"Проекторы и музеи" или впечатления о выставке "Россия - Моя история!"

Недавно я побывал на выставке «Россия – Моя История!», размещенной в павильоне №57 на ВВЦ. Объект масштабный! На момент моего посещения было две экспозиции – «Рюриковичи» и «Романовы», — в их залах перед посетителем оживают события временного периода начиная с зарождения Руси и заканчивая Первой Мировой войной, открывшей двери в современную эпоху. Ключевая особенность выставки в том, что в ней нет ни одного реального предмета – ни оружия, ни фрагментов кольчуги или предметов быта. Вся выставка представлена «ожившими картинами», банерами и интерактивными стендами – скорее мультимедийный урок истории, чем музей...

Можно, конечно, опасаться за такой подход, когда история воспринимается через иллюстрации современных художников — латы 15 века, промелькнувшее в одном ролике по Ледовому Побоищу, напоминают нам о том, что иногда впечатление бывает важнее историчности. И все же, картинка очень важна, а ближе к событиям XX веке появляются фотографии и кинохроника, что отражается на общей атмосфере и цветовой палитре — все становится более бездушным и холодным.

sliderslidersliderslider

Вход в экспозицию «Рюриковичи». Для отображения карты экспозиции используется обратная проекция на пленку

Итак, авторы хотят рассказать посетителям историю, причем не просто рассказать, а в картинках — так, чтобы посетителю было интересно и, возможно, он даже получит (или освежит в памяти) какой-то костяк исторических знаний (пусть и слегка направленный в «правильное» русло). Рассказывая историю в оживших картинках, емких цитатах, анимированных картах, коротких документальных роликах, необходимо правильно разместить все эти медиа вокруг посетителя — тогда ему нужно будет приложить минимальные усилия для восприятия информации. Если есть желание получить от выставки все, что возможно, можно взять аудиогид и подходить к каждой интерактивной трибуне из расположенных напротив экспонатов.

Удивительно, что отсутствие предметов исторической материальной культуры можно компенсировать созданием эффекта погружения. Для этого создатели выставки не просто демонстрируют тот или иной информационный контент, а связывают воедино подсветку, проекцию, цветовой окрас помещений и информационные банеры — так, чтобы дать посетителю большее ощущение реальности и важности демонстрируемого контента.

Примеры — пролет камеры над 3D моделью Киева или вид на объятую пожаром Москву. В последнем случае вы просто стоите в зале, залитом красным цветом, и перед вами вид на объятую пламенем Красную площадь. Это «ожившая картина» — движутся языки пламени, дающие отблески повсюду, идет дым, а фоном слыны звуки пожара и крики, но все остальное статично. По бокам висят банеры с более информационным содержанием — такие подсвечивались либо стандартной точечной подсветкой, либо проекторами. Посетитель стоит и понимает: «Это, действительно, было ужасно, и я не хотел бы повторения этого!» — Цель создателей достигнута!

sliderslidersliderslidersliderslider

Пылающая Красная площадь (обратите внимание на подсветку банеров по бокам)

Кстати говоря, очень сложно оказывается различить, где мы смотрим на проекцию, а где — на баннер с анимированной подсветкой проектором. Последняя часто использовалась на выставке, оживляя отдельные участки плакатов — бегущие по небу облака, блики от воды… Если речь идет о войне, то отдельные участки плаката могли оказаться в огне.

Авторы, несомненно, сделали свою работу очень профессионально, создавая визуальный контент различных видов и помещая его в пространство выставки очень согласованно. К примеру, подсветку и проекцию необходимо согласовать по яркости и цветовым оттенкам. Это значит, что проекционное оборудование необходимо приобретать очень осмысленно, попадая как в требуемые от устройства технические параметры, так и в бюджеты. Ну а помимо абстрактных технических параметров есть еще и реальный результат в виде качества изображения. Пожалуй, какого-то супер-качества в данном случае не требуется, но чтобы донести сообщение до зрителя, нужны достаточная яркость и точность цветов, достаточная для конкретного размера экрана и при определенных условиях внешнего освещения. 

sliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

Визуализация материала с помощью проекции и подсвеченных банеров

Большинство из установленных на выставке проекторов — это Epson EB-U32 (их я насчитал более 50 штук) и Eiki серии EK-500. Эпсоны использовались в качестве стандартного средства отображения и проещировали изображения шириной от 3 до 5 метров (а у входа — все 6 метров). По сути, они выполняли роль инсталляционных проекторов как в плане интенсивности использования, так и в плане способности проецировать яркие цветные изображения — на выставке часто используется всем понятный язык цвета: красный цвет для войн и всяческих ужасов, голубой для дел морских и речных, желтый — для богатства и убранства церквей, ну а зеленый в цело модходит как средним векам в целом, так и России в частности («раскинулись наши леса  и поля»). «Эпсоны» здесь превосходно показали себя благодаря цветовой яркости и часто  по легкому оттенку зеленого можно было понять, что используется «Динамический» режим изображения, который позволяет обеспечить максимальную яркость цветов. 

