Обзор ультракороткофокусного лазерного проектора Epson EH-LS100

Выбирая проектор для дома, вам непременно придется определиться, будете ли вы использовать его только в темном помещении («домашнем кинотеатре»), либо же вы предпочтете не отказываться от возможности посмотреть что-нибудь (скажем футбол или сериал) и при свете. Если так, то при выборе проектора вы наверняка будете учитывать его максимальную яркость и, что крайне важно, качество цветопередачи при высокой яркости (поскольку чем точнее цветовой режим проектора, тем ниже его яркость).

К таким ярким проекторам, способным работать в обычной гостиной, на иностранных сайтах довольно часто применяют такое обозначение, как «home entertainment»-проекторы, то есть «проекторы для домашних развлечений». О них также часто говорят, как о «замене телевизору», хотя сами производители стремятся не использовать эти термины, чтобы не отпугнуть тех, кто хотел бы использовать эти же модели в темном помещении, где они обеспечат наилучшее качество изображения. Поэтому-то меня и удивило, что на англоязычных сайтах компании Epson о модели Epson EH-LS100 говорится, как о «home entertainment» проекторе, а само устройство постоянно напрямую сравнивается с телевизором. Неужели они действительно решили сделать проектор, заточенный специально под освещенные помещения? 

Да, дело обстоит именно так. Вообще говоря, домашние проекторы Epson благодаря трехматричной технологии 3LCD давно продемонстрировали способность достигать высокую яркость в сочетании с приемлемой для освещенного помещения цветопередачей («цветовая яркость» и все такое...). Это преимущество позволяло делать универсальные домашние проекторы, которые не боялись умеренного освещения, хотя в темноте в плане контрастности показывали себя по-разному, в зависимости от модели. Тем не менее, пока еще не было проектора, который изначально задумывался бы в качестве замены ТВ и был бы заточен под работу в светлом помещении. Но теперь такая модель есть. Речь, конечно, о герое данного обзора, — EH-LS100. Поскольку я уже ознакомился с этим проектором, прежде всего расскажу, как мне видится ход мыслей его создателей, а точнее — какие приоритеты они перед собой ставили (и успешно воплотили в этой модели). 

1. Думаете я начну с яркости? А вот и нет.

На сайте Epson написано: "Долгоиграющий источник света: смотрите любимый контент на протяжении 10 лет*
*по 5 часов в день, лампа в эко-режиме"

Как вы понимаете, мы можем говорить что угодно, но подлинная «замена ТВ» предполагает интенсивную эксплуатацию проектора, а не просто просмотр одного фильма раз в неделю. 

Ресурс лазерного источника света EH-LS100 оценивается в 20000 часов и 30000 часов в экономичном режиме. Что более важно, в московском представительстве компании мне заявили, что гарантийный срок на данную модель составляет 5 лет эксплуатации или 12000 часов (верно то, что наступит раньше). Вот ЭТО действительно похоже на подход, позволяющий заменить телевизор. По крайней мере, для меня это был бы серьезный аргумент, снимающий ряд беспокойств.

2. Процедура установки проектора похожа на процедуру установки телевизора: вы ставите его на низкую тумбу перед белой стеной или экраном. Если тумба на колесиках, то ее можно свободно перемещать. 

Как и в случае с телевизором, нет никаких ограничений в плане свободы передвижения в помещении — невозможно попасть в луч света, а зрительские места могут быть расположены хоть вплотную к экрану. Также снимаются все ограничения на минимальный размер комнаты. Хотя обратите внимание, что я не говорил, что сам проектор легко переносить — он достаточно тяжелый (11 кг), но все равно это заметно проще, чем переносить 40-дюймовый телевизор.

3. Высокая яркость.

Глядя на данный проектор, мне сразу вспомнилась концепция «Life Space UX» от Sony. В рамках данной концепции они демонстрируют 4K проектор с яркостью 2000 люмен (например LSPX-W1S), который проецирует прямо на стену в освещенном помещении. Если не брать в расчет 4K и HDR, то не сомневаюсь, что Epson EH-LS100 сможет легко превзойти данную модель за $50000 по сочности картинки просто из-за более высокой яркости, которая при свете играет решающую роль. Безусловно, речь идет только о преимуществе EH-LS100 в освещенном помещении. 

Дело тут не только в том, что яркость у EH-LS100 раза в два выше, чем у виденных мной аналогов. Дело еще и в том, что самый яркий режим проектора («Динамический») оказался чуть ли не самым точным из всех мной виденных аналогичных «Динамических» режимов у других проекторов. А это значит, что максимальную яркость можно и нужно использовать при просмотре кино (в отличие от подавляющего большинства других моделей).

