Обзор инсталляционного проектора Epson EB-G7905U - Часть 1

UPD: добавлена Часть 2

Передо мной второй инсталляционник от Epson. Достав проектор из коробки, можно ощутить четкую разницу с EB-Z10005U, который я обозревал около года назад. Чисто внешне проекторы Z-серии отличаются от G-серии. «Зетки» обладают этими гигантскими ручками вдоль верхней части корпуса и весят в два раза тяжелее.

В этом смысле было приятно вытащить EB-G7905U из коробки примерно так, как я вытаскивал бы довольно массивный домашний проектор. Конечно, 12,7 кг — это тоже не перышко, но вполне адекватно, учитывая столь высокую яркость. Правда 7000 люмен и 10000 люмен — тоже разница заметная. 

В каком-то смысле 6000-7000 люмен — это уже принципиально иной уровень яркости, чем у обычных проекторов с их 3000 люмен и массой менее трех кг. В принципе, яркость в 5000 люмен может идти в двух вариантах: либо в большом корпусе инсталляционного проектора, такого как этот, либо в корпусе лишь немного больших размеров, чем у обычных проекторов начального уровня (масса до 4 кг).

Как правило, в этом случае инсталляционный проектор благодаря своим размерам позволяет использовать более мощную лампу и лучше ее охлаждать, что дает заметное увеличения ее ресурса. Ну а 7000 люмен в маленьком корпусе никак не встретишь. В EB-G7905U используется лампа мощностью 400 Ватт, а ее ресурс оценивается в 3000 часов в режиме полной мощности и 4000 часов в экономичном режиме, в котором производитель оценивает максимальную яркость в 5600 люмен, то есть 80% от максимальной...

Осмотр проектора

Доставая проектор из коробки, у меня возникло ощущение исключительной монолитности конструкции и ее устойчивости к нагрузкам. Проектор был поначалу установлен на обычный раскладной столик, и, в принципе, произвел впечатления устройства, которое можно без особых проблем перемещать с мероприятия на мероприятие. Подобный агрегат будет полезен не только в ситуациях, когда экран существенно больше стандартного, то также при необходимости создать качественное изображение в ярко освещенном помещении на стандартном экране.

Если смотреть на проектор спереди, то слева от объектива на передней панели расположен воздухоотвод — теплый воздух выходит вперед. На панели справа от объектива особо ничего нет, кроме индикаторов, среди которых — индикаторы состояния лампы, перегрева и состояния фильтра. Снизу слева и снизу справа от объектива — ИК датчики для пульта, а третий расположен на задней панели сверху. Таким образом достигается способность откликаться без задержек на команды пульта как из передней, так и из задней полусферы, а также, если проектор закреплен под потолком, то и непосредственно из нижней полусферы.

Объектив изначально закрыт крышкой, которая явно предназначена только для перевозки проектора, как и желтая прокладка, также оберегающая его от всяческих встрясок при транспортировке. Над объективом расположен закрытый съемной панелью отсек:

Легким движением руки панель снимается и пользователь получает возможность, передвинув рычажок и отсоединить объектив. Таким образом, процедура замены объектива очень быстрая.

Доступ к лампе осуществляется, если смотреть на проектор спереди, с левой стороны — необходимо снять крышку, отвинтив два винта. На правом боку расположен отсек с противопылевым фильтром, который также открывается легким движением руки. Под той же крышкой расположен USB Тип A разъем для модуля беспроводной сети, который в комплект поставки не входит.

На задней  панели расположены все остальные разъемы и встроенная панель управления.

С одной стороны, это ничем не отличается от классических проекторов начальной группы — никакого шока от разнообразия разъемов и их сложности не возникает. Можно поставить проектор на стол и подклчить к нему источник — эта процедура будет идентична работе с обычными проекторами. С другой стороны, джентльменский набор уважающих себя инсталляционников на месте. Прежде всего надо отметить поддержку HDBaseT, который спасает, когда кабель приходится тянуть на очень большие расстояния.

Имеется съемная задняя панель, закрывающая возможный бардак с проводами и выводящая провода вниз.

Это рассчитано, прежде всего, на ситуацию, когда проектор закреплен на потолочном креплении в перевернутом виде — в этом случае провода выводятся вверх. Но и при настольной установке это можео использовать — провода будут выводиться вниз.

При настольной установке проектор стоит на четырех ножках, каждая из которых регулируется по высоте. При необходимости можно задать наклон довольно гибко.

