Обзор ультракороткофокусного лазерного 4K-проектора Epson EH-LS500B

Перед нами — еще один лазерный ультракороткофокусный домашний проектор. Как и у предшественника, Epson EH-LS100, изображение диагональю 100 дюймов (221x125 см) получается при удалении проектора от экрана на 39 см. В отличие от предшественника, Epson EH-LS500B поддерживает 4K-формат и стандарты HDR (HDR10 и HLG). При столь же высокой заявленной яркости, он лишился 1000 «неучтенных» люмен, которые имелись в запасе у EH-LS100, в результате чего в точном режиме проектор производит чуть более 2000 люмен, а максимальная яркость точно соответствует заявленной. Однако, в плане контрастности проектор вышел на совершенно другой уровень — напомню, что EH-LS100 я рекомендовал исключительно в качестве замены телевизору в освещенном помещении, тогда как уровень контрастности Epson EH-LS500B находится на привычном уровне для домашних 4K-проекторов начального класса (включая DLP-модели). Вообще говоря, трехматричный ультракороткофокусный домашний проектор, да еще лазерный, и 4K, я впервые увидел в 2015 году. Стоил он $50K — так что, вероятно, я погорячился, назвав Epson EH-LS100B «еще одним проектором» своего класса.

Характеристики Epson EH-LS500B

Яркость 
(световой поток по белому, ANSI)
 4000 лм
Световой поток по цветам 
(Color Light Output)
 4000 лм
Контрастность (динамич.) до 2 500 000: 1
Технология 3LCD
Разрешение 3840 x 2160; 4096 x 2160 (4K-улучшение)
Smart-функции Скрытый отсек для HDMI-модулей + питание MicroUSB
Видеоразъемы цифровые 3x HDMI (HDCP 2.2)
Видеоразъемы аналоговые нет
Прочие интерфейсы видео

 LAN (RJ45); W-Fi (опция)

Аудиоразъёмы 1x аудиовход (3,5 мм миниджек); 1x HDMI ARC
Сеть LAN (RJ45); W-Fi
Сетевые функции

 Передача изображение по локальной сети;
 мониторинг состояния и управление проектором

Прочие разъемы 
Оптический зум фиксированный
Лампа лазер, ресурс 20000 часов в нормальном режиме;
 30000 часов (эко)
Проекционное отношение

 0,27:1 (расстояние/ширина изображения)

Офсет (вертикальное смещение)

 8:1 (объектив делит экран в отношении 8 сверху к 1 снизу)

Коррекция трапецеидальных искажений По вертикали и горизонтали: ±3 градуса (ручная)
3D Да (очки ELPGS03)
Динамики 10 Вт x2
Габариты (ШxГxВ) 458 x 375 x 228 мм  
Масса 9,3 кг
  Хар-ки на сайте производителя


Область применения

Мало того, что поддержка 4K для проектора является гораздо более необходимой возможностью, или даже насущной необходимостью, чем, скажем, для смартфона. Сочетание 4K и УКФ-оптики является наиболее гармоничным: УКФ-оптика позволяет зрителю находиться в непосредственной близости от изображения — стало быть, нужно обеспечить незаметность пиксельной сетки на минимальном расстоянии, для чего и требуется 4K. Плавная регулировка яркости лазера позволяет менять световой поток проектора в точных режимах от 1000 до 2000 люмен, что позволяет смотреть стандартный Full HD-контент (SDR) как в темноте, так и в условиях умеренной засветки (начиная от совсем приглушенной — при диагонали 120 дюймов — и заканчивая довольно существенным комнатным освещением — при 80 дюймах). 2000 люмен в темноте также обеспечивают более чем двойной запас по яркости для демонстрации HDR-контента с наилучшим уровнем «HDR-эффекта», который только можно ожидать от проектора.

Тут трехматричная 3LCD-технология обеспечивает не только резерв яркости, но и полное отсутствие «эффекта радуги» — даже белые субтитры на темном фоне его не выявляют, потому что, как говорил товарищ Дятлов, ЕГО ТАМ НЕТ! 

Игры. К моему великому сожалению, проектор находился у меня на руках очень небольшое время, и я просто не успел провести замеры задержки вывода. Некоторые другие обзоры приводят цифру в 26,8 миллисекунд в режиме «Игра»… Прежде всего, о нацеленности данной модели на игроков говорит сам факт, что один из четырех доступных режимов цвета называется «Игра». 26,8 миллисекунд — это потеря двух кадров при 60 fps. Возможно, уже несколько старомодно мерить все по 60 фпс, но традиции есть традиции: при 60 кадрах в секунду этот лаг означает запаздывание на два кадра, доторое будет происходить даже при задержке в… 16,8 мс. Этот уровень считается вполне приемлемым для динамичных игр, хотя киберспортсмены придирутся. Что касается гонок, симуляторов, приключений, или даже файтингов, — то уверен, что Epson EH-LS500B предоставит владельцу много уникального опыта блогодаря возможности расположиться в любой точке помещения (в т.ч. вплотную к проектору) и получить яркую картинку, что крайне важно не только для ощущений, но и для распознавания целей в динамичных играх.