4. Телевизор против проектора.

Поскольку спор «телевизор vs проектор» давно разрешен, покупатель проектора знает, что он платит за большую картинку (100, 120, 130 дюймов и более), но теряет в контрастности, поскольку экран или стена изначально белые, в отличие от черного экрана телевизора. В связи с этим у проектора есть единственный шанс компенсировать недостаток черного — за счет увеличения яркости.

Когда я смотрел на EH-LS100 ночную погоню в «Темном Рыцаре», глаза настраивались на яркий свет от взрывов и городских огней, воспринимая фон, как черный. Эффект контрастности в освещенном помещении создавался и фильм выглядел очень красиво. Именно в этот момент я понял, что EH-LS100 прошел проверку — он действительно радует глаз и его хочется иметь у себя дома. Со светлыми сценами все тем более превосходно, но вот с очень темными сценами неизбежно возникнет проблема — перефразируя фразу известного политика, можно сказать, что «бесполезно искать черную кошку в освещенном помещении, особенно если она белая».

Примечание. Есть, кстати, еще один дополнительный способ значительно улучшить контрастность в освещенном помещении — использовать специальные блокирующие фоновую засветку экраны. По крайней мере, на выставках производитель такие экраны успешно использовал, хотя стоят они, как правило, недешево.

5. Радуга. Говоря о трехматричных проекторах, я просто обязан отметить отсутствие «эффекта радуги», то есть цветного шлейфа, возникающего при резком перемещении взгляда по экрану. Кому-то все равно, другими же отсутствие «эффекта радуги» воспринимается, как признак более качественного изображения. У EH-LS100, понятное дело, «радуги» нет и быть не может.

Вот мы и получаем в совокупности проектор, у которого есть все, что нужно, для замены телевизора. Хотелось бы сразу более конкретно рассказать о его характеристиках.

Характеристики Epson EH-LS100

Яркость 
(световой поток по белому)
4000 лм
Световой поток по цветам 
(Color Light Output)
4000 лм
Контрастность (динамич.)2 500 000: 1
Технология3LCD
РазрешениеWUXGA (1920x1200), Full HD (1920x1080)
Видео разъемы цифровые3x HDMI (1 MHL)
Видео разъемы аналоговые1x VGA вход; 1x VGA выход; Композитный (RCA)
Прочие интерфейсы видео

Возможность воспроизводить изображения и слайдшоу с флешек (2 порта USB A); передача изображения и звука по проводу USB (USB B)

Аудио разъёмы2 аудиовхода, 1 аудиовыход (3,5 мм миниджеки)
СетьLAN (RJ45), опциональный Wi-Fi модуль (через отдельный USB-A разъем)
Сетевые функции

Управление и мониторинг через сеть, проецирование с ПК и мобильных устройств с помощью приложения iProjection (ПК версия — бывш. Multi PC Projection) 

Прочие разъемыRS-232
Оптический зумнет
ЛампаЛазер (423 Вт), ресурс 20000 часов и 30000 в эко-режиме
Проекционное отношение1,27:1 (расстояние/ширина изображения)
Оффсет

см. в разделе «Установка»

Коррекция трапецеидальных искаженийПо вертикали и горизонтали; настройка по углам (Quick Corner); настройка по углам + изгибание границ (Arc Correction).
3D Нет
Динамики 16 Вт x1
Габариты (ШxГxВ) 494 x 437 x 188 мм 
Масса 11 кг
 Хар-ки на сайте производителя

 

Яркость и контрастность

В результате замера яркости (светового потока) ANSI методикой, у меня получились следующие значения для каждого режима цветопередачи:

Данные приведены для различных режимов «лампы»: «нормальный», «quiet/тихий» и «extended/долгоиграющий».

Стоит отметить, что при использовании ANSI с ультракороткофокусными проекторами есть определенная проблема: датчик должен быть расположен перпендикулярно поверхности экрана и свет проектора падает на датчик под очень острым углом, поэтому в итоге получается чуть меньшая величина, чем реально излучает проектор. Если наклонить EH-LS100 вперед к экрану, чтобы свет падал на датчик люксметра под прямым углом, то максимальная яркость будет выше (по моим данным, до 7420 люмен).

Это наглядно показывает нам, что за «зверь» спрятан под капотом у EH-LS100. Безусловно, картинка этого проектора выглядит ярче, чем привычные модели на 3000 люмен. 

