На каком расстоянии от экрана устанавливать проектор, на каком - зрителя?

Как видно, в данном примере из руководства пользователя конкретного проектора, слева указан размер экрана: диагональ в дюймах, затем ширина и высота в сантиметрах. Разделив ширину на высоту экрана, получаем 177:100 = 1,77, что равно 16:9. Так что, если соотношение сторон не указывается, мы легко узнаем, о каком именно формате экрана идет речь...

У проектора из примера указана функция «сдвиг линзы», которая не влияет на расстояние от проектора до экрана, поэтому последние три столбца нам пока не интересны. Остаются только минимальное и максимальное расстояния — как раз то, что нам нужно.

Так, при диагонали 80 дюймов данная модель может быть установлена на расстоянии от 239 до 503 см от экрана, что дает нам экран формата 16:9. Собственно, в этом диапазоне и должен располагаться проектор при заданной фиксированной диагонали экрана.

Если руководство на английском, то может потребоваться переводить значения из футов в метрическую систему. 1 фут = 30,48 см (ну и 1 дюйм = 2,54 см).

Зум. Разделив 503 на 239, получим 2,1. Это и есть оптический зум проектора, который указывается в спецификациях. Зум обычно рассматривается, как возможность при фиксированном расстоянии проекции менять размер экрана, но в нашем случае, когда размер экрана мы зафиксировали, зум будет означать диапазон расстояний от проектора до экрана. Берем наш зум 2,1, делим на него максимальное расстояние от проектора до экрана (503/2,1) — получаем минимальное. Умножаем зум на минимальное — получаем максимальное (239*2,1). Учтите, что везде пишут, что приведенные данные — ориентировочные.

Проекционное отношение. Если у нас нет такой красивой таблицы, то нужно искать проекционное отношение (или «отношение проекции», «throw ratio») проектора. Часто эти величины указываются в спецификациях, они равны отношению расстояния до экрана к ширине экрана. В нашем случае это 239/177 и 503/177, то есть от 1,35 до 2,84 (естественно, два числа соответствуют положению зума). Судя по таблице спецификаций с сайта производителя, мы не ошиблись:

Имея эти два числа, умножаем их на ширину экрана и получаем расстояние проекции. 

Соответствнно, если проекционное отношение менее 1, то проектор можно считать короткофокусным, а ультракороткофокусный проектор может располагаться в непосредственной близости от экрана, при этом проекционное отношение может достигать 0,25. В нашем примере более стандартный вариант — 1,35 — 2,84. Считается, что возможность расположить проектор как можно дальше — это хорошо. В частности, можно получить пользу от специальных экранов, блокирующих фоновую засветку (ALR) — для таких нужно, чтобы свет шел примерно со стороны зрителя. С другой стороны, длина комнаты обычно ограничивает нас в этом. А вот короткофокусному проектору точно потребуется матовый экран, отражающий свет во все стороны равномерно. Зато появляется возможность расположить проектор ближе к экрану, иногда — между зрителем и экраном.

А вот если считать совсем не хочется, то можно попробовать поискать проекционный калькулятор, в котором интересующая вас модель содержится. Он может быть как на сайте производителя (пример Epson), либо на стороннем сайте.

Положение зрителя — ограничения

Положение проектора по вертикали и горизонтали. Сам проектор при неизменном расстоянии до экрана может располагаться под потолком в перевернутом виде, либо на задней полке в конце комнаты, либо на столике перед диваном, либо на тумбе сбоку от зрителя. Все зависит от таких параметров, как сдвиг объектива («lens shift»), если он имеется. Если этой функции нет, то говорят, что у проектора фиксированный офсет (offset тоже означает «сдвиг»). То бишь, кинотеатральные проекторы по умолчанию проецируют по центру, а картинку можно сдвинуть с помощью функции сдвига объектива («lens shift»). Обычные офисные проекторы имеют фиксированное смещение изображения по вертикали (вверх при настольной установке, вниз — при потолочной, в перевернутом виде). Хотя мы, казалось бы, не рассматриваем в этой публикации положение картинки в плоскости экрана, но угол проекции будет ограничивать зону, в которых возможно расположить зрителей.

Как добиться, чтобы зритель не оказался на пути света и не отбрасывал тень? В этом нам снова поможет руководство пользователя, либо проекционный калькулятор.

Вот еще пара иллюстраций из мануала к упомянутой выше модели и приведенной выше таблице:

1.

2.

Теперь нам пригодятся графы таблицы A, C, D :) Вид сверху будет полезен только если мы хотим сместить проектор с центральной линии экрана, поставить сбоку от зрителя. Первый рисунок пригодится в любом случае — с его помощью мы сможем нарисовать взаимное расположение экрана и проектора, определить, как пойдет луч и куда можно разместить зрителей. 

Еще раз повторю, что в данном случае доступен «сдвиг линз», но его может и не быть, либо он может быть значительно меньше и только по вертикали (как у BenQ W1070).

