Люмены в центре внимания - "американские", "японские", "центральные" и пр.

ProjectorCentral.com выложил статью под названием "Люмены в центре внимания: Как их измеряют, и почему они бывают разные". Не стану переводить ее полностью, поскольку у нас на PW тема яркости поднималась неоднократно (например здесь, здесь  и здесь, и еще здесь), поэтому приведу лишь основные положения из этой статьи за авторством M. David Stone. Не удержусь также от того, чтобы добавить свои примечания, которые будут отмечены курсивом.

Итак, начнем — пункт 1. Количество люмен определяет, прежде всего, максимально допустимый размер изображения и позволяет пользователю подобрать подходящий проектор для требуемого размера экрана.

Тут все верно, но вот дать конкретные рекомендации гораздо сложнее

2. Строго говоря, люмены — это не яркость, поскольку яркость является критерием нашего восприятия — «как ярко оно выглядит».

Отметим также то, что «наши американские друзья и партнеры» любят использовать слово «люмены» в качестве синонима «светового потока» — ANSI-люмены, LED-люмены и пр. — позволю себе в данной публикации иногда сохранять эту стилистику.

Далее автор допускает оговорку, сообщая, что люмены — это единица измерения освещенности. Он явно хотел сказать «светового потока», который останется неизменным при любом размере изображения. Чем ближе проектор к экрану, тем на меньшей площади концентрируется весь световой поток проектора и тем ярче будет изображение.

3. ANSI световой поток предполагают некоторые особенности его измерения. Перечислим то, что сообщает нам автор:

  1. Измеряется средняя освещенность по 9 точкам на белом экране — их положение определяется следующим шаблоном:
  2. В помещении не должно быть хорошо отражающих свет поверхностей — их наличие повлияет на показания люксметра
  3. Поскольку задача — измерить световой поток, а не отражательные свойства экрана, датчик располагается у экрана и направлен в сторону проектора. (Примечание PW: тут начинаются тонкости: «в сторону проектора» или «перпендикулярно поверхности экрана»? — в случае с ультракороткофокусными проекторами это не одно и то же, поскольку проектор может оказаться внизу.)
  4. ANSI-световой поток = средняя освещенность по 9 точкам в люксах (показания прибора) * площадь изображения в кв. метрах.

4. В связи со сказанным выше появляется очевидная лазейка для махинаций. Если проектор дает большую неравномерность распределения освещенности (яркости) по экрану, то производитель может указать световой поток на основании замера только по центральной точке, что в большинстве случаев даст завышенный уровень светового потока, поскольку снижение яркости происходит традиционно от центра к краям. В этом случае в характеристиках может быть опущено слово ANSI. К примеру, «3000 люмен» вместо «3000 ANSI-люмен». 

Типичные измерения — на экране отмечены показания люксметра (освещенность в люксах, лк). Равномерность составляет 77% (179/233). Средняя освещенность — 209 люкс. Если ширина и высота — 2,66 и 1,49 м, то площадь изображения составит 3,96 м2. Световой поток (ANSI) = 3,96* 209 (828 люмен). Световой поток (по центру) = 3,96*228 (903 люмен).

Также отмечу, что в своих обзорах я часто опускаю слово «Американский-Национальный-Институт-Стандартов» (ANSI), что не отменяет того факта, что измерения производятся по 9 точкам. Похоже, в наше время правильным будет всякий раз указывать, что люмены у нас не какие-нибудь там, а самые что ни на есть фирменные — американские!

5. Световой поток желательно знать не только для самого яркого режима с испорченной цветопередачей, но и для того режима цветопередачи, в котором вы будете смотреть ваш проектор...

Также стоит учитывать потери при использовании объектива с кратностью зума 1,3x и выше в узкоугольном положении (самая маленькая картинка), а также уровень светового потока в Эко-режиме. Кроме того, яркость проектора может быть слишком большой либо слишком маленькой для вашего сочетания размера экрана, свойств его поверхности (коэффициента усиления/gain), а также фонового освещения. 

Тут не поспоришь. Самый яркий режим проектора — для чего он? Чтобы достичь максимальной яркости любой ценой, или чтобы в нем действительно можно было пользоваться проектором?