Установка

Я тестировал данный проектор, когда он был установлен на низкой тумбе перед экраном. Установка проектора на настенное крепление над экраном не предполагается. Сам проектор довольно легкий — 11 кг при ширине 44 см, что позволяет его устанавливать и транспортировать без каких-либо проблем. Тем не менее, ему требуется стабильная опора — тумба не должна шататься. Поверхность экрана должна быть хорошо натянута — использование рулонных и складных экранов без натяжения приведет к заметному искажению геометрии картинки — волнам или горизонтальным полосам. Это связано с тем, что светит проектор снизу вверх под большим углом.

 

При установке необходимо снять заднюю (со стороны зрителя, а не со стороны экрана) магнитную панель, под которой скрывается рычажок фокусировки и, отобразив какое-нибудь тестовое изображение с тонкими линиями, настроить фокусировку и положение проектора так, чтобы середина и верхний край были в наилучщем фокусе. Это может занять некоторое время. Одновременно с этим нужно следить чтобы верхний край изображения оставался одинаковой ширины с нижним краем, а боковые стороны изображения должны быть строго параллельны боковой границе экрана. Для этого нужно регулировать наклон проектора с помощью передних боковых ножек — для этого у каждой имеется регулировочное колесико, позволяющее ощутить себя профессиональным регулятором ножек — саму ножку поворачивать не нужно:

В общем, если у вас ровная проекционная поверхность и ровная опора, то вы справитесь довольно быстро, и это позволит вам добиться впоследствии наиболее резкой фокусировки. Хотя ненароком задеть ногой тумбу и сбить фокусировку будет не очень приятно, вернуть все на свои места будет куда проще чем при первичной установке. И, конечно, столь малое расстояние до экрана дает владельцу проектора степень свободы, недоступную для 99% владельцев проекторов.

Не мудрствуя лукаво, приведу здесь таблицу измерений из руководства пользователя:

Не понимаю, что они имеют в виду под «максимальным/теле» расстоянием при диагонали 90 дюймов и менее — лучше опираться на меньшую цифру.

Резкость

Как и в случае с другими 3LCD-проекторами, необходимость сведения трех матриц может привести к некоторой «смягченности» изображения. Беспиксельность изображения была достигнута, достичь равномерной фокусировки также получилось, хотя и после некоторой возни с выравниванием наклона проектора.

 

Как только удалось достичь правильной прямоугольной формы изображения, фокусировка на достойном для 4K уровне стала возможной. Что касается четкости 4K-изображения, то тут все как обычно: реальная резкость выше, чем full HD, но ниже, чем 4K. Несмотря на изначальный скепсис, мне даже показалось, что изображение получилось более резким, чем у Epson EH-TW7100. 

 

Функция сдвига пикселей работает совместно с алгоритмами усиления резкости, как и у остальной линейки 4K-совместимых проекторов Epson, начиная с флагманских моделей. Резкость можно настраивать вручную, для чего имеется целых два подменю, а можно выбирать один из 5 пресетов — точнее, от 0 до +5.

HDR

HDR-режим можно активировать вручную (полезно если используется простое отображение видеофайлов на ПК без метаданных). Помимо HDR, может быть необходимо переключиться с цвета Rec.709 на BT.2020.

 

После активации режима HDR, появляется возможность управлять ползунком, регулирующим «уровень HDR», который балансирует между общей яркостью сцены и выраженным эффектом контрастности. Поскольку я тестировал проектор на экране с диагональю более 120 дюймов, мне больше по душе пришлись режимы HDR, подчеркивающие общую освещенность сцены, а не контрастность (да и мало существует проекторов, способных обеспечить столь высокое соотношение яркости и контрастности). Мне понравилось, как был передан «солнечный» эффект в этом режиме HDR, но должен признать, что даже яркость более 2000 люмен имеет тут довольно умеренный wow-эффект. Мне стало даже как-то неловко за проекторы с меньшей яркостью в точном режиме. 

