью «сдвига пикселей» — сдвиг пикселей используется на более старшей модели JVC для масштабирования уже в 8K. Завидуйте! Вопрос качественного масштабирования картинки из более низкого разрешения крайне актуален и для более бюджетных 4K-проекторов при просмотре контента в формате Full HD. Многие модели оборудуются функцией «умного» преобразования Full HD в 4K (апскейлинг).

Прецизионный объектив с диаметром 65 мм, обеспечивающий превосходную четкость пикселей в 4K. Высокая четкость изображения создается не только благодаря матрицам, но и благодаря высокому качеству оптики. Даже рассматривая недорогие проекторы, имеет смысл отобразить тестовый шаблон с чередующимися линиями и посмотреть, насколько фокусировка резка и равномерна во всех углах экрана. Задача минимум всегда – обеспечить отчетливое разведение пикселей, соответствующее заявленному разрешению, одновременно во всех углах.

Элитный проектор для домашнего кинотеатра JVC DLA-N7

Кстати говоря, трехматричные проекторы могут потенциально иметь некоторое несведение матриц. В этом случае точки на экране начинают как бы разделяться на красную, зеленую и синюю. У более дорогих проекторов это решается настройкой сведения (цифровой). У бюджетных моделей настройки сведения нет, но порой аналогичный эффект небольшого разделения цветов на масштабе пикселя создается бюджетным объективом, поэтому сходу заявить, что все одноматричные проекторы дают более высокую резкость нельзя, хотя в некоторых моделях бюджетных и не очень 4K-проекторов удается использовать одноматричную технологию для улучшения резкости.

Тестирование резкости бюджетного домашнего проектора

Но вернемся к JVC DLA-N7. Заявляется натуральная контрастность 80 000:1, динамическая – 800 000:1. Что ж, это не 1000 и не 2000:1, о которых мы говорим применительно к бюджетным проекторам… DLA-N7 создан для полной темноты.

Яркость 1900 люмен. Здесь начинается интересное. Дело в том, что этого более чем достаточно для классического домашнего кинотеатра, но для HDR этого все равно маловато. Проекторы как устройства в принципе не обеспечивают стандартов яркости HDR, поэтому при отображении Ultra HD-дисков и другого контента в HDR необходимо, чтобы проектор умел грамотно адаптировать видеоконтент под свою яркость. В данном случае эта функция именуется auto tone mapping. Проектор поддерживает стандарты HDR — HDR10 и HLG. Применительно к дорогим проекторам стоит отметить, что они часто используются в паре с экраном с усилением. Популярным вариантом является усиление 1,3, которое означает, что по центру экрана яркость увеличивается 1,3 раза. Бюджетные проекторы обычно используют с матовыми экранами, чье усиление может составлять даже не 1,0, а 0,9.

Кстати говоря, в JVC DLA-N7 используется лампа мощностью 265 Ватт для достижения яркости 1900 люмен. Я слышал, что в оптимальном режиме проектор обеспечивает яркость 1500 люмен, поэтому при усилении 1,3 получаем те же 1950 люмен – все равно запас яркости солидный — более 2x. Так что с данного устройства будет толк и при просмотре HDR.

 Цветовой охват Rec.709 и DCI;
каждый цвет обладает координатами x, y

Заявляется поддержка расширенного цветового охвата DCI. Охват DCI – это традиционный способ улучшить картинку Blu-Ray формата и с других Full HD-источников. Расширение цветового охвата позволяет насладиться более чистыми цветами, но требует аккуратного подхода чтобы не переборщить и испортить картинку. Тем не менее, существуют видеоформаты, изначально требующие поддержки цвета DCI (например Ultra HD Premium). Если вы ориентируетесь на данный стандарт, то желательно чтобы проектор сохранял точность при отображении цвета в DCI, и с этим могут быть проблемы, поскольку за долгие годы производители научились хорошо работать с цветовым пространством sRGB, что постепенно стало обязательным требованием, ну а DCI- вещь довольно новая и не все знают, как с ней обращаться…

Поддержка входного сигнала в формате 4K/60P (кадров в секунду) в формате 4:4:4. По мере увеличения ценника, от проектора начинают требовать не только поддержку разрешения 4K с частотой 60 кадров в секунду, но и отсутствие компрессии цветов. Это довольно видеофильская тема – если вам интересно, посмотрите статью про цветовую субдискретизацию. Суть в том, что требуется все большая пропускная способность, и даже HDMI-кабели обязаны соответствовать тем или иным критериям.

