Режимы проектора - введение в цветопередачу

Данный материал дополняет публикацию Методика тестирования изображения проектора. Иллюстрации будут добавлены позже.

У всех проекторов имеется список настроек цветопередачи (пресетов, режимов), таких как Динамический, Презентация, Кино и пр. После многочисленных тестирований я пришел к выводу, что основным режимом является вовсе не тот, в котором достигается максимальная заявленная яркость проектора. Основной режим — тот, в котором достигается наивысшая точность цветов, и это довольно сильно меняет дело. К примеру, вы покупали проектор на 3000 люмен, а в точном режиме он произведет 1000 либо 2000 люмен… зато это будут «самые честные» люмены...

Ситуацию легко объяснить на примере ламповых проекторов.

Если взять люксметр, который в конечном счете используется для определения светового потока и измерить красный, зеленый и синий цвета проектора, то мы увидим, что вклад зеленого цвета в общую яркость всегда намного выше, чем вклад остальных двух цветов. К тому же, выясняется, что из ртутной лампы можно извлечь гораздо больше зеленого, чем нужно. Запомните этот момент — он актуален почти всегда: у каждого проектора, если цвета образуются смешением красного, зеленого и синего (R, G, B), один из цветов будет в избытке, а другой — в дефиците. В самом точном режиме все три основных цвета опускаются до уровня самого слабого из них — чтобы смесь дала идеально белый цвет, то есть нейтральный, без примесей, баланс белого. Классическая ситуация: красный цвет в дефиците, зеленый в переизбытке, а синий где-то между ними. В этом случае логично сделать три режима проектора:

1. Точный режим («Нейтральный», «sRGB» и пр.) — зеленый и синий цвета ослаблены до уровня красного, чтобы дать правильный белый цвет при смешении.

2. Презентация — зеленый цвет снижен до синего, смешивается с синим в правильных пропорциях, однако красный до их уровня не дотягивает. В этом режиме присутствует голубой (сине-зеленый) оттенок, но данный оттенок обычно заметен менее других. Имеем рост яркости за счет зеленого (вклад синего минимален) с ухудшением баланса белого, который заметен слабо.

3. Максимальная Яркость (также «Динамический») — зеленый цвет ярче, чем требуется для правильного смешения с синим, картинка приобретает хорошо заметный зеленоватый оттенок, а показатель яркости изображения существенно возрастает за счет зеленого.

Тут есть две тонкости. Еще раз подчеркну, что для правильной смеси надо взять 100% красного, 100% зеленого и 100% синего. С точки зрения воспринимаемого цвета, все трое одинаково важны, а с точки зрения светового потока в люменах синий имеет минимальный вес, зеленый — максимальный!

Вторая тонкость состоит в том, что в ярких режимах производитель может намеренно добавлять синеватый оттенок, если предполагает им компенсировать теплый свет искусственного освещения. Этот пункт не является правилом, но можно принять к сведению такую возможность.

Яркий режим / Точный режим = ...

Итак, нам сообщают, что проектор обладает световым потоком 3000 люмен. Очевидно, имеется в виду максимальный световой поток в ярком режиме. Увы, мы не знаем, насколько велик переизбыток зеленого в нем — яркий режим может быть приемлем для работы в освещенном помещении, либо не очень. В итоге приходится смотреть диаграммы цветности в тестированиях. Еще один вариант — ориентироваться на яркость в самом точном режиме (которую также можно узнать только из тестирования).

Одно дело — если она составляет 1000 люмен, другое дело — 2000 люмен из 3000. В первом случае мы понимаем, что в точном режиме 33% яркости от максимальной, а остальные 67% были получены, что называется, «не совсем честно». Это может происходить не только за счет увеличения зеленого вплоть до непригодности изображения в ярком режиме, но и за счет возможностей технологии BrilliantColor у одноматричных DLP-проекторов — в этом случае белый цвет образуется не только смешением R, G, B. Подробнее об этом можно узнать из публикации про технологию BrilliantColor здесь.

Если коротко, то данная технология обычно ассоциируется с усилением белого, поэтому более яркие режимы одноматричных DLP-проекторов часто обладают сравнительно нейтральным (хорошим, годным) балансом белого, вместо которого имеет место усиление белого (ослабление яркости цветов). В этом случае, логично сделать следующие режимы:

1. Точный. BrilliantColor = 0. Яркость белого = сумма яркости красного, зеленого и синего. Низкая общая яркость.

2. Презентация. BrilliantColor = 5. Яркость белого выше, чем сумма яркости красного, зеленого и синего. Яркие, насыщенные цвета заметно слабее, чем должны быть, но в целом картинка ярче. 

3. Максимальная Яркость. BrilliantColor = 10. Яркость красного + зеленого + синего очень низка в сравнении с яркостью белого. Сильный дисбаланс яркости цветов, темные или тусклые яркие цвета, но может сохраняться нейтральный (правильный) баланс белого (общий оттенок изображения).

Вышесказанное не относится к DLP-проекторам с «честным» цветовым колесом, состоящим только из Red, Green, Blue -сегментов. Такие проекторы обычно дают более высокую яркость в точном режиме, но не способны соперничать с другими DLP-проекторами по максимальной яркости — как правило, яркий режим присутствует только «для галочки».