Список разъемов

К наиболее распространенным относятся:

  • DVI-D
  • HDMI (HDCP 2.2)
  • VGA вход и VGA выход
  • К VGA входу и выходу прилагаются аудио миниджек разъема — вход и выход 


К более специфичным для инсталляционных проекторов относятся разъемы 

  • BNC x5 
  • LAN вход для HDBaseT


Всего три аудио входа — Audio2 идет к BNC, Audio3 — сам по себе.

Имеется дополнительный LAN вход — для управления и того, что именно проектор умеет делать через LAN — увидим чуть позже. Также имеется сервисный USB Type B разъем, миниджек для пульта и разъем RS-232C.

Очевидно, в списке нет старых RCA и S-Video разъемов.

Встроенная панель управления

Панель довольно удобна и, кстати говоря, даже рельефно выделена — действительно, получается что-то вроде встроенного пульта управления.

Кнопки удобно разделены, и выглядит это, скорее, не как способ управлять проектором «в случае утери пульта», а как вполне себе самодостаточный вариант — никакого пульта не надо, подошел к проектору и настроил все, что нужно. Помимо включения/выключения и навигации в меню, имеются отдельные кнопки для:

  • Управления объективом — сдвиг, фокусировка, зум. Удерживая 3 секунды, объектив встает в центральное положение — можно одевать прокладку для транспортировки
  • Временное отключение звука и видео

Стрелки навигации также используются для следующих функций:

  • Блокировка панели управления
  • Отображение тестового шаблона
  • Цифровая коррекция геометрии
  • Отображение меню «Информация»

Установка

Проектор идет с объективом ELPLM08 в комплекте, однако доступна масса опциональных объективов с проекционными отношениями от 0,35:1 и до 10:1. Напомню на всякий случай, что проекционное отношение — это отношение расстояния от объектива до экрана к ширине изображения. Если оно менее 1, то проектор стоит к экрану ближе, чем ширина экрана.

Ниже — данные производителя по доступным объективам. Если указывается два числа, то объектив имеет оптическое масштабирование (зум).

Помимо зума, объектив влияет на достижимый уровень функции "сдвиг объектива" (позволяет смещать изображение для простоты установки). Так, опциональный ультракороткофокусный объектив ELPLX01 позволяет делать это по вертикали на 17% от высоты изображения, по горизонтали — на ± 10% его ширины:

Особенности использования УКФ объектива ELPLX01Объектив ELPLX01 (установлен на другом проекторе)

 

А вот при использовании штатного объектива сдвиг по вертикали составляет ±67% от высоты изображения и ±30% от ширины, хотя следует помнить, что максимальные значения одновременно и по ширине и по высоте недостижимы. В ходе тестирования я сперва ставил проектор на стол, но позже для удобства перенес его на шкаф. В обоих случаях пришлось использовать сдвиг объектива:

1. Проектор стоит на столе, объектив сдвинут вверх. Немного не хватило короткофокусности, чтобы покрыть весь 127-дюймовый экран.
2. Проектор перенесен на шкаф, сдвиг объектива не менялся — изображение по-прежнему сдвинуто вверх.
 
3. Объектив сдвинут вниз, изображение покрывает 127-дюймовый экран полностью.

 

Моторизованное управление объективом позволяет избежать множества ненужных проблем, особенно если проектор установлен в труднодоступном месте. В моем случае приятный момент состоит в том, что есть некий минимальный шаг изменения фокусировки, поэтому, стоя с пультом у экране, вы не пропустите оптимальное положение объектива — оно будет очевидно.

 

Дополнительные возможности при установке

В числе дополнительных возможностей установки:

  • Проектор может устанавливаться под любым вертикальным углом
  • Проектор может устанавливаться в портретном режиме (наклон ±90 градусов), что несколько снижает ресурс лампы
  • Имеется возможность сшивки изображений

Первые ощущения от просмотра

Поскольку проектор я тестировал на своем обычном 127-дюймовом экране, слишком высокая его яркость для этих условий была очевидна. Тем не менее, при показе ярких солнечных сцен было очевидно, что столь завышенная яркость способна создавать ту натуральность восприятия солнечного света, которая ожидается от HDR.

Очень здорово смотреть сцены с солнечным освещением и ощущать, что глаза реагируют на них в точности так, как в ясный летний день — это необычное ощущение. Поражают блики воды, которые чуть слепят, как им и полагается.