Технология обработки движения и интерполяции кадров «Clear Motion Drive». Истинные видеофилы обязательно проверяют проектор на качество отрисовки динамических сцен, – они должны быть четкими и плавными, а видеопроцессор дорогого проектора должен этому активно содействовать. Ну а при показе кино и видео в формате до 30 кадров в секунду должна присутствовать система вставки промежуточных кадров (интерполяция кадров), позволяющая сделать движение плавным и гладким, как при 60 кадрах в секунду. Большинство экспертов рекомендуют не использовать ее при просмотре кино, но советуют оставить ее на минимальном уровне при просмотре спортивных трансляций. В любом случае, качество реализации данной функции может сильно различаться, и у бюджетных моделей может присутствовать «для галочки».

Сдвиг объектива с диапазоном ±80% по вертикали и ±34% по горизонтали. Данная функция позволяет сместить изображение в сторону, сильно упрощая установку проектора. Диапазон масштабирования, или зума, дает пользователю возможность ставить проектор ближе или дальше от экрана – назовем это осью Z, ну а сдвиг объектива дает свободу по осям x и y. В итоге мы получаем некое пространство, в котором проектор может быть установлен, например на низком столики, либо на задней полке, либо на шкафу у боковой стены. Вес крутого проектора для домашнего кинотеатра может быть немаленьким – в данном случае около 20 кг при ширине корпуса порядка 50 см. Тем не менее, вполне возможно, что данный проектор будет легче вписать в ваше помещение, чем даже карманный светодиодный проектор.

Немалую роль в столь большом размере корпуса играют соображения бесшумности системы охлаждения, поэтому учтите, что более компактный проектор может издавать больше шума, а не наоборот.

Ну а бюджетные проекторы обладают фиксированным офсетом – изображение смещено относительно центра объектива по вертикали так, чтобы при установке на ножки картинка была выше, а при установке на потолочном креплении в перевернутом виде, очевидно, изображение смещается вниз. Офсет нужно смотреть в таблице в руководстве пользователя.

Безусловно, от дорогих моделей ожидаются такие удобства, как моторизованное управление объективом и функция памяти его настроек. Память прежде всего нужна для настройки быстрого переключения с формата 16:9 на еще более широкий формат «синемаскоп» с сохранением неизменной высоты изображения. Это актуально, когда клиент желает смотреть кино на широкоформатном экране.  

Я перечислил параметры одного элитного проектора прямо с сайта производителя, и мы можем обнаружить, как многие продвинутые функции как бы «спускаются» в сегмент более доступных моделей.

Epson EH-TW7400

К примеру, если взять модель Epson EH-TW7400, то ее хвалят за наличие множества функций, свойственных более дорогому сегменту.

Тут вам и превосходный диапазон сдвига объектива, и DCI-цвет, и поддержка 4K (с помощью сдвига пикселей), и прочее, и прочее. Тем не менее, уровень контрастности у данной модели на порядок ниже, чем у упомянутого JVC, и соответствует уровню упомянутого выше Epson EH-TW6700, что неудивительно. Этот проектор любопытен своей универсальностью: DCI-цвет достигается с помощью включения специального цветофильтра, который снижает яркость до требуемой в полностью затемненном помещении. В режиме точной цветопередачи sRGB проектор дает яркость, достаточную для слабого освещения в гостиных, ну а самые яркие режимы позволяют смотреть футбол при существенной засветке – как если бы вы имели дело с офисным проектором. Лично я считаю, что возможность регулировать световой поток является весьма значимой, если вы хотите добиться большей универсальности проектора.

