Проекторы Panasonic RZ770 создают исторический контекст

28-го мая 2019 в Доме русского зарубежья в Москве был открыт Государственный музей русского зарубежья, посвященный нашим соотечественникам, покинувшим страну в ходе кровавых событий начала XX века: их жизни в эмиграции, их наследию, а также непосредственно событиям, ставшим причиной этого трагического исхода.

slidersliderslidersliderslider

Выскажу личное мнение: данная экспозиция представляется мне идеальной музейной экспозицией, и у меня даже не остается никаких идей относительно того, как ее можно было бы улучшить. Посетители, желающие получить максимум информации, имеют возможность просмотреть десятки свидетельств очевидцев и ознакомиться с массой материалов, представленных как в форма аутентичных документов, так и интерактивных мультимедийных экспонатов. К примеру, можно ответить на вопросы советских следователей и, возможно, даже получить счастливый билет на «философский пароход», причем вам укажут на сходство ваших воззрений с воззрениями некоторых реальных пассажиров этих печально знаменитых «круизов» в один конец.

sliderslidersliderslidersliderslider

Предпочитаете бумажные носители? С каким-то неотвратимым грохотом выдвигаются из стены стенды, включается подсветка, и вас будто тыкают носом: «Посмотри на этого человека, выдвигайте еще — их тут сотни, этих трагичных судеб!» Если честно, я всего лишь пришел посмотреть на проекторы, поэтому не собирался долго изучать все эти материалы, но создатели сделали главное: они мгновенно перенесли и погрузили меня в эту атмосферу совершенно другой, давно потерянной России, разместив повсюду различные предметы и личные вещи, которые сами по себе способны о многом рассказать и лучше любого текста убедить посетителя в реальности освещаемой музеем тематики. 

Аутентичные экспонаты играют значительную, но не единственную роль в создании общей атмосферы выставки, — само пространство было оформлено так, чтобы стенды гармонировали друг с другом, усиливая впечатление друг от друга, создавая общий контекст выставки. Взять хотя бы эти сваленные в кучу тюки и чемоданы (кстати, даже в них были встроены экраны)...

Помимо различных предметов, важнейшей частью экспозиции были мультимедийные материалы — фотографии и кинопленки, которые играли важнейшую роль в создании живого контекста, помогали воспринимать реальность людей и событий той эпохи. Кинохроника без закадрового голоса и качественные фотоснимки — они позволяли вглядеться в лица, почувствовать атмосферу забытой войны. Ну а если в добавок к этому пустить фоном драматичную музыку… эффект обеспечен и сообщение доставлено до адресата!

sliderslidersliderslider

Итак, создателям нужны были проекторы, которые могли бы заполнить пространство стены от пола до потолка, обеспечить достаточно высокую яркость и адекватный баланс белого, чтобы картинка выглядела убедительно, плюс возможность работы в режиме 24/7. Для этого выбрали лазерные проекторы Panasonic RZ770 с разрешением WUXGA и световым потоком 7200 люмен. По крайней мере на некоторых из них стоял короткофокусный объектив ET-DLE060, обеспечивающий отношение расстояния до экрана к ширине изображения от 0,6:1 до 0,8:1. 

Первое помещение, куда попадает посетитель, посвящено Мировой войне и революции, — тускло освещенное, в центре — подсвеченные стенды с письмами. Под стеклом лежит лежит знамя, рядом — штык от винтовки. Можно сколько угодно смотреть мультики про мальчиша-кибальчиша, но чтобы что-то действительно понять, просто необходимо посмотреть на этот штык… Ну а на заднем фоне две стены соединяются, образуя почти что единый экран, на котором с одинаковом успехом можно отображать единое изображение, либо два отдельных. Эта комната должна как следует ошарашить посетителя, введя его в понимание тотальной катастрофы, которое станет отправной точкой для просмотра остальной, более спокойной части экспозиции, включающей даже предметы рукоделия, изготавливаемые эмигрантами чтобы как-то сводить концы с концами на чужбине.

sliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

Далее мы попадаем в основное помещение выставки, — обширное, но грамотно разделенное на меньшие тематические сектора. На заднем фоне почти отовсюду видна огромная сшивка изображений 5-ти проекторов (тоже Panasonic RZ770). Возможно, это не совсем сшивка, а просто 5 изображений, расположенных бок о бок, но они идеально совмещены друг с другом. Общая тематика — киносъемка заграничных улиц, причем посетители могут присесть на лавочку, будто находясь на этих улицах, но совершенно волшебное впечатление производит возможность взглянуть на эти улицы начала XX века из окошка глазами русских эмигрантов.

Но это на периферии, а в центре помещения находится еще один большой экран, демонстрировавший движущихся фотографии выросших в эмиграции детей (классический «3D-эффект, создаваемый разделением переднего и заднего планов).

В одной из комнат был также замечен закрытый деревянным корпусом небольшой офисный проектор неопознанной модели, что мне показалось забавным решением.

Условия освещения в основном зале можно сравнить с комнатным освещением, с которым проекторы вполне справлялись.

Резюмируя по выставке, хочу сказать, что авторы справились с созданием музейного пространства великолепно, превратив то, что могло бы при иных обстоятельствах оказаться довольно скучной экспозицией, в увлекательное путешествие. Тут важно и общее планирование помещений, и гармоничное взаимодействие экспонатов и отдельных элементов выставки, и грамотное расположение предметов материальной культуры, которые хорошо выделены на общем фоне, но не противоречат ему. Не менее важно чтобы каждая фотография подразумевала возможность узнать больше об изображенном на ней человеке (тут очень помогли интерактивные технологии). Ну и общий дух выставочного пространства — тут ч/б кинохроника играет важнейшую роль. В общем, я приду туда еще раз, чтобы изучить все представленные материалы.

sliderslidersliderslidersliderslider

Выходя из музея, посетитель попадает в еще одно большое помещение, в котором имеется пространство для лекций и еще одна отдельная экспозиция, из которой я обратил внимание только на модель самолета „Илья Муромец“ и пальто Солженицина, в котором его выслали из СССР. У кого-то в голове эхом отзовется грозное: „Антисоветчик — всегда русофоб! ©“… Да шучу я... 

Лекционное пространство организовано уютно и построено вокруг сшивки изображения трех проекторов Panasonic RZ770, на котором показывали планету Земля, что было красиво, хотя и не очень связано со всем остальным. В этом помещении было много света с улицы, что уже негативно сказывалось на контрастности изображения. 

Там же располагалось еще одно помещения, хорошо затемненное и предназначенное исключительно для просмотра музейного документального контента небольшими группами.

P.S. Подвешенные к потолку темно-серые панели — это системы направленного звучания Panphonics.

Нет комментариев