Обзор инсталляционного проектора Epson EB-G7905U - Часть 2


Вторую часть тестирования инсталляционного проектора Epson EB-G7905U я проводил уже в офисе представительства компании. Моими основными задачами были:

  1. До конца разобраться с цветопередачей
  2. Посмотреть на функции улучшения изображения
  3. Посмотреть на функции коррекции геометрии

Ссылка на Часть 1

Общие впечатления, часть 2

Ту часть тестирования, которая не была связана непосредственно с измерениями цветов, я провел в помещении, где специализированный экран отсутствовал, в результате чего поиск подходящего места на синеватой стене оказался вопросом непростым. Тем не менее, благодаря «сдвигу объектива» такое место удалось найти, получив изображение с диагональю тоже около 127 дюймов. 

sliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

Общие впечатления были, по-прежнему, крайне позитивными. Особых причин выходить из режима «Динамический» не было, поэтому большую часть времени работал в нем. К сожалению, при включении яркого освещения стало очевидно: даже 7000 люмен перестают делать волшебство, когда сильно засвечен экран диагональю в 127 дюймов. Поэтому всячески подчеркиваю, что 7000 люмен — это в некоторых условиях не роскошь, а совершенная необходимость. Сделанные ниже фотографии получены при освещении солнцем в очень жаркий и солнечный августовский день, к тому же при закрытых шторках на многочисленных окнах. Особенно хотелось бы отметить, что при этом довольно умеренном освещении граница изображения по засветке черного цвета не видна. Позже вечером она начинала обозначаться, но все равно это говорит в пользу Epson EB-G7905U, как проектора с очень приличной контрастностью.

Совмещенные 4 фотографии, демонстрирующие предельные уровни сдвига объектива:

fancyfancy
Широкоугольное положение объективаТелескопическое положение объектива

 

Функции улучшения резкости изображения

4K Enhancement. В руководстве пользователя заявлена поддержка входного сигнала 4K (3840x2160 и 4096x2160 с частотой до 60 кадров). При подключении соответствующего источника, проектор автоматически задействует функцию 4K Enhancement, принцип работы которой в общих чертах таков: изображение смещается на полпикселя по диагонали каждый второй кадр.

Из-за того, что каждый пиксель пересекается с четыремя соседями, он делится на 4 части, 4 субпикселя, цвет каждого из которых зависит от соседей. Таким образом получается 4K пространство пикселей, которые управляются довольно необычно — каждым по отдельности управлять нельзя, но получить более высокую детализацию в некоторых случаях можно. Что также важно — с увеличением детализации или без — все равно происходит уменьшение заметности пиксельной решетки, что тоже является одной из задач 4K разрешения.

fancyДемонстрация эффекта «4K Улучшения» без увеличения резкости

Проектор, по идее, не просто два раза показывает одно и то же full HD (или WUXGA) изображение, каждый второй раз — со сдвигом. Его задача — предварительно разбить 4K изображение на 2 Full HD изображения так, чтобы эти два изображения, наложенные друг на друга со сдвигом, дали более высокую четкость, чем full HD, частично сохраняя детализацию изначального 4K изображения.

К сожалению, тестировать Epson EB-G7905U с 4K источника мне не довелось. К тому же, до прочтения руководства я был уверен, что в данной модели «4K Enhancement» работает только при апскейлинге родного формата WUXGA (и full HD). Вот я и посвятил довольно значительное время тому, что смотрел, как технология 4K Enhancement влияет на full HD изображение. Как уже говорилось, само по себе задействование функции 4K Enhancement дает лишь один эффект: пиксельная решетка слегка размывается. Могу сказать определенно, что при работе с мелким текстом и однопиксельными деталями веб-сайтов и т.п., использовать 4K Enhancement не нужно. Это — давно известный факт, поскольку не следует рассчитывать, что вы как-то сможете улучшить линию толщиной в 1 пиксель. Эта же точка зрения преподносится в руководстве пользователя: для презентаций данную функцию лучше выключать. 