Равномерность яркости по экрану (по 9 точкам) составляет 68%. Верхний левый угол оказался наименее ярким. Если исключить его, то следующий самый неяркий участок экрана дает освещенность в 79% от самого яркого. Это очень хороший уровень равномерности для короткофокусного проектора и он соответствует многим обычным домашним проекторам более бюджетной ценовой группы.

А вот контрастность EH-LS100 невысока — 400:1 в режиме «Динамический» и около 300:1 в остальных режимах (метод «полное включение/выключение», автоматическая диафрагма выключена).

Я сказал «Автоматическая диафрагма», но на самом деле вместо нее на очень темных сценах световой поток регулируется источником света, как и бывает у лазерных проекторов. При включенной «динамической контрастности», в режиме «Динамический» при отображении черного экрана проектор полностью отключает свет, делая экран идеально черным. В остальных же режимах световой поток перекрывается частично, а динамическая контрастность составляет 1400:1 (режим «Игра») — 1500:1 (все остальные). Тем не менее, проблема с динамической контрастностью у данного проектора состоит в том, что срабатывает она только на очень темных сценах и не срабатывает на «достаточно темных» сценах, где тоже могла бы принести ощутимую пользу и снизить уровень черного. По традиции, динамическую контрастность установить в более резком или более плавном режиме, либо отключить.

Что касается контрастности, то даже в слабо освещенном помещении будет заметна темно-серая рамка вокруг изображения, а горизонтальные полосы при просмотре широкоформатного материала будут отличаться от цвета экрана. В темноте же вы без вариантов переключите проектор в экономичный режим, все равно оставаясь с более высоким уровнем яркости, чем нужно. Ну а черный при этом, очевидно, не будет соответствовать уровню, который ожидается от проекторов для домашнего кинотеатра данной ценовой группы. Зато, включив свет, вы осознаете, что все это мелочи, когда увидите яркую картинку EH-LS100. Переводя на язык автомобилистов, танк «Т-90» не следует напрямую сравнивать со спорткарами «Ламборгини» — удовольствие от езды на танке вы ощущаете, когда перестаете чувствовать разницу, едете ли вы по шоссе или по полю, либо когда с ходу форсируете небольшую речку. Это про сравнение EH-LS100 с проекторами для домашнего кинотеатра.

sliderslidersliderslider

Epson EH-LS100 — первый проектор, который я предпочитал смотреть при свете, а не в темноте, и чувство глубокого удовлетворения вызывает то обстоятельство, что ему хватает мощности, чтобы при свете выдавать действительно хорошую картинку, хотя я имею в виду, конечно, комнатное освещение, а не, например, яркое офисное. И давайте договоримся: никакого солнца — с солнцем не справляются даже инсталляционные проекторы! EH-LS100 должен работать и радовать глаз при умеренном или слабом комнатном освещении. И, как бы это не прозвучало, но отсутствие существенного улучшения при просмотре в полной темноте поощряет пользователя наслаждаться просмотром в обычных повседневных условиях. 

Еще раз вдумайтесь: почти 5000 ANSI люмен при цветовой яркости 98% (по моим замерам)!

Ощущения от просмотра

Как говорил чуть выше, ключевым испытанием для EH-LS100 был просмотр на 120-дюймовом экране фильма «Черный Рыцарь» при включенном комнатном свете. Большинство темных сцен фильма на самом деле содержали яркие и темные участки на одном кадре — яркие огни и взрывы радовали глаз и искрящимся блеском и сочными красками, а темные участки воспринимались действительно как темные несмотря на белый экран. Это довольно любопытный эффект — когда ночная сцена воспринимается, как полноценная контрастная ночная сцена — все эти блики и отблески на глянцевых кузовах автомобилей выглядят так резко и контрастно. В общем, как и ожидалось, в освещенном помещении контрастность картинки вытягивается впечатляющей яркостью проектора, а уровень черного играет минимальную роль*. 

* Напомню, что контрастность равна отношению максимальной яркости к минимальной яркости, и в освещенном помещении минимальный уровень яркости самого проектора (уровень черного) становится слишком неважным параметром, поскольку влияние фоновой засветки оказывается куда сильнее. Вытянуть контрастность в этих условиях можно, лишь увеличив яркость.

Яркие сцены порадовали меня правдоподобностью, точностью оттенков и плавностью цветовых переходов. При просмотре солнечной дневной сцены яркий свет ласкает взгляд, создавая впечатление солнечности и натуральности, что далеко не всегда получается у проекторов (назову это HDR-эффектом). 