Как ни странно, включение ночных сцен, в которых сочетаются огни и темнота, также произвело крайне приятное впечатление, несмотря на то, что черный цвет, казалось бы, должен быть завышен из-за столь высокой яркости. Но впоследствии выяснилось, что у проектора довольно приличная контрастность.

Высокая яркость огней подсветки мостов в ночной прогулке по речным трассам города или лампочки на каруселях в парке развлечений — с помощью дополнительной яркости все это становится живым и реальным, гораздо более настоящим, чем когда проектор работает на стандартной, правильной яркости. Все это объясняет, почему в США, как я много раз подчеркивал, яркие инсталляционные проекторы порой маркетируют, как домашние. Очевидно, в первую очередь для борьбы с засветкой экрана, когда покупатель не может или не хочет делать затемнение в помещении, но описанный мной фактор тоже важен. Также можно отметить, что при отображении светлых сцен объекты часто выглядят исключительно гиперреалистично и объемно. Сочетание яркости, соответствующей солнечному дню, с адекватной контрастностью, дает на некоторых сценах удивительный эффект.

Тем не менее, я бы не сказал, что был впечатлен проработкой градаций теней на очень-очень темных сценах, что вполне объяснимо спецификой задач проектора и отчасти корректируется настройкой гамма-коррекции в тенях (проектор позволяет делать тонкую настройку гаммы, корректируя кривую).

Кстати, на моем тестовом образце четкость очертаний пикселей была крайне велика — это было видно уже при настройке фокусировки.

Ну и наиболее неожиданный момент состоит в том, что отличить наиболее яркий режим проектора от наиболее точных оказалось не так уж и просто. Как правило, приходится говорить о тех или иных классических недостатках цветопередачи — низкой яркости цветов у одноматричных проекторов или зеленом оттенке изображения у всех моделей. Здесь никаких выраженных недостатков изображения не было заметно. Какое-то отличие между режимами видно при их переключении, но чтобы определить какое именно, надо разбираться.

Возвращаясь к яркости, в моем помещении, где стоял проектор, стандартного освещения в 5 15-Ваттных люминесцентных ламп было явно недостаточно, чтобы испортить изображение. Возможно, позже я попроую сымитировать более мощную засветку, о чем сообщу далее по тексту.

Измерения яркости

Поскольку инсталляционные проекторы встречают не по одежке, а по яркости, за которую, собственно, заказчик и платит приличные деньги, определение яркости EB-G7905U можно рассматривать, как первый реальный шаг в тестировании.

Равномерность яркости

При измерении по ANSI методике, то есть по 9 точкам + 4 угловым точкам, расхождение от среднего уровня освещенности составляет -15%; +11%. Эти данные получены, что характерно, при использовании сдвига объектива по вертикали, а не в его центральном положении, что, конечно, повлияло на результат негативно, но, как видите, это близко к заявленным 90%. 

Если же измерять по 9 точкам и смотреть отношение самого неяркого уровня к самому яркому, то получается равномерность 85%. Повторюсь, что это при использовании сдвига объектива, без которого мне было бы сложнее установить этот проектор.

Такой уровень равномерности считается очень хорошим и на белом изображении был для меня незаметен.

Максимальная яркость — режим «Динамический»

Изначально у проектора регулировка настройки изображения «контрастность» не завышена — все переходы от черного к белому различимы. Полученный световой поток — 7668 люмен, и это заметно выше, чем заявлено. При переходе в эко-режим получается 6051 люмен. Это впечатляет, поскольку можно показывать видео и презентации в экономичном режиме на столь высокой яркости. 

Эко-режим

При переводе проектора в Эко-режим, яркость во всех режимах падала до 76-78% от максимальной в этом режиме, при этом шум работы существенно снижался. В принципе, проектор EB-G7905U работает по шумности на уровне многих домашних проекторов.

Ресурс лампы также продлевается в эко-режиме, по словам производителя, с 3000 до 4000 часов. Сравнительно невысокая шумность — еще один фактор, позволяющий использовать этот проектор не только в больших, но и в обычных помещениях.

Остальные режимы

Световой поток Epson EB-G7905U в люменах в различных режимах
цветопередачи и мощности лампы

Как вы можете увидеть, во всех остальных режимах изображения проектор дает 5600-6100 Лм в режиме полной мощности и 4300-4800 Лм в эко-режиме. Если двадцатипроцентное падение яркости при переключении с режима «Динамический» в режим «Презентация» вполне ожидаемо, то дальнейшее отсутствие существенного снижения яркости является приятным сюрпризом. Самый точный режим проектора «sRGB» лишь на 26% менее ярок, чем самый яркий, что довольно здорово.