Для своего ценового уровня данный проектор предлагает очень много продвинутых возможностей, и они находятся в совершенно иной области, чем у «умных домашних проекторов».

Игры и 3D

Что касается игр, то все просто. Типовое разрешение должно быть Full HD. Если надо, то и 4K (проверьте в этом случае формат сигнала – достаточно ли высока частота). Если честно, я никогда не играл на проекторе в 4K.

В любом случае, при меньшем, чем Full HD, разрешении сложно рассмотреть детали и элементы интерфейса. Играть лично я бы предпочел играть в слабоосвещенном помещении, поэтому уровень яркости должен быть выше среднего. Более того, высокая яркость способствует лучшей различимости объектов. Ну и, безусловно, скорость отклика должна быть не более 50 миллисекунд, а в идеале – менее 30 мс. Стоит учесть, что любая видеообработка снижает скорость отклика проектора, поэтому у многих моделей имеется специальный «быстрый» режим. Вот и вышеупомянутый JVC хвастается наличием режима с минимальной задержкой.

Немаловажным фактором в деле различимости картинки является различимость темных объектов и деталей, для чего необходима не только правильная настройка гамма-коррекции, но и желательна возможность ее регулировать. Вообще говоря, при изменении условий освещения желательно иметь возможность приподнять или ослабить детали в тенях. Ну а в плане требований к качеству изображения, игры не менее требовательны, чем кино или любой другой контент.

Возможно негативное влияние «эффекта радуги» одноматричных проекторов, поэтому проекторы с цветовым колесом, отличным от RGBRGB, я бы не рассматривал в качестве игровых.

Что касается 3D, то начиная с версии HDMI 1.4 проекторы справляются с отображением 3D в Full HD. Безусловно, стоит проверять, какие форматы 3D-сигнала поддерживает проектор и как это сочетается с вашим источником 3D-контента. Очень важным фактором при выборе домашнего проектора для 3D является яркость, поскольку в стереоскопическом режиме потери яркости очень велики. В домашних условиях для просмотра 3D-контента используются активные ЖК-очки. Если проектор поддерживает 3D, то он должен уметь синхронизоваться с этими очками. Бюджетные DLP-проекторы, как правило, оборудованы встроенной системой DLP Link, осуществляющей синхронизацию с помощью световых сигналов. Более надежной является радиочастотная технология, которая используется в домашних проекторах Epson, начиная с EH-TW5400. «Эпсоны» отлично справляются с задачей благодаря запасу яркости, но большинство офисных проекторов данного производителя 3D-формат не поддерживают.

Некоторые проекторы обладают разъемом для подключения внешних радиочастотных передатчиков, но должен отметить, что я этим также никогда не пользовался.

Пожалуй, второй по важности потенциальной проблемой является эффект двоения, когда очки не справляются с разделением видео по разным глазам на 100%. Другими словами, LCD- заслонки очков пропускают немного света, либо проектор недостаточно быстро переключает левый и правый кадры. В любом случае, если вам нужно 3D, на это стоит обратить внимание. Хотя учтите, что у более ярких проекторов этот эффект будет выражен сильнее.

Помимо этого, не все домашние проекторы позволяют выбрать режим цвета в 3D, и при недостаточной яркости может оказаться, что единственный доступный 3D-режим будет выглядеть зеленым.

«Самые умные» проекторы

Все начинается с прямого подключения проектора к смартфону. Из проводных методов стоит выделить HDMI-провод стандарта MHL, а также более современный метод – шнур USB Тип C, который, впрочем, поддерживается только последним поколением смарт-проекторов. Что касается беспроводного подключения, то все начинается со стандартного для офисных проекторов WiFi-подключения, которое позволяет, как минимум – отображать документы и изображения, а как максимум – дублировать экран смартфона или компьютера. Ну и, наконец, поддержка Miracast позволяет зеркалировать экран более стабильно и без использования специальных приложений.