Говоря о временных инсталляциях, можно также рассмотреть варианты с цифровой коррекцией трапеции (keystone). При ее использовании, проектор компенсирует (немного теряя четкость) наклон по вертикали или горизонтали. Этот наклон и позволяет, к примеру, расположить проектор сбоку от зрителя. Отличие от «сдвига» в том, что «сдвиг объектива» не требует наклона проектора — изображение просто смещается в бок, причем никакой компенсации не требуеся — четкость не теряется.

Положение зрителя — в идеале

Посмотрев на форумах, обнаруживается, что большинство специалистов сходятся во мнении, что расстояние от зрителя до экрана должно быть от 1 до 1,5 * ширина экрана. То есть, это аналогично проекционному отношению — только относительно зрителя. Можно даже говорить о короткофокусных и длиннофокусных зрителях :) Чем короткофокуснее — тем ближе к экрану и тем меньше коэффициент.

Также для определения положения экрана используются углы обзора. К примеру, отношениям расстояния к ширине экрана 1 и 1,5 соответствуют углы 37 и 53 градусов.

Эти рекомендации давались обычно для просмотра full HD контента, использование 4K увеличит вероятность, что отношение расстояния к ширине должно быть ближе к 1, чем к 1,5.

Опять же, никто не вправе навязывать вам свои стандарты относительно того, как вы предпочитаете смотреть фильмы на большом экране. Сайт projectorentral.com, к примеру, давал рекомендацию специально сходить в кино и найти оптимальное место в зале, после чего шагами замерить ширину экрана и расстояние до него, а затем разделить расстояние на ширину. Полученное отношение расстояния к ширине можно смело переносить на свой домашний кинотеатр, хотя следует также учитывать отношение сторон экранов. Поскольку при соотношении 16:9 полезная площадь больше, чем у широкоформатных 2,35:1 и пр. (синемаскоп) соотношений, то желательно расположиться от экрана чуть дальше.

К примеру, автор поста относится к тем, кто с удовольствием будет смотреть контент определенного характера при отношении расстояния к ширине от 0,6 до 1. Это обеспечивает высокую степень задействования периферийного зрения и позволяет создать эффект присутствия в динамичных фильмах. Тем не менее, столь небольшое расстояние от экрана увеличивает вероятность, что размер пикселей будет неприемлемо большим. Кстати, какое у вас зрение? Вот-вот — это тоже фактор при определении размера экрана.

Кстати, поначалу, пока увлеченность большим экраном у новоиспеченного обладателя домашнего кинотеатра находится в острой стадии, он может предпочитать располагаться ближе к экрану, а со временем перейти на более умеренное расстояние. Бывает и наоборот — пересаживаясь с телевизора на проектор, пользователь постепенно привыкает использовать широкое поле обзора и пересаживается ближе.

Помимо заметной пиксельной структуры и снижения детализации, расположение вблизи от экрана связано с искажением восприятия его формы — строго говоря, воспринимаемая изогнутость краев экрана увеличивается. 

А что же рекомендует наш бессменный законодатель мод, THX? Для просмотра 16:9 формата THX предлает даже не рассматривать варианты, когда угол обзора с последних рядов составляет менее 26 градусов (соотношение около 2,2:1). Желательно, чтобы угол обзора с последних рядов был 36 градусов (1,5:1), а оптимальный угол обзора — 40 градусов (чуть менее 1,4:1).

Были отдельные заявления, что для широкоугольного экрана 2,35:1 специалистами THX рекомендуется угол обзора в 50 градусов (почти 1,1:1). Последняя цифра была якобы получена одним из участников avforums.com у представителя THX и относилась, повторю, только к экранам формата 2,35:1 — рекомендации для 16:9 даны выше.

Можно смело сказать, что с появлением 4K, все больше смысла использовать расстояние, близкое к 1 x ширине экрана. Если смотреть на некоторые частные исследования не тему оптимального расстояния для просмотра 4K (чтобы действительно видеть 4K детализацию), нам предлагают для 4K отношение расстояния к экрану к его ширине примерно в 0,85 до 1,8, причем на 1,8 преимущества 4K еще только начинают проявляться:

Пройдемся по данной схеме. По оси y — расстояние от зрителя до экрана в футах, по x — диагональ экрана.
Зеленый, красный, фиолетовый треугольники подписаны «преимущество 720p (1080p, 4K) становится заметным».
Зеленая, красная, фиолетовая линии — «видны все преимущества разрешения 720p (и т.д.)». Данная таблица основана на стопроцентном зрении (амер. «20/20»).

Заключение

Вроде все. На самом деле, тема с оптимальным расположением зрителей является весьма дискуссионной. Все сказанное про положение зрителя относится к домашнему кинотеатру, поскольку в других случаях проектор может ставиться с рассчетом на задействование широкого поля обзора, либо просто чтобы картинка была видна с задней парты. Здесь снова встает вопрос: «Что за картинка?» Можно попробовать опираться на последнюю схему. К примеру, чтобы увидеть детали 1080p изображения на 90-дюймовом экране, нужно при стопроцентном зрении находиться примерно в 15 футов (*30,48 = 4,5 метров) от экрана и ближе.


 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.