4K Enhancement можно и нужно использовать при отображении видео в качестве на уровне Blu-Ray, причем предполагается, что данная функция используется совместно с другими настройками повышения четкости деталей: «Super Resolution» и «Подчеркивание деталей». Включать улучшение деталей на видео с низким и средним качеством изображения я смысла не увидел — нужен именно качественный Blu-ray исходник, на котором есть эти самые детали, которые можно было бы попытаться улучшить до 4K. 

fancyИсходное изображение

fancy4K Enhancement включена (сверху)

Эффект убирания пиксельной решетки работает с любым видео. Вы встаете от проектора на самом большом расстоянии, на котором пиксельная решетка становится видна, после чего включаете 4K Улучшение — пиксельная решетка в значительной мере исчезает. Если видео не может похвастаться идеально четкой фокусировкой камеры, то говорить о дополнительном улучшении резкости не приходится. Некоторую пользу от дополнительных настроек улучшения изображения я полчил при просмотре кадров из «BBC. Живая Природа.», на которых с вертолета снимают стада оленей — очень много мелких объектов на экране. Тем не менее, там тоже не обошлось без проблем с четкостью изначального материала. В итоге, чистый лабораторный опыт с мультфильмом «Рапунцель» выявил довольно ощутимые плюсы использования 4K Улучшения совместно с остальными функциями — мелкие объекты становились точнее и аккуратнее. В итоге причин не использовать 4K-улучшение и прочие функции на подобном контенте не было.

fancy
Super Resolution: все выключено

fancy
Настройка тонких линий: 12. Мягкий фокус: 0.

fancy
Настройка тонких линий: 12. Мягкий фокус: 20.

fancy

Super-resolution. Это — традиционная функция повышения резкости мелких деталей и линий, доступная на проекторах Epson на протяжении многих лет. У каждого производителя есть свой аналог. К примеру, у Sony это называется «Reality Creation». 

Super-resolution представлена двумя регулировками: «настройка тонких линий» и «мягкий фокус». Если не включать 4K Улучшение, то эти настройки работают в пределах имеющейся пиксельной сетки, сохраняя резкие очертания границ пикселей. Возможно, это неплохо срабатывает на презентациях, где есть тонкие линии и мелкие шрифты, которым не будет нанесен вред — зато фотографии будут выглядеть более резкими. Тем не менее, для кино и видео я не вижу смысла использовать Super Resolution без 4K-Улучшения.

Подчерк. деталей. Судя по всему, обычная функция увеличения резкости, аналогичная используемым в «Фотошопе» — улучшает резкость и обладает двумя настройками — «сила» и «диапазон».

fancyИзначальное изображение

fancyФункция «Подчеркивание деталей» не используется

fancy
Функция «подчеркивание деталей» используется

Резюме. Имея дело с огромными экранами, в особенности когда есть возможность стоять близко к изображению, разрешение full HD перестает восприниматься, как высокое. Наоборот — стоя вблизи от экрана, картинка непременно выглядит уродливо, хотя стоит отойти подальше — и она выглядит, как исключительно четкая. Данный проектор показал, что сочетание алгоритмов улучшения четкости изображения с технологией 4K-Enhancement дает заметно более аккуратное изображение, чем изначально. Хотя это и не 4K, но это лучше, чем изначальное разрешение 1080p, как при отображении изначального 4K сигнала, так и при апскейлинге full HD. 

Измерения Цветов

Резюме по цветопередаче проектора EB-G7905U таково: есть точный режим «sRGB», в котором цветопередача практически идеальна, точность цветов находится на уровне проекторов наиболее дорогих сегментов. Как было сказано в части 1 этого обзора, наивысшая точность обеспечивается при максимальной яркости 5640 люмен. По мере перехода к режиму «Динамический» с его более, чем 7000 Лм, вы теряете точность, что вовсе не означает потерю красивого изображения. И обратите внимание: контрастность в режиме «Динамический» существенно выше, что, в принципе, характерно для всех проекторов в наиболее ярком режиме.

Режим «Динамический»

Режим «Динамический» при измерениях баланса белого демонстрирует следующее: красный цвет уже к 40% интенсивности белого составляет лишь немного больше 80% от нормы,

Баланс белого, режим «Динамический»

и вплоть до 70% интенсивности белого зеленый синий равны, что дает голубой оттенок изображения. Тем не менее, от 70% до 100% белого, синий плавно ослабевает, в итоге придавая изображению зеленый оттенок.

Цвета, режим «Динамический»

Если посмотреть на диаграмму цветности, то видно, что отклонение 100% белого цвета в сторону зеленого не так уж и велико, хотя наметанный глаз, безусловно, зеленый оттенок заметит, если будет его искать. Тем не менее, на практике при демонстрации цветных видеоматериалов это незаметно. Оттенки цветов можно описать, как неточные, если судить строгими стандартами домашнего кинотеатра.

В целом, проектор обеспечивает sRGB охват (исключение — зеленый цвет). Epson EB-G7905U демонстрирует типичную для абсолютного большинства ламповых проекторов склонность смещать зеленый в сторону чуть желтоватого, что также слегка снижает насыщенность голубого. Тем не менее, некоторая неточность цветов не отменяет способности отрисовать красивую картинку.