В целом, классический набор возможностей настройки режимов HDR — все по-взрослому, но я уже видел это на других «эпсонах» и как-то не хочется снова и снова расхваливать одно и то же. Сам производитель ранее активно хвастался своей технологией «tone mapping». Говоря простым языком, речь идет о способности проектора наиболее адекватно соотносить «желаемое с возможным», корректируя уровни яркости HDR-изображения, которое было рассчитано на более высокие уровни пиковой яркости HDT-телевизоров.

Внешний вид

Буква «B» в названии модели обозначает черный цвет корпуса (есть еще Epson EH-LS500W — белый). Черный корпус и так уже позволяет принять ультракороткофокусный проектор в качестве домашнего (хотя базовый дизайн сильно напоминает профессиональные проекторы для бизнеса и образования, а также инсталляционные модели). Корпус компактный и выглядит гармонично, а аккуратная обитая тканью панель на магнитиках придает проектору «уютный» вид и служит официальным подтверждением того, что перед нами, действительно, домашний проектор. 

Поверхность корпуса матовая, она достаточно «сурова» чтобы не опасаться поцарапать проектор в ходе протирки от пыли. Большой полусферический объектив заставляет относиться к проектору немного «с придыханием», поскольку видно, что у вас дома стоит профессиональная техника. Колпачок объектива имеет чисто утилитарный вид и предназначен, скорее, для консервации или транспортировки проектора.

В Epson EH-LS500B нет ничего сложного и нет никаких особых «наворотов». Под магнитной панелькой находятся два 10-Ваттных динамика, встроенная панель управления проектором и, конечно, рычажок регулировки фокуса, обладающий довольно мягким и плавным ходом и позволяющий добиться хорошей точности фокусировки. Здесь, в отличие от длиннофокусных проекторов, ручная настройка фокусировки недостатком явно не является — при настройке мы и так находимся в непосредственной близи от экрана. 

Куда интереснее то, что там же находится скрытый отсек для вашего HDMI-модуля, на сей раз довольно просторный (сравниваю с Epson EF-100B). К имеющимся там разъемам HDMI и MicroUSB (питание) подключаются идущие в комплекте удлинители. В общем, Epson явно не собирается встраивать в проектор собственное решение Smart TV, предоставляя пользователю решать вопрос с источниками самостоятельно. Хорошо это или плохо — на это есть разные точки зрения.

А вот наличие на задней панели разъема для проводной локальной сети дает нам некоторые возможности, обычно востребованные в сегменте профессиональных проекторов, предназначенных для учебных учреждений и офисов — можно не только управлять проектором и мониторить его состояние, но и передавать изображение по локальной сети с ПК. Если докупить модуль ELPAP10, устанавливаемый в разъем USB-A, то можно будет проецировать с мобильных устройств по WiFi. 

Собственно, остаются еще 2 HDMI-входа на передней панели (той, что смотрит к экрану) и проводной аудиовыход (3,5 мм стерео миниджек). Один из HDMI-разъемов поддерживает ARC (Audio Return Channel), позволяющий подключить проектор через совместимую с ARC аудиосистему (по идущему от аудиосистемы до проектора HDMI-кабелю проектор обратно отправит звук, избавляя вас от дополнительных проводов). А вот передача звука по Bluetooth не заявляется. 

Вот, собственно, и все. Как видите, устройство не перегружено различными интерфейсами, как иногда происходит в случае с ультракороткофокусными проекторами Epson для образования и бизнеса. Так что имеющиеся продвинутые возможности Epson EH-LS500B имеют отношение, прежде всего, к самому главному — к изображению.

Параметры изображения

Если говорить о визуальных ощущениях, то светового потока проектору вполне хватает для того чтобы произвести яркое изображение на диагонали более 120 дюймов (мой случай). В режиме «Игра» изображение гармоничное и радует точными цветовыми оттенками. У Epson EH-LS500B получается добиться эффекта, за который я люблю и уважаю проекторы. Тем не менее, уровень контрастности несколько ниже, чем даже у EH-TW7100, поэтому не ожидайте, что EH-LS500B предоставит вам тот же уровень рафинированности изображения, на который способны Epson EH-TW9400 и EH-TW7400. А впечатления от точного изображения у меня таковы: я вижу на экране именно то, что мне собирались показать авторы и, поскольку я уже тысячу раз видел все эти фильмы, то у меня не остается особых комментариев — кроме того, что «все выглядит правильно». 