Для домашнего кинотеатра нужно нечто большее — полноценное беспроводное HDMI-подключение, работающее без потери качества. Какое-то время в России были проблемы с получением разрешения на использования таких устройств, поскольку использовались частоты, зарезервированные для специальных служб, но последнее время на рынке стало появляться больше таких проекторов.

Мини-проектор ViewSonic M1

Для проектора со встроенной операционной системой Android, WiFi – способ подключиться к интернету. Большинство миниатюрных светодиодных проекторов оборудованы ОС Android, что сразу открывает такие возможности, как просмотр контента с Youtube и служб онлайн-вещания и проведение презентаций без дополнительных устройств. USB-разъемы позволяют подключить к проектору мышь чтобы упростить навигацию, а также внешние жесткие диски и флэшки. Часто у мини-проекторов также имеются разъемы под карты памяти microSD.

На практике тут могут быть две проблемы: первая – это мощность самого встроенного компьютера – самые дешевые смарт-проекторы могут не тянуть воспроизведение видео в разрешении Full HD и даже Youtube может подтормаживать. Второе соображение – это поддержка Google Play и прочих сервисов для скачивания приложений, поскольку отсутствие Google Play может ограничить выбор приложений и полезность проектора в целом. Еще одно соображение – это общая стабильность работы системы. Вряд ли вы много узнаете об этих моментах в обзорах, но просто знайте, что на это стоит обратить внимание.

Наконец, смарт-проекторы могут поддерживать некую особую версию Android с упрощенным интерфейсом, больше напоминающим классический Smart TV, в редких случаях проектор может обладать системой Smart TV, а при дальнейшем понижении планки в проектор будет встроен медиаплеер. Есть ряд моделей, которые не умеют ничего, кроме возможности воспроизведения изображений и слайдшоу с USB-флешек. В общем, тщательно проверяйте список совместимых форматов, если вам интересны подобные возможности. В любом случае, два основных направления – это встроенный Android, либо подключение смартфона.

Кстати говоря, у светодиодных мини-проекторов как таковых есть некоторые особенности. Прежде всего, некоторые модели могут работать на аккумуляторах — даже просмотр двухчасового фильма в автономном режиме может быть полезным делом. Последнее время стали появляться мини-проекторы с разрешением Full HD, но если перед вами модель с разрешением 720p, то будьте осторожны – большинство таких проекторов оборудованы диагональными матрицами, и в разрешение картинки таких проекторов весьма очень отдаленно напоминает HD. Ну и, конечно, яркость таких смарт-проекторов редко превосходит 400 люмен, а на рынке имеется тенденция ее сильно завышать. Цветопередача таких проекторов также может быть не очень точной, а баланс белого сдвинут в сторону синего, поэтому эти модели редко могут составить конкуренцию полноценным домашним проекторам.

И все же, сложно открыто заявить, что проекторы с низкой яркостью ни на что не годны. К примеру, если ограничить их диагональ до менее 80 дюймов, то изображение можно использовать при небольшой засветке, а в темноте вообще сложно точно сказать, какой уровень яркость является неприемлемо малым. Иногда при использовании диагоналей, для который мини-проектор явно не предназначен, на деле изображение может оказаться более-менее разборчивым, пусть и выцветшим, со слабыми цветами. А порой пользователь будет доволен, развернув картинку светодиодного малыша на добрые 60 дюймов диагонали.

Итоги

В итоге, помимо основной ветки развития домашних проекторов, а именно – «проекторов для домашнего кинотеатра», мы имеем множество альтернатив, заточенных под различные запросы пользователя. Хотя проекторы для домашнего кинотеатра и являются основной веткой развития домашних проекторов, многие предпочтут доплатить за увеличенную яркость, простоту подключения, компактность или долговечность источника света. Тем не менее, лично я предпочел бы первым делом получить выигрыш по контрастности и яркости – даже ценой некоторых компромиссов.

 

 

 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.