Цветовые переходы и яркость

Я часто говорю о том, что предпочел бы удостовериться в том, что проектор правильно показывает цветовые переходы от черного к красному, синему или зеленому. При измерении яркости проектор настраивается так, чтобы правильно отображались черно-белые переходы, особенно это касается оттенков, близких к белому. Не должно быть ситуации, когда 90% и 100% белый неразличимы.

К сожалению, есть такая мода в некоторых режимах преждевременно достигать максимальной яркости белого. Однако, как я уже написал, у Epson EB-G7905U этой проблемы нет.

Отдельная тема — преждевременное достижение максимальной яркости красного, зеленого или синего. Этот странный прием взяли на вооружение все производители проекторов, с чьей продукцией я знаком (если только речь не идет о супердорогих моделях для домашнего кинотеатра). Что мы имеем в данном случае?

Режимы sRGB и Multi Projection показывают шкалу от черного к тому или иному цвету идеально. Режим «Кино» срезает верха цветов, но, понизив настройку «Контрастность» до 17, вопрос решался, хотя яркость падала на добрые 30%, опускаясь до 4180 люмен в режиме полной мощности лампы. Режимы «Динамический» и «Презентация» резали оттенки еще сильнее. 

Логика этих явлений мне совершенно не вполне понятна. К примеру, почему режим "Multi Projection", созданный для столь специфических задач, не изволит срезать верха там, где их срезает режим "Презентация". Вообще, как так выходит, что у трехматричного проектора, дающего белый цвет только смешением трех базовых цветов, на одной яркости имеется идеальная шкала белого, но шкала цветов срезана в ярких областях? 

Я вижу только один адекватный ответ: производитель намеренно хотел усилить яркость цветов, посчитав ее более важной в условиях работы на максимальной яркости, что в значительной части случаев также подразумевает внешнее освещение в помещении, чем точное соблюдение градаций этих цветов. Если это так, то система управления цветом проектора должна позволить нам вернуть яркость цветов в правильное русло, не повредив при этом максимальной яркости. Что ж — посмотрим… В любом случае, я не видел сцен, где это было заметно.

Контрастность

Epson EB-G7905U показал солидные уровни контрастности в различных режимах. Уровень черного при выключенной диафрагме практически неизменен во всех режимах и составляет, по моим данным, в среднем 2,6 люмен. В режимах «Динамический» и «Кино» доступна возможность задействования автоматической диафрагмы, которая улучшает уровень черного на темных сценах и работает в одном из двух режимов скорости. Приходится отметить, что ее работа хорошо слышна.

Контрастность измерялась методом полного включения/выключения, по центру экрана. Вот полученные данные:

РежимНатуральная контрастность (автодиафрагма выкл.)Динамическая контрастность (автодиафрагма вкл.)
Динамический3160:1черный близок к фоновому уровню в 0,8 люкс — очень низкая точность. Черный 1,15 люкс. Сотни тысяч к одному.
Презентация2440:1нет
sRGB2290:1нет
Кино2454:18800:1
DICOM2272:1нет
Multi Projection2518:1нет

 

В режиме «Динамический» включенная автодиафрагма демонстрирует способность затемнить черный почти до абсолютного нуля, что производит горазо больше контрастности, чем заявленные 50 тыс.: 1. Очевидно, в этом режиме динамическая диафрагма позволяет «выпендриться», показав выдающиеся цифры, а 50000:1 — это просто скромность маркетологов. В режиме «Кино», однако, динамическая контрастность лишь в 3-4 раза выше натуральной, что дает мягкий эффект и подчеркивает, что этот режим действительно предназначен для слабоосвещенных или затемненных помещений и просмотра кино.

Что касается натуральной контрастности, то производитель несколько поскромничал, записав в спецификации 2000:1. По моим данным, можно было легко записать 3000:1, тогда как 2200-2300:1 — это минимальный уровень контрастности для этого проектора.

Это превосходные уровни контрастности для столь ярких проекторов. Они хорошо объясняют, почему картинка выглядела всякий раз столь объемной и реалистичной. Безусловно это не революция — подобные уровни натуральной контрастности свойственны, к примеру, домашним DLP проекторам начального и среднего уровней, однако в данном случае речь идет о ярком трехматричном проекторе, напрочь лишенном «эффекта радуги». Эти два фактора дают очень сильную комбинацию.


 

Перейти к Части 2 обзора

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.