В темном помещенииПри комнатном освещении

 

Я провел много времени, пытаясь откалибровать режим «Игра» — мне это в итоге удалось (см. ниже), но по этой же причине я не проявил должного интереса к режиму «Кино», который как раз будет интересен тем, кто хотел бы получить чуть приукрашенное изображение. Может и зря, поскольку в режиме «Кино» доступно примерно на 20% больше цветов, чем в режиме «Игра». Режим «Яркое Кино» также можно использовать для приукрашивания картинки — цвета в нем становятся живее. Тем не менее, я использовал его только при наличии засветки. А вот режим «Динамический», несмотря на его довольно высокую точность (для яркого режима) мне не особенно хотелось использовать — этот вариант стоит приберечь для условий, когда придется использовать проектор при ярком освещении. Это не потому, что режим плохой, а потому, что в большинстве ситуаций прочие режимы выглядят интереснее.

slidersliderslidersliderslider

Предназначение различных режимов цвета сформулировать довольно просто. Цветовой охват проектора несколько отличается от Rec.709/sRGB — где-то в меньшую, а где-то — в большую сторону. Режимы «Кино» и «Игра» соперничают за звания точного режима. «Игра» соответствует режиму, который обычно именуется «Нейтральный» или «sRGB» (сюрприз!) — в нем все цвета строго вписаны в стандарт. Ну а режим «Кино» обладает не только расширенным охватом, но и завышенной насыщенностью по ряду цветов. Ну а режим «Яркое Кино» в целом напоминает режим «Кино», но обладает усилением цветов по яркости, что делает изображение более «живым» и припятствует его выцветанию в освещенном помещении. Все эти режимы позволяют достичь яркости примерно от 1100 (ANSI) люмен до 2100 (ANSI) люмен.

fancy

Режим «Динамический» обладает заметным зеленым оттенком и яркостью чуть более 4000 (ANSI) люмен, но на практике я так ни разу и м и не воспользовался. В любом случае, данный режим создан для работы при существенной фоновой засветке.

fancy

Натуральная контрастность (full on/full off, авторегулировка подсветки выкл.) проектора находится примерно на уровне 1100:1 во всех режимах кроме «Динамического», в котором она составила около 1800:1. Динамическая контрастность находится примерно на уровне 3500:1 (используется приглушение лазера для прорисовки совсем уж темных сцен) во всех режимах кроме «Динамического», в котором она составила 11207:1. Как и положено 3LCD-проектору, цветовая яркость во всех режимах равна максимальной яркости по белому (в режиме «Динамический» она составила 4142 лм). 

fancy

В общем, в плане максимальной яркости мы имеем 2000/4000 люмен, тогда как у предшествующей Full HD-модели было чуть больше — 3000/5000 лм. Таким образом, проектор немного отстает в плане яркости от самых мощных домашних моделей Epson, но он все еще ярче, чем многие аналоги на базе DLP-технологии (особенно — учитывая отсутствие у данной модели усиления по белому цвету относительно цветов).

К слову, высокая яркость должна позитивно сказываться на просмотре 3D-контента (впрочем, у меня не было возможности протестировать эту возможность). В 3D-режиме регулируется ряд параметров: «глубина 3D», «диагональ экрана», «яркость 3D», которые позволяют сделать отображения 3D-картинки наиболее естественным в конкретных условиях. Для просмотра 3D-контента необходимо приобрести очки ELPGS03.

Измерение цвета и калибровка

Режим «Игра». Баланс белого сдвинут в сторону сине-красного. Показатель гаммы находится между 2,1 и 2,2 что отлично подходит для гостиной с приглушенным фоновым освещением. Впрочем, гамма легко меняется, адаптируя изображение к полной темноте или более интенсивной засветке — просто выбирается "+1" или "-1" и т.д. 

Цветовой охват Rec.709 заметно порезан — прежде всего из-за сдвига зеленого в сторону желтого. 100% зеленый и красный не попадают в цель, но внутри отображаемой проектором палитры цвета не только довольно точные, но и правильно расположены относительно друг друга, что играет на руку естественности изображения. 

fancy

Среднее отклонение Дельта Е по 100 цветам составляет 5,54. Это не вписывается в то, что можно считать совершенно точным изображением (нужно 3 и менее), но точная настройка баланса белого сразу уменьшила Дельта Е до 2,77, официально делая изображение точным. Впрочем, добиться этого было нелегко (см. видео про калибровку проектора). Таким образом, именно баланс белого вносит львиную долю отклонений от стандарта.

Увеличив насыщенность красного и зеленого и сдвинув оттенок пурпурного в сторону красного, удалось добиться Дельта Е = 2,21. Ну а долгая и нудная регулировка гамма-коррекции позволила добиться Дельта Е = 1,95. Неплохо!

Однако, наиболее сложным в деле коррекции ББ был тот факт, что уровень каждого цвета не остается неизменным по мере увеличения яркости оттенка. К примеру, доля красного постепенно падает, а доля зеленого увеличивается — выровнять их идеально не получится.