Резюмируя, в случае с ламповыми проекторами все технологии, работающие путем смешения цветов по R, G, B (3LCD, DLP с колесом RGB и пр) стремятся увеличить яркость в самом ярком режиме в большей степени за счет зеленого оттенка. С другой стороны, DLP-прокторы с более сложным цветовом колесом типа R, G, B + желтый/голубой/маджента/прозрачный (в любом сочетании) стремятся достичь высокой яркости путем форсирования белого цвета непропорционально остальным цветам (прежде всего R, G, B), которые становятся темными. 

Реальное качество изображения в ярких режимах зависит от намерений и мастерства производителя. Так как режим максимальной яркости рассчитан на работу при некотором освещении, многие недостатки цветопередачи становятся менее различимыми, поэтому производителями используются и более «хитрые» методы усиления воспринимаемой яркости:

  • необычные настройки гамма-коррекции (участки средней яркости выглядят более ярко, а максимальная яркость — на прежнем уровне)
  • срезание ярких оттенков (100% белый достигается уже на 90%, но никто не замечает — англ. «color clipping»)
  • постепенный сдвиг баланса белого с повышением яркости (50% яркости — высокая точность, а ближе к 100% яркости усиливается зеленый оттенок)

 

Однако, все это — «не от хорошей жизни», ибо честная яркость проектора — только та, что достигается в самом точном режиме.

Режим «Кино»

Следующий важный режим цветопередачи часто именуется «Кино», и на него стоит обратить особое внимание. Если такой режим соседствует с режимом «Нейтральный», «sRGB» и т.п., то он не означает максимальную точность, а является, как бы, альтернативным точному режимом, который вам дают, чтобы было не скучно.

Суть здесь в том, что режим «Кино» может оказаться «приукрашен» самыми различными способами. К примеру, часто можно встретить ситуацию, когда цветовой охват проектора по нескольким цветам немного превышает стандарт Rec.709. В этом случае в точном режиме производитель отсекает лишние цвета и не выходит за пределы охвата sRGB, ну а в режиме «Кино» производитель может оставить изначальный охват, порадовав нас «дополнительными» более насыщенными цветами. Другие вероятности использования режима «Кино» включают:

  • Просто безвкусное подкручивание насыщенности цветов, но без выхода за пределы стандартного охвата
  • Тонкие настройки цвета «на ценителя» — так делают в более дорогих сегментах (яркий пример — Sony: отход от стандарта виден, но это придает изображению какой-то особый шарм)
  • Режимы «Кино» или «Цифровое Кино» могут активировать расширенный цветовой охват, если проектор его поддерживает.


Касательно последнего случая бывает по-разному. К примеру, Epson EH-TW7400 достигает расширенного охвата с помощью включения особого цветофильтра, активация которого приводит к существенному падению яркости. Получается, что режим «Нейтральный» у него существенно ярче и подходит для гостиных, а режим «Кино» отлично подходит для полностью затемненных помещений.

Если проектор поддерживает HDR, то наверняка это также скажется на особенностях режимов цветопередачи, хотя HDR — тема для отдельной полноценной публикации.

Режим «Яркое Кино»

Очевидно, у домашних проекторов должен иметься режим для просмотра кино при умеренной засветке. Тем не менее, нет единого подхода к тому, что делать с изображением в этих условиях и каков будет результат. Возможно этот режим будет напоминать режим «Презентация» у бизнес-проекторов, а может и нет.

Иногда в данном режиме максимальная яркость не сильно отличается от режима «Кино», но цвета могут быть в меру возможностей проектора усилены по яркости, что позволяет бороться с негативным воздействием засветки.

Заключение

Я предлагаю не совсем обычный взгляд на характеристики проектора, а именно: за основу брать самый точный режим и считать все остальные режимы различными вариантами «тюнинга» и «оверклокинга». Стандартный же подход предполагает, что за основу берется самый яркий режим — тот самый, в котором достигается (я надеюсь) заявленная производителем яркость, и затем мы как бы начинаем от него понемногу отсекать, пока не достигнем точного режима.

Кстати, вот вам еще «фишка» — раз мы отсекаем максимальную яркость, то контрастность-то проектора в точном режиме окажется ниже, чем максимальная контрастность… стоит обратить внимание.

Цветопередача в точном режиме оценивается наиболее жестко, а точном режиме режима наиболее актуально прогнать проектор по 100 цветам ColorChecker (я в данный момент использую тот, что встроен в программу ChromaPure). Прогон по 100 цветам дает нам такие параметры, как среднее Дельта Е, или среднее отклонение от нормы по 100 цветам. А потом можно попытаться откалибровать точный режим, используя встроенные в проектор инструменты управления цветом — посмотреть, устраняются ли имеющиеся мелкие недочеты (если имеются).

Ну а по мере увеличения яркости в сторону заявленной производителем, мы наблюдаем, в какой мере увеличенная яркость позволяет сохранить естественные ощущения от картинки. Если проектор способен выдать высокую яркость в точном режиме, то вам может и не захотеться использовать более яркие режимы, которые негативно повлияют на естественность изображения. Тем не менее, если производитель действовал аккуратно и искусно, то увеличение засветки в помещении гармонично сочетается с переключением проектора на более яркий режим.

Главное — помнить, что изображение всех проекторов в наибольшей степени похоже друг на друга в самом точном режиме.

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.