Просматривая сцену вертолетной атаки из «Апокалипсис Сегодня», я был рад тому, что хорошо смотрятся не только яркие, но и средней яркости объекты. К примеру, превосходно выглядят лица героев — цвета правильные и не вялые. Но именно этот фильм может выдавать недостаток черного на некоторых сценах. 

«Дюнкерк» выглядит превосходно даже в режиме «Динамический». В нем много солнца, и EH-LS100 даст вам достаточно солнца!

sliderslidersliderslidersliderslider

Просматривая всевозможные ролики, снятые на «GoPro», обращаешь внимание на «эффект объема». Иногда этому содействует ручная настройка параметров Яркость/Контрастность. В любом случае, можно добиться превосходного эффекта погружения.

А вот темные сцены в освещенном помещении, как и положено, сильно страдают и многое теряют. Хорошо, что их немного, и авторы в большинстве случаев предпочитают использовать контрастные сцены с яркими пятнами. 

Обратите внимание, что это первый проектор, при просмотре кино на котором я предпочел самый яркий режим. Это говорит не только о яркости, но и о том, что цветопередача в данном режиме достаточно точна. Тем не менее, при просмотре некоторых анимационных работ возникает потребность в чуть более точных оттенках, и в этом случае я мог переключаться в режимы «Яркое Кино» или «Кино» (дело вкуса).

Само ощущение, что свет выключать не надо, добавляет процессу просмотра веселья. 

И вот еще: EH-LS100 любит качественные источники, он любит Blu-Ray. На некачественных источниках с низким битрейтом вы увидите все эти артефакты, шумы и прочие неприятные вещи, если они есть на исходнике. Во многом это произойдет по той причине, что вы часто окажетесь довольно близко к экрану, на котором в этот момент окажется не ваша черная тень, а большие пиксели (все-таки 1080p это не 4K). Так что я с удовольствием сидел ближе к изображению, но от использования некачественных записей мог и пострадать. У некоторых фильмов я обнаружил сочетание приподнятого уровня черного и аналогового шума, что при низком битрейте могло расстраивать.

По какой-то причине, наличие проектора EH-LS100 вдохновило меня пересмотреть пару эпизодов «Игры Престолов». И как же я порадовался ярким солнечным сценам и тонкости детализации. Эти блики воды, зелень, гобелены на стене, свечи… все это было превосходно. Проектор также помог мне решиться посмотреть, наконец, последнюю часть первой трилогии «Звездных Войн» (да, не смотрел, и почти не стыжусь этого). Черный шлем Дарта Вейдера по прежнему воспринимается, как черный благодаря бликам.

Режимы энергопотребления

В меню проектора имеется вкладка «Eco», в которой можно выбрать режим работы источника света. Есть три стандартных режима + пользовательский:

Режим «Normal». Проектор работает на максимальной яркости, в тихом помещении уровень шума будет обращать на себя внимание на тихих сценах фильмов, хотя к нему легко привыкнуть.

Режим «Quiet» (тихий). Шум снижается на порядок, становится практически незаметным, но яркость падает до 66% от максимальной.

Режим «Extended» (продленный). Шум, как в режиме «Normal», а световой поток падает до 61% от максимального, продлевая оцениваемый ресурс источника света с 20 тыс. часов до 30 тыс. часов.

Режим «Custom» (пользовательский). Шум, как в режиме «Normal», но позволяет установить любую яркость между «70%» и «100%». Хотя на самом деле не 70%, а 61% (как в режиме «Extended»).

В освещенных помещениях я всегда использовал «нормальный» режим, ну а при просмотре в темноте можно выбрать «тихий».

Выключается около 7 секунд, сразу выходя на максимальную яркость, а выключается мгновенно.

Epson EH-LS100 и игры

Поскольку EH-LS100 хочет, чтобы его смотрели при свете и позволяет вам сесть ближе к экрану, мною он был наречен почетным титулом «друг геймеров». Влияет и отсутствие «эффекта радуги», и возможность вручную регулировать гамму, чтобы вытянуть тени когда требуется. Но главное — это то, что можно поставить столик в паре метров от 120-дюймового экрана и «окунуться с головой»… Вы уж простите, но лично я окунался в Diablo 2 и Quake 2, ибо я старый человек и мне поздно что-либо менять. Но у вас-то, молодых, все впереди!