В общем, получить точное изображение из данного проектора вполне можно, а падение яркости в ходе калибровки составило лишь 5%.

fancyfancy
Баланс белого и гамма до калибровкии после калибровки

 

fancy

fancy

fancy

fancy

fancy

fancy

fancy

fancy

Цвета до калибровки (режим «Игра»)и после калибровки

 

fancyfancy

 

Режим «Кино». Имеется заметный окрас картинки в сторону сине-фиолетового. Впрочем, с этим можно бороться с помощью настройки баланса белого. Кстати говоря, помимо традиционной настройки ББ по Красному, Зеленому и Синему, имеется еще и регулировка цветовой температуры, дополняемая смещением по оси Зеленый-Пурпурный. Ну вы понимаете — цветовая температура — это как бы ось x (от синего до красного), а ось y — это зеленый-пурпурный. Отклонения в сторону зеленого и пурпурного незаметны, если их рассматривать с точки зрения цветовой температуры.

Главная причина выбрать данный режим — чтобы задействовать полный цветовой охват проектора, который при этом расширяется чуть ли не на 20%, существенно оживляя многие сцены. Гамма изначально точная — показатель от 2,2 до 2,3, что хорошо для темного помещения.

fancy
 
fancy
 
fancy
Гамма и цвета в режиме «Кино»

Режим «Яркое Кино». Сами посмотрите на диаграмму: этот режим основан на режиме «Кино», но обладает усиленной яркостью цветов. Между прочим, это настоящее «ноу-хау», используемое в большинстве домашних проекторов Epson:

fancy

fancy

Режим «Динамический». Безусловно, не стоит искать в нем особого смысла. Как и всегда, это яркий режим, не особо сбалансированный по цветам. По доброй традиции, Epson держит данный режим в рамках приличия, поэтому сам по себе зеленый оттенок вообще не является катастрофой — просто красного цвета как бы начинает не хватать. А вот гамма какая-то странная — по идее это должно создать проблемы с различимостью оттенков в области темно-серого и черного в освещенных помещениях.

fancy

fancy

Выводы

Приобретая Epson EH-LS500B, вы получаете качественную начинку и возможность добиться такой степени свободы в установке, которой позавидуют 99% обладателей проекторов. Резерв яркости и ее гибкая регулировка позволяют смотреть кино в форматах SDR и HDR как в темном помещении, так и при умеренной засветке. Быстрый старт и долгий ресурс источника света при этом роднят Epson EH-LS500B с телевизорами. Сочетание кинотеатральной картинки и полной свободы перемещения по комнате является весьма необычным. Впрочем, все эти дополнительные возможности идут не бесплатно — если вам не нужна гибкость в установке, если вы не понимаете, в чем «прикол» ультракороткофокусной оптики, то лучше посмотрите на традиционные модели ламповых домашних проекторов. Я же считаю, что сочетание УКФ-оптики и 4K является весьма выигрышным. Добавьте сюда хорошую яркость и поддержку HDR — и мы имеем в итоге удобный в использовании универсальный домашний проектор с уникальным набором возможностей.

Достоинства Epson EH-LS500B:
  • 100 дюймов с 39 см
  • Возможность расположиться непосредственно вблизи от проектора
  • Существенно улучшена контрастность по сравнению с EH-LS100
  • Нет «радуги»
  • Гибкая регулировка светового потока дает универсальность
  • Яркость 2000 ANSI люмен для отображения HDR и работы в умеренно освещенных помещениях
  • Грамотная поддержка HDR10 и HLG, аккуратная работа с уровнями яркости
  • Беспиксельное изображение
  • Довольно точная фокусировка
  • Сочетание технологии отображения 4K с помощью «пиксел-шифтинга» и алгоритмов улучшения резкости
  • Аккуратный «одомашненный» дизайн
  • Скрытый отсек под HDMI-модули
  • Поддержка 3D
  • Возможность откалибровать проектор под среднее Дельта Е < 2 (это очень точно, но достигается ценой немалых усилий)
  • Поддержка HDMI ARC для подключения внешней аудиосистемы
  • Встренный скрытый отсек для пользовательских модулей (медиаплееры и Smart TV)
  • Встроенная поддержка управления и проецирования через проводную сеть
  • Опциональная поддержка беспроводной сети

Недостатки Epson EH-LS500B:
  • EH-LS100 был поярче
  • Цена
  • Цветовой охват немного отличается от sRGB/Rec.709
  • Синеватый оттенок баланса белого, сложная регулировка ББ
  • Нет встроенной системы Smart TV
  • Нет поддержки настенного крепления
  • Пульт без подсветки

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.