6. Еще два параметра измеряются в люменах и могут присутствовать в спецификациях проектора. Во-первых, существуют т.н. "LED-люмены". Производители проекторов на базе светодиодных и лазерных источников света могут заявлять, что изображение их устройств воспринимается как более яркое, а показания измерений в люменах получаются ниже, чем у ламповых проекторов при той же воспринимаемой яркости. Поэтому они пересчитывают эти измерения и умножают на какой-нибудь коэффициент, получая, с их точки зрения, результат, который позволит покупателю правильно соотнести заявляемые уровни светового потока с реальной воспринимаемой яркостью. 

Тут, конечно, приходится периодически наблюдать, как производители вырабатывают свои собственные правила, допускающие весьма вольные обращения с измеримыми характеристиками проекторов, предпочитая сообщить пользователю информацию о классе проектора и возможностях относительно моделей конкурентов, нежели точные данные измерений — бывает. Чтобы не обижать никого, возьмите хотя бы динамическую яркость лазерных проекторов. Сегодня многие модели достигают контрастности «бесконечность/1», и не кажется ли вам, что пришло уже время избавиться от раздражающих ограничений? — Даже «бесконечность/0» — это не предел!

Но это все шутки...

Ранее автор уже задавался вопросом: «Являются ли LED-люмены реальной вещью?» (вот ссылка). Я, кстати, тогда тоже отреагировал на этот материал (ссылка). В общем, изучение данного вопроса оставим за скобками. Просто предположим, что где-то для измерения светового потока светодиодных проекторов используются «специальные» LED-люмены.

7. Цветовая яркость или Световой поток по цветам (Color Light Output, CLO). 

Не удержусь и назову это модно — пусть будут «японские люмены» (по аналогии с American N.S.I.)!

Японские люмены измеряются по тем же точкам, что и американские, с одним лишь отличием — в каждой точке замеряется освещенность красного, зеленого и синего цветов. Затем полученные освещенности суммируются. Получаются суммы освещенности красного, зеленого и синего по каждому из 9 квадратов. Затем берется среднее значение по всем квадратам и умножается на площадь изображения в кв. метрах. 

«Цветовая яркость» измеряется по центру каждого квадрата, используя 3 изображения

В общем, если у DLP-проектора имеется усиление яркости белого, то это может быть неплохо для показа документов, но если «японских люмен» окажется сильно меньше, чем «американских», то цвета будут заведомо темнее, чем у, например, 3LCD-проектора с тем же заявленным уровнем ANSI-светового потока (но у которого CLO-световой поток всегда равен ANSI-световому потоку).

Демонстрация идеи «цветовой яркости» — белое яркое, цветное темное

Звучит слишком сложно. На практике, если производитель хочет похвастаться «цветовой яркостью», то он заявляет одинаково высокую ANSI-яркость и цветовую яркость, предполагая, что белый цвет образован только смешением красного, зеленого и синего, а это означает, что яркость цветного изображения будет соответствовать яркости черно-белого. Если CLO заметно ниже, чем ANSI-люмены, то предполагается, что цветные изображения будут темнее, чем требуется и возникнет дисбаланс яркого белого и темных цветов. Однако, речь идет только о самом ярком режиме — это раз. К тому же, есть масса всяческих тонкостей, которые, скажем так, могут снижать либо увеличивать важность соотношения ANSI-Люмен и цветовых люмен в каждом конкретном случае. Тем не менее, ProjectorCentral пользуется данным параметром при тестировании DLP-проекторов.

В заключение, просто приведем слова автора (полностью присоединяюсь к ним):

Этот список различных видов измерений светового потока не предполагался в качестве полного, но освещает наиболее распространенные варианты. Суть, однако, довольно проста: всегда нужно помнить, что есть различные способы измерять световой поток, а различные подходы к его измерению дают различные результаты, и мы объяснили, в каких случаях и почему результаты могут отличаться от светового потока, измеренного согласно ANSI. Пожалуй, самым важным является то, что вы всегда можете полагаться на постоянство ProjectorCentral.com: мы следуем единой методологии и всегда измеряем световой поток согласно ANSI, что в полной мере позволяет сравнивать результаты измерений у различных проекторов.

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.