Задержка в 56 мс означает потерю 4 кадров при 60 fps. Это нормально для симуляторов и гонок, это нормально для большинства консольных игр и даже для шутеров (я отлично поиграл в свой Quake и не ощутил инерционности управления). Однако, такая задержка неприемлема, к примеру, для профессиональных игроков в Counter-Strike. 

sliderslidersliderslidersliderslider

Если у вас есть руль или джойстик, то возрадуйтесь! Эффект погружения вам гарантирован. Я пробовал гонять в Test Drive Unlimited и был очень доволен.

Вообще говоря, я редко играл во что-либо в темноте, что также подсказывает мне, что EH-LS100 — мечта для любителя поиграть дома в приставку.

Внешний вид и разъемы

Пользователя, не знакомого с ультракороткофокусными проекторами, внешний вид EH-LS100 может ввести в замешательство. Шнур питания выходит вперед к экрану, что позволяет убрать его с глаз. Панель разъемов располагается, если смотреть на экран, в левой задней части проектора. Панель закрыта съемной крышкой, которая выпускает провода вниз, после чего пользователь может перенаправить их вперед к экрану, вбок или назад. На правом боку находится встроенная панель управления на случай, если вы потеряете пульт. В большинстве случаев, скорее всего, вам понадобится только кнопка включения.

sliderslider

С той же стороны чуть правее располагается крышка воздушного фильтра, под которой находится рычажок ручной фокусировки объектива. Если верить инструкции, фильтр требует очистки каждые 20 тысяч часов, либо раньше, если загорится индикатор температуры. Либо же, если проектор работает в сильно запыленном помещении, рекомендуется проявить сознательность и чистить фильтр чаще. Таким образом производитель проектора заявляет, что ресурс фильтра равен ресурсу источника света.

Рядом с окошком объектива расположены два сенсора, обнаруживающие наличие помех на пути света вблизи от объектива. Если их закрыть рукой, проектор начнет «паниковать», мигая всеми возможными индикаторами (что произойдет потом — если честно, не пробовал). Там же находится инфракрасный датчик пульта. Поскольку пользователь может находиться только с одной стороны от проектора, необходимости в нескольких ИК сенсорах нет.

slidersliderslider

Что касается панели разъемов, то у нас есть 3 HDMI входа, один из которых поддерживает MHL, а также VGA вход и VGA выход.

Помимо этого имеется два аудиовхода (3,5мм миниджеки). Один из них используется для воспроизведения звука при выборе в качестве источника сигнала видеовхода RCA или при воспроизведении слайдшоу с флешки через USB Тип А. Второй аудиовход используется при выборе в качестве источника VGA входа. Аудиовыход передает поступающий на проектор звук на внешние динамики. У EH-LS100 имеется встроенный монодинамик на 16 Ватт, что полезно, когда вы въехали в новую квартиру и пока еще не перевезли свою акустическую систему. Но, если честно, кто будет слушать встроенный звук, каким бы адекватным он ни был?

В числе дополнительных разъемов имеются разъем для подключения к проводной локальной сети (RJ45), а также отдельный USB-A разъем для подключения опционального W-Fi модуля. Любопытно, что на съемной крышке панели разъемов имеется индикатор беспроводной сети, но на самом деле он представляет собой пластиковое окошечко, пропускающее свет индикатора самого USB модуля.

Таким образом проектор можно подключить к локальной сети, проецировать на него с помощью приложения «iProjection» для ПК (ранее — EasyMP Multi PC Projection), проецировать с мобильных устройств с помощью приложения iProjection (для Android и iOS), или осуществлять мониторинг или управление проектором по сети. При этом поддерживаются:

  • Софт Epson Projector Management (Windows)
  • Оповещения по e-mail
  • Протокол управления SNMP
  • Протокол управления PJLink
  • Crestron RoomView


Но я еще не рассказал об оставшихся трех USB разъемах, хотя тут мало нового:

  • USB Тип B позволяет передавать изображение и звук по USB шнуру с компьютера, либо передавать на компьютер сигналы с пульта проектора чтобы позволяет управлять презентацией (движение курсора, перелистывание страниц и пр.)
  • 2x USB Тип A предназначены для подключения флешек (отформатированных в FAT16/32) для воспроизведения изображений или слайдшоу. Никакого видео.


Что касается пульта, то, увы, проектор оснащен стандартным универсальным эпсоновским пультом, который используется у многих домашних и офисных моделей. Пульт качественный, продуманный и компактный, но за все эти годы успел мне изрядно наскучить. С другой стороны, специальный пульт для домашнего проектора, как правило, отличается прежде всего подсветкой, которая в данном случае не требуется. 

