Яркость проектора в темноте: зачем?

Сравнение изображения проектора при различной диагонали и одинаковом
световом потоке в люменах. Слева — яркость 16 фут-ламберт. 
Снято в одинаковых режимах камеры. Хотя глаз увидит разницу иначе, ощущение «полноценного» цвета у более яркого изображения останется.

Пересматривая старые публикации про яркость (особенно вот эту), я вдруг обнаружил, что упустил чуть ли не самое главное: я говорил о минимальной яркости проектора, говорил о максимальной (для «HDR-эффекта»), но ничего не сказал о рекомендованном  уровне. Если упустить его из внимания, то получается, что, в целом, и яркость проектору в темном помещении не особо и нужна. Ведь можно снизить ее в 10 раз от нормы, и все равно получить «приемлемое» изображение. Это, конечно, заблуждение. Так для чего же нужна стандартная яркость?

Когда-то давно я экспериментировал с уже снятым с производства домашним проектором Epson EH-TW3200. После некоторых менее ярких светодиодных проекторов его яркостные характеристики казались весьма неплохими — я был впечатлен: вроде бы картинка менее яркого светодиодника была адекватной, но после перехода на ламповый «Эпсон» цвета заиграли с новой живостью — только из-за большей яркости.

Сейчас проверил — по данным ixbt.com, максимальная яркость проектора составляла 1680 лм, но в точных режимах — 545 и 585 люмен. Учитывая сниженный ресурс лампы — и того меньше. Это была особенная модель, и я сосредотачиваюсь на ней именно из-за сравнительно низкого светового потока. И, как вы понимаете, у светодиодных проекторов обычно яркость гораздо ниже (если там вообще есть сравнимый по точности режим).

Экран же у меня был где-то 123-дюймовый, и (о чудо!) я вдруг стал обнаруживать, что мне не хватает яркости, если сравнивать с изображением телевизоров. Вот я и начал экспериментировать с различным контентом, уменьшая размер изображения, — пока яркость не достигнет уровня, который меня устроит. Пришлось уменьшить диагональ до 80 дюймов (а то и меньше), прежде чем я отметил переход качества изображения на принципиально новый уровень. И как же я удивился, когда произвел замеры и понял, что этот уровень как раз и находится в области рекомендованных SMPTE 16 фут-ламберт  (54,8 нит или кд/м2)!

Если следовать формулам, то обычный матовый экран (усиление 0,9) потребует светового потока 528 люмен для экрана диагональю 100 дюймов. Но пытаясь реализовать это на практике с различными моделями я обнаруживал, что 16 фут-ламберт у меня соответствуют более, чем 700 люмен. В любом случае, световой поток для экрана диагональю 120 дюймов будет в 1,4 раза выше. Напомню, что речь идет не о максимальной яркости проектора, а о яркости в точном режиме («Кино», «sRGB» и пр.), которая может быть в 2 и более раз ниже его максимальной яркости.

Что же происходит на этой оптимальной яркости? В качестве примера возьмите любое видео с открытым огнем на темном фоне, каких много на YouTube (горение камина, например). На 16-ти футламберт мы получаем от пламени эффект свечения, а при увеличении диагонали огонь постепенно выцветает и превращается в… изображение огня — вроде бы, цвета точные, но ощущения пламени уже нет. И я не скажу, что огонь на 16 футламберт прямо слепит как настоящий — это был бы уже «HDR-эффект» (нужна яркость в 2 раза больше… а то и еще больше).

Просто на 16-ти футламбертах цвета становятся как бы «зрелыми» — так и хочется сказать «насыщенными», но это слово относится к другой характеристике. Зрелыми. Откалиброванное под 16 футламберт изображение можно назвать «живым» (конечно, если контрастность проектора не на самом дне). При этой яркости летний день способен передать краски и настроение летнего дня, а не просто дать изображение летнего дня. На самом деле, редко получается точно попасть в 16 футламберт — оптимальный диапазон находится от 12 до 22. Некоторые эксперты считают, что 22 — это, все-таки, лучше. Другие спорят с ними, заявляя, что «у режиссера проектор был настроен на 16; хочешь смотреть „как замыслил режиссер“ — делай себе 16».

Другой способ описать ситуацию таков: при картинке с яркостью 16, снижение яркости приведет к ощущению ухудшения качества изображения. Увеличение яркости приведет, скорее, к усилению эффектов, а не к увеличению качества — начинает возникать «HDR-эффект», но уже сложно сказать, что меняются сами цвета.

Если верить данной картинке с Википедии, яркость пламени свечи может достигать 19340 нит, или 5645 футламберт (не 16). Тем не менее, красиво отобразить свечу на проекторе вполне возможно (механизмы работы нашего зрительного аппарата удивляют), хотя это и не передаст полный эффект, полное впечатление от настоящей свечи. Но дальнейшее обсуждение свечи относится уже к теме HDR, а не обычного HD-формата, к которому и относится обсуждаемая мной норма в 16 фут-ламберт, и на который среднестатистический пользователь проектора будет еще долго ориентироваться в плане яркости. 

Выводы из сказанного простые: неважно, какова максимальная яркость проектора — главное чтобы в темноте он дал заветные 16 футламберт, если вы хотите получить оптимальное качество изображения. Сегодня недотягивают до цели, как правило, LED-проекторы, даже включая модели, переросшие формат «карманных» мини-проекторов. Яркость выше 16 футламберт желательна как при минимальной засветке, так и для видеоигр. Создание же HDR-эффекта требует от 26 и до 100 футламберт. Но помните, что увеличение яркости снижает глубину черного. Иногда даже приходится выбирать между глубиной черного и правильной яркостью.


Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.