На трех цветах имеется недостаток яркости вплоть до 11% от нормы:

В принципе, уже по балансу белого очевидно, что эти цвета — синий, красный, а также продукт их союза, маджента. У остальных с яркостью все идеально, а у зеленеого — перебор в 3,5%. Я ожидал увидеть переизбыток яркости цветов в данном режиме, но его нет. Тем не менее, некоторые цвета выходят за пределы sRGB целей.

Гамма — от 2,2 в тенях, до 1,9 у 100% белого. Следует отметить, что у проектора имеется полноценная система настройки кривой гаммы.

Режим «Презентация»

В режиме «Презентация» баланс белого отрегулирован так, что под 100% яркости зеленый и синий все еще сбалансрованы, что дает изображению неизменный голубой оттенок, который сложно заметить.


Баланс белого — режим «Презентация»

Красный цвет, по-прежнему, опускается до 80% нормы, но теперь это происходит только к 60% интенсивности белого.

Гамма при этом близка к 2,22 вплоть до 60% интенсивности, после чего стремится к 2,3:


Гамма — режим «Презентация»

Что касается точности цветов, то существенное улучшение претерпевают зеленый и голубой:

Цвета, режим «Презентация»

100% зеленый, кстати, очень близок к своему целевому положению, а 100% голубой можно считать идеальным.

В целом же по оттенком цветов происходит следующее: либо цвета стоят достаточно точно, либо усиливаются по насыщенности.

В абсолютном исчислении можно сказать, что маджента стала менее точной по сравнению с режимом «Динамический» и сильно сдвинута в сторону синего, но в данном случае она смещена туда же, куда и белый цвет. Раз за белый мы принимаем голубоватый, то смещение мадженты в той же степени в сторону синего воспринимается, как норма.

Отклонения цветов по яркости в режиме «Презентация» (белое)

Режим «Кино»

Кино по ряду параметров выглядит, как следующий шаг к абсолютной точности после режима «Презентация». Гамма — около 2,4:

Режим «Кино», Гамма

Начиная с 50% белого, оттенок начинает слегка смещаться в сторону синего, красный цвет в итоге опускается до 91% от нормы:


Режим «Кино», баланс белого

Основные и дополнительные цвета со 100% насыщенностью находятся близко к своим идеальным точкам положения, а цвета с насыщенностью от 25% до 75% приукрашены по насыщенности:

Цвета, режим «Кино»

Что касается яркости, то тут цвета довольно точны, кроме красного:

Режим «sRGB»

Данный режим стремится быть абсолютно точным.

Баланс белого изначально точен и Дельта Е (CIE94) находится в пределах от 1,5 до 3,4:


Баланс белого, режим «sRGB»

Цвета со 100% насыщенностью отлично стоят на своих местах, включая зеленые с Дельта Е 100% зеленого = 2,7.

Цвета в режиме «sRGB»

Дельта Е 3,4 у синего связана с тем, что он обладает слегка завышенной яркостью, что при желании элементарно исправить в настройках цвета. Промежуточные цвета с насыщенностью 25%-27% дают исключительную точность, по большей части укладываясь в Дельта Е <2.

Гамма достигает 2,2 к 30% интенсивности, после чего до 90% держится в пределах 2,2-2,3, а на 90% снижается до 2,14:

Режим «Мультипроекция»

По гамме очень похоже на режим «sRGB», а по балансу белого эти режимы идентичны. В этом режиме цвета также исключительно близки к режиму «sRGB» и цветовому пространству sRGB, соответственно.

Цвета, режим «Мультипроекция»

Тем не менее, есть и разница: 100% желтый, синий и красный цвета по насыщенности чуть превышают sRGB цели, а зеленый чуть сильнее сдвинут в сторону желтого, чем в режиме «sRGB». Получается, что режим «Мультипроекция» является вторым по точности после режима «sRGB» и, напомню, он даже ярче, чем режим «Презентация». Могу предположить, что в данном режиме положение зеленого является более естественным для этой проекционной системы, тогда как в режиме «sRGB» попытались добиться (и добились) наивысшей точности зеленого цвета. 

Можно рекомендовать пробовать использовать данный режим в качестве наилучшего компромисса между яркостью и точностью.

Режим «Мультипроекция», гамма


Режим «Мультипроекция», баланс белого

Режим «Симуляция DICOM»

Режим предназначен для медицинских заведений и опирается также на режим «sRGB», обладает отличным балансом белого с Дельта Е (CIE94) от 1,3 до 3,2. Ключевое отличие данного режима — особая гамма-функция, которая начинает с 2,4 на 10% интенсивности и превышает 4,0 на 90%.

 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.