Установка

Раз уж мы коснулись вопроса о проецировании с компьютера, то стоит лишний раз отметить, что разрешение проектора, составляющее 1920x1200 (WUXGA), немного больше по вертикали, чем Full HD — соотношение сторон 16:10 вместо 16:9. К примеру, если выводить сигнал с Blu-Ray плеера или же, как я делал, дублировать рабочий стол на Full HD монитор и проектор одновременно — в этом случае на проектор идет разрешение 1920x1080, а не 1920x1200, поэтому используются не все пиксели — сверху и снизу остаются тонкие пустые полосы. При желании вы можете заставить проектор растянуть изображение в настройках меню «Сигнал». Если короче, то проектор отображает как Full HD, так и WUXGA разрешения пиксель-в-пиксель.

На днище EH-LS100 расположены три одинаковые винтовые ножки (две спереди и одна сзади), позволяющие регулировать наклон проектора вперед-назад на бок. При необходимости проектор позволяет корректировать форму экрана следующими способами:

  • Коррекция трапеции отдельно по вертикали и/или горизонтали
  • Коррекция трапеции по вертикали + горизонтали путем перетаскивания углов изображения (Quick Corner)
  • Коррекция искривлений поверхности (Arc correction) — как Quick Corner, плюс любую линию границы изображения можно сгибать внутрь или наружу. Так что, если у вас полусферическая стена, то проблем быть не должно. Данный тип коррекции геометрии обладает слотами памяти — можно сохранять различные позиции и потом быстро переключаться между ними. 


И все же, если только вы не организуете музейную инсталляцию, то, скорее всего, предпочтете сохранить изначальную четкость Full HD разрешения и сразу установите проектор под правильным углом к экрану или стене, благо это делается легко и непринужденно. 

Что касается экрана, мое дело лишний раз предупредить, что короткофокусный проектор, светящий на экран снизу, будет выявлять все складки или неровности экранного полотна, если таковые имеются. Это не означает, что рулонный экран использовать нельзя (я использовал), но крайне желательно использовать экран с системой натяжения либо ровную стену.

Расстояние проекции: изображение шириной 2,72 метра EH-LS100 дает с расстояния около 40 см от переднего края корпуса проектора (сам объектив расположен еще на 34 см дальше, в задней части проектора. Данная ширина изображения соответствует диагонали 126 дюймов при разрешении WUXGA (16:10) и 123 дюйма при разрешении Full HD (16:9).

В этом случае поверхность, на которую устанавливается проектор, должна находиться ниже, чем нижний край изображения, на 48 см (разрешение WUXGA) или на 56 см (Full HD).

Таким образом, при проецировании разрешения WUXGA (16:10) расстояние от поверхности тумбы, на которой стоит проектор, до нижней границы экрана составляет примерно 27% от высоты изображения. При проецировании Full HD это расстояние составляет порядка 36% от высоты изображения.

Диагональ 90 дюймов (16:9) мы получим примерно с 21 см от переднего края проектора до экрана (около 55 см от объектива до экрана).

Проекционное отношение составляет 0,27:1 (расстояние делить на ширину экрана), но это расстояние отмеряется от объектива, а не от выдвинутого вперед переднего края устройства.

Приведу также таблицы, которые нашел в американском руководстве пользователя:

fancy

1. Расстояние проекции
2. Расстояние от верха проектора до нижнего края изображения
3. Расстояние от верха проектора до верхнего края изображения
4. Расстояние от объектива до переднего края проектора составляет 34,9 см





На днище проектора также имеются отверстия под настенное крепление (не идет в комплекте); заявляется возможность проецирования на стол, для чего также потребуется специальное крепление.

Резкость

EH-LS100 продемонстрировал очень хорошую резкость как по центру, так и по всем краям экрана. Это превосходный результат не только для УКФ-проектора, но и для многих обычных длиннофокусных.

fancy

Для достижения такого результата необходимо точно и аккуратно настроить фокусировку, что, как я уже говорил, требует снятия крышки воздушного фильтра. Тем не менее, мне ничто не мешало менять диагональ со 123 дюймов до 100 дюймов и обратно, перемещая проектор то ближе, то дальше от экрана — существенной расфокусировки не происходит. Поэтому скажу, что EH-LS100 можно перемещать довольно свободно.

В настройках изображения имеется функция «улучшения детализации». Данную настройку можно установить в положении от 0 до 100. Примерно начиная с 30 начинается заметное искажение шрифтов, поэтому устанавливать более высокий уровень рекомендовать не буду. Вплоть до этого уровня происходит плавное и аккуратное улучшение воспринимаемой детализации без появления заметных артефактов. Данную функцию можно использовать при воспроизведении  видео с высоким битрейтом, в противном случае она может акцентировать внимание на артефактах изображения. В компьютерных играх включение данной «улучшалки» может привести к увеличению задержки.