Проекторы при этом подвешены высоко под потолком и были совершенно незаметны в связи со своим компактным размером. На всех «Эпсонах» мигает индикатор Wi-Fi – предположу, что используется возможность управления большим количеством проекторов по беспроводной сети (их же надо на ночь как-то выключать…).

slidersliderslidersliderslidersliderslider

Часть экспозиции, посвященная времени крушения Российской Империи

Eiki использовались реже и, в основном, в более освещенном помещении второго этажа. Эти проекторы являются интересным в плане цены предложением, при этом максимальная паспортная яркость составляет около 5000 люмен, что позволяет добиться более яркой картинки, хотя и, возможно, даже с менее яркими цветами, чем у «Эпсонов» с их 3200 люмен.

Как видите, именно эти модели были выбраны вовсе не случайно.

Большинство прожекторов подсветки располагались на полу в непосредственной близости от картин, и было достаточно небольшой заслонки в цвет стены, чтобы зритель не обратил на них внимание, если только специально не искал источник света.

sliderslider

Гигантская зала с проекцией на купол

В посвященной Рюриковичам экспозиции сильно выделялась часть, посвященная Православию – в ее центре находилась огромная зала с полусферическим куполом, на который изображение проецировалось установленным в центре залы проектором со специальным объективом, предназначенным для планетариев. К сожалению, в данном случае проектору сильно не хватало яркости для проецирования на гигантский темный купол. Причем не хватало существенно. Сама идея крайне интересна – не знаю, как  традиция относится к проецирование христианских образов на потолки, но это позволяет добиться определенного воздействия на посетителя. Интересно, где-нибудь в мире используют проекторы для оформления молитвенных домов?..

slidersliderslider

Вокруг этой залы расположены помещения, в которых также использовалось интересное решение – на столах лежат большие ветхие книги, обложки и содержимое страниц которых проецируется подвешенными сверху проекторами (проекторы скрыты в коробах и модель опознать не удалось). Сами листы находятся там лишь чтобы обеспечить посетителю тактильные ощущения перелистывания страниц и чтобы позволить системе распознать, что проецировать. Перевернув страницу, на пустом листе плавно проявляются иллюстрации и вьются узоры текста.

slidersliderslider

Вместо обычных проекторов в этих помещениях используются ультракороткофокусные NEC (опознаны мной как NEC UM-301, яркость около 3000 лм), размещенные близко к стенам, — примерно так же, как прожекторы подсветки, и закрытые панелями под цвет стен. 

slidersliderslider

Еще одна зала округлой формы имела несколько проходов, прямо над которыми проецировались анимированные изображения на манер убранства церквей. Изображения были сравнительно небольших диагоналей и скромные по цветовым тонам. Если я правильно опознал используемые проекторы, то это были BenQ MH741, установленные на центральной колонне округлой формы.

slidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

Еще один BenQ (TH682ST) проецировал вертикально на пол — какие-то бумаги перед образом Ивана Грозного.

Отдельная роль была у больших и хорошо затемненных помещений кинозалов, где на очень больших экранах демонстрировались ролики продолжительностью по несколько минут. В них были установлены проекторы всевозможных марок и различных классов. Среди моделей, которые удалось визуально опознать — BenQ MH741 и BenQ TH682ST. Как правило изображение выглядело тускловато по меркам домашнего кинотеатра, но вполне смотрибельно. Особенно учитывая, что обычные проекторы для повседневного использования снова заменили профессиональные яркие модели, которые лучше подошли бы для столь широких диагоналей. В одном из кинозалов даже была сшивка двух изображений (использовались, если я не ошибаюсь, проекторы Eiki серии LC с яркостью от 15000 люмен). В общем, в кинозалах применялись проекторы совершенно различных классов для выполнения одной и той же задачи.

slidersliderslidersliderslider

Сшивка изображений в кинозале

Еще среди любопытного можно отметить обратную проекцию на пленку и использование встроенного динамика проектора (в обоих случаях Epson EB-U32). К примеру, это изображения бушующей Невы вокург «Медного Всадника» — звук воды, судя по всему, исходил прямо от проектора под потолком. Не стану оценивать звучание, но… раз сигнал со звуком пришел по HDMI, то можно вывести и звук.

slidersliderslider

«Медный Всадник»

В общем, с точки зрения используемых инструментов, проекторы были ключевым элементом выставки. Как оказалось, этого вполне достаточно для того, чтобы создать экспозицию музея, и мне кажется, что именно данная экспозиция заслуживает звание «самой правильной» в плане использования проекторов в музеях, поскольку в ней не применялись слишком сложные решения, такие как маппинг, или же слишком дорогий устройства. Также было видно, что проекторы использовались сообразно их особенностям — офисные 3LCD для ярких цветов и в качестве дешевой альтернативы профессиональным проекторам на 5000 люмен, или же УКФ проекторы для проецирования с минимального расстояния. Пожалуй, можно учиться на этом опыте. 

sliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

Еще раз приведу ссылку на сайт этой замечательной выставки.

fancy

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.