Цветопередача Epson EH-LS100

Вы удивитесь, но наиболее точный режим у EH-LS100 называется «Игра». В ситуациях, когда нужна максимальная точность оттенков, можно использовать его, или режим «Кино»  — это дело вкуса. Режим «Динамический» хорош в ярко освещенном помещении, но обладает своими неточностями, которые могут быть заметны либо не очень — в зависимости от контента. Если вам не нравится его цветовые оттенки, но вы все еще хотите больше яркости, то попробуйте режим «Яркое Кино», в котором контрастность изображения увеличивается за счет яркости цветов. 

sliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

Режим «Динамический»

Обладает умеренным голубым оттенком, и есть шанс, что зритель его не заметит (в отличие, скажем, от зеленого или желтого оттенков). Также этот голубой оттенок с преобладанием синего цвета будет в значительной степени работать на компенсирование влияния теплых (желтоватых) источников света в комнате при включенном свете. Таким образом, в данном режиме отсутствует преобладание зеленого света, свойственное ярким режимам ламповых проекторов.

Точность оттенков также довольно хорошая, если сравнивать с яркими режимами других проекторов, хотя имеются определенные перекосы, которые будут замечены зрителями с наметанным глазом:

  • синие и зеленые оттенки ярче, чем красные/рыжие/малиновые
  • голубой цвет недостаточно насыщен
  • 100% желтый, зеленый, пурпурный цвета заметно сдвинуты по оттенку


Что касается цветового охвата, то зеленый цвет несколько отличается от стандартного sRGB зеленого из-за большей насыщенности и желтоватого оттенка. В остальном же можно говорить о близком к sRGB цветовом охвате.

Показатель гамма-коррекции изначально составляет от 1,9 до 2,1 в тенях, что обеспечивает хорошую различимость деталей в тенях при свете, но акцентирует внимание на шумы и артефакты на контенте с плохим битрейтом. 

Данный режим подойдет для просмотра кино, но, к примеру, для просмотра фотографий или анимации вы, возможно, предпочтете использовать более точный режим.

fancy
Цветовой охват и ошибка яркости (цвета 75%, 50%, 25% насыщенности) цветов в режиме «Динамический»

fancy
Баланс белого и гамма в режиме «Динамический»


Режим «Яркое Кино»

Обладает более слабовыраженным синим оттенком, и не сине-зеленым, как в режиме «Динамический». Оттенок неизменен для всех уровней яркости от 0% до 100%. 

При более правильных, чем в «Динамическом» режиме, цветовых оттенках, данному режиму свойственно существенное усиление яркости всех цветов, особенно с насыщенностью 25% и 50%, что помогает бороться с фоновой засветкой, делая режим «Яркое Кино» более выразительным при свете, чем более точный режим «Кино».

Тем не менее, гамма-коррекция в данном режиме даже больше отходит от стандарта, чем в «Динамическом» и его использование также является делом личных предпочтений.

fancy
Цветовой охват и ошибка яркости (цвета 75%, 50%, 25% насыщенности) цветов в режиме «Bright Cinema»

fancy
Баланс белого и гамма в режиме «Bright Cinema»


Режим «Кино»

Обладает еще менее заметным синим оттенком, который также призван бороться с теплым освещением, а при нейтральном освещении не бросается в глаза, поскольку мало кто отличит синевато-серый от серого.

За исключением области в районе черного, показатель гаммы находится на уровне 2,1, а на темных участках падает до 1,8, содействуя различимости деталей в тенях (но и всевозможных шумов на плохом контенте). Если в настройках гаммы выбрать "-1", то показатель будет 2,3.

Цвета более точные, чем в режиме «Яркое Кино» и специально не усилены, что делает изображение в освещенном помещении более выцветшим. В темноте же данный режим предпочтителен.

fancy
Цветовой охват и ошибка яркости (цвета 75%, 50%, 25% насыщенности) цветов в режиме «Cinema»

fancy
Баланс белого и гамма в режиме «Cinema»


Режим «Игра»

Самый точный режим. Баланс белого точный и нейтральный, гамма 2,1. Все цвета, которые в других режимах выходили за пределы sRGB диапазона, жестко загнаны в правильные рамки и аккуратно сидят на границе. Небольшие нарекания вызывают 100% голубой и 100% зеленый цвета, но 75% голубой и 75% зеленый уже  строго на своих местах.

Режим точен и выдерживает испытание прогоном через ColorChecker, в итоге демонстрируя среднюю Дельта Е (CIE94) в 2,85 (по 89 оттенкам). Это хорошо даже для домашнекинотеатрального проектора. 

Имеются полноценные инструменты для коррекции баланса белого и RGBCMY (отдельных цветов). Немного поигравшись с синим и красным, я опустил среднюю Дельта Е до 2,13. И это не предел (хотя кому это нужно?).

Тем не менее, в освещенных помещениях я все равно предпочту режимы «Динамический» и «Яркое Кино», а столь мелкие отклонения там ничего не значат. И все же, в умелых руках система управления цветом наверняка сможет улучшить даже яркие режимы. К примеру, проектору EH-LS100, увы, свойственно, как и всем другим проекторам в ярких режимах, срезать оттенки в верхах у ярких цветов (например когда 90% красный не отличается от 100% красного). Это можно компенсировать, снижая уровень стандартной настройки изображения «контрастность», но тогда мы за компанию срежем и верха белого цвета, у которого с проработкой ярких оттенков все нормально.

Поэтому восстановить детализацию около 100% яркости у отдельных цветов лучше с помощью системы управления цветом, снижая для каждого цвета яркость, пока оттенки не будут восстановлены. Это просто пример того, как ее можно использовать. Обратите внимание, что при этом цветовая яркость упасть не должна.

fancy
Цветовой охват и ошибка яркости (цвета 75%, 50%, 25% насыщенности) цветов в режиме «Game»

fancy
Баланс белого и гамма в режиме «Game»

fancy
Цветовой охват и ошибка яркости после регулировки синего и (немного) красного

fancy
Дополнительные цвета ColorChecker после регулировки (средняя Delta E 2,13)


Выводы

Epson EH-LS100 превосходно проявил себя в качестве проектора для домашних развлечений и замены телевизору. Он представляет собой довольно новый даже для меня класс устройств и предназначен для людей, которые хотели бы смотреть свой контент на большом экране при небольшой и средней засветке, получив от просмотра максимум впечатлений. В этих условиях яркость EH-LS100, сравнимая с инсталляционными проекторами начального уровня, обеспечит заметно лучшее качество изображения, чем у любых проекторов для домашнего кинотеатра с яркостью менее 3000 люмен. Реальная яркость EH-LS100 заметно выше заявленной, при этом заявляется сверхдолгий ресурс лазера и превосходный гарантийный срок.

В сочетании с мгновенным включением и выключением и короткофокусной оптикой, снимающей ограничения на перемещения по комнате и расположение зрительских мест, это делает EH-LS100 идеальным выбором, чтобы оживить любую стену, превратив ее в экран. Причем не в унылый экран с выцветшими цветами, как это иногда бывает. Безусловно, невозможно рассчитывать получить весь этот набор за цену, сравнимую с проекторами начального уровня. 

В дополнение к сказанному — хорошая цветопередача и никакого «эффекта радуги». Смотрите вы кино, спортивные программы, анимацию или играете в игры, вы будете впечатлены работой этого проектора при засветке, вы получите превосходные цвета просто за счет его честной высокой яркости.

Тем не менее, данный проектор не предназначен для затемненного помещения. В темноте EH-LS100 даст изображение, которое будет заметно менее контрастным, чем можно было бы ожидать от данного ценового сегмента. Те, кто судит данную модель по критериям обычного домашнего проектора или проектора для домашнего кинотеатра, делают ошибку.

Задача данной модели — при сильной засветке сохранить не только впечатляющие яркие цвета, но и средние тона, например оттенки кожи, которые будут не хуже, чем при просмотре в темноте на обычных домашних проекторах. EH-LS100 сводит на нет ущерб от фонового света там, где другие проекторы потеряли бы сочность изображения. Но, увы, ожидать глубины черного не приходится по понятным причинам, хотя есть масса контента, где она не требуется.

И все же, такие сцены, как ночной город, EH-LS100 передает неплохо благодаря контрасту темноты и ярких огней — это относится как к кино, так и к всевозможным игрушкам (например гонки). Говоря об играх, проектор очень понравится обычным геймерам, но его задержка слишком велика для участия в турнире по Counter-Strike. 

Отсутствие поддержки 3D режима также является достойным сожаления фактом.

Ну а в целом, Epson EH-LS100 — продукт крайне удачный, веселый и необычный. Крайне рекомендую всем, кто будет использовать его по назначению!

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.