Сравнение ярких лазерных проекторов: Epson EB-L510U vs Sony VPL-PHZ10

 Обновлено 9 апр. 2019: добавлено видео

Epson EB-L510U и Sony VPL-PHZ10 являются представителями класса проекторов для конференц-залов, аудиторий и прочих помещений, в которых либо экран чуть больше, чем обычно, либо фоновое освещение чуть сильнее, либо требования к качеству картинки при стандартном фоновом освещении чуть выше — говоря проще, это проекторы на 5000 люмен. Разрешение WUXGA означает высокую детализацию и поддержку Full HD (поскольку WUXGA это Full HD плюс дополнительные 10% по вертикали). Безусловно, лазерный источник света способствует более интенсивной и длительной эксплуатации устройства, а также подчеркивает стремление избавиться даже от мысли о необходимости регулярного обслуживания проектора — заниматься этим может быть некому, да и сам проектор может быть установлен в не очень доступном месте. Говоря о недоступности, обе модели поддерживают стандарт передачи данных HDBaseT, предусматривающий передачу сигнала по витой паре (нужен HDBaseT передатчик, к которому подключается источник сигнала). Набор дополнительных функций демонстрирует стремление облегчить настройку проецирования с использованием одновременно нескольких проекторов. При том, что рассматриваемые устройства представляют один класс проекторов, Epson EB-L510U и Sony VPL-PHZ10 являются представителями различных поколений, в связи с чем вполне логично ожидать от Epson лучшей производительности по тем или иным показателям, а от Sony — сниженной со временем ценовой планки. Ранее я публиковал результаты тестирования по каждой модели, поэтому можно смело перейти к их прямому сравнению.

Ссылка на обзоры: Epson EB-L510USony VPL-PHZ10

Изображение

Изображение — это, безусловно, — главный критерий сравнения. От обоих проекторов, прежде всего, ожидается сочетание высокой яркости и хорошей цветопередачи. Вы можете получить лучшее качество картинки в полной темноте от проектора за $1000 на экранах стандартного размера (например 130 дюймов) — по контрастности и уровню черного. Рассматриваемые проекторы можно использовать в темноте — особенно для проецирования на экран еще большей диагонали, но это вовсе не является тем, подо что заточены эти модели. А заточены они под работу в умеренно или средне освещенном помещении.

Максимальная яркость. Максимальный световой поток, который удалось получить на Epson — 5120 ANSI люмен (верхнее положение сдвига объектива, широкоугольный режим). В среднем положении сдвига яркость примерно та же, а в нижнем чуть снижается. Минимальная яркость получается в узкоугольном режиме зума в нижнем положении сдвига — 4002 лм.

У Sony максимальная яркость достигается в широкоугольном режиме и нижнем положении сдвига — 5108 лм, а минимальная — в узкоугольном/верхнем положении объектива — 3824 лм. Таким образом, настройка объектива заметно влияет на яркость у обоих проекторов, но стоит учесть, что у Epson зум чуть мощнее — получается и большая яркость, и более мощный зум (1,6x против 1,45x у Sony).

Цветопередача в режиме максимальной яркости. Таким образом, оба проектора достигают заявленного светового потока в 5000 ANSI люмен (и по белому, и по цветам) — это очень по-джентльменски. У Epson речь идет о режиме «Динамический», у Sony же самый яркий режим называется "Презентация". И все же, Sony явно пытается дотянуться до заявленной планки за счет более выраженного голубого (синего-зеленого) оттенка. 

Если сравнивать проекторы в ярких режимах по диаграмме цветности CIE, то с первого взгляда фаворита не определишь, хотя при визуальном сравнении картинка Epson выглядит в целом предпочтительнее — заметно ярче и более сочно. Каковы причины?

Во-первых, баланс белого у Epson ближе к нейтральному. Средняя Дельта Е (CIE94) по балансу белого у Epson равна 10,23 против 14,07 у Sony (лучший режим гаммы — «2,4»). Эти цифры говорят нам о том, что общий оттенок изображения у Sony выражен заметно сильнее. 

Второе отличие — это лучшая способность Epson разделять цвета по оттенку, отделять их друг от друга. У Epson цветовой охват расширен в сторону желтого за пределы sRGB (в том числе по зеленому и красному). Насыщенные цвета воспринимаются как более яркие. Одновременно с этим общий оттенок (баланс белого) сдвинут именно в сторону зеленого (которого много и немного «откусить» от него не жалко). Таким образом, «Эпсон» справляется с присущей обоим проектором нехваткой насыщенности голубого цвета — смещая баланс белого в сторону подальше от голубого и усиливая его оттенки по яркости. Проблемой цветопередачи этого проектора является чуть сдвинутый в сторону желтого 100% зеленый цвет, а остальные цвета в плане насыщенности находятся в полном порядке. То, что желтый и синий цвета даже немного выходят за границы sRGB, в ситуации борьбы за сочность цветов при засветке — очень даже хорошо.

Проблемы Sony связаны с вышеупомянутым голубым оттенком. Во-первых, 75% голубой и 100% голубой оказываются одним и тем же цветом (неразличимы) — это делается чтобы улучшить различимость оттенков голубого с меньшей насыщенностью. Это сужает диапазон голубого с одной стороны, тогда как с другой стороны диапазон голубого обрезает баланс белого — общий голубой оттенок изображения, упомянутый мной выше. В общем, при просмотре фотографий облака будут голубыми, как и небо… Смещаясь в сторону голубого, 25% желтый попадает на место 25% зеленого, синий и фиолетовый также смещаются в сторону голубого. В результате многие цвета оказываются похожи друг на друга (изображение будто теряет контрастность) и тяготеют к голубому.

Безусловно, в самом ярком режиме от проекторов не ожидается точности оттенков, но у Epson значительно лучше проработано отделение цветов друг от друга и его баланс белого воспринимается как нейтральный и в освещенном помещении практически незаметен. Некоторые оттенки у Epson усилены по яркости — например красный, зеленый и голубой.

Вот и получается ситуация, при которой Epson выглядит заметно точнее и ярче, или, говоря образно, он выглядит «примерно на 20% круче» при примерно той же максимальной яркости. Если мы будем жестко и принципиально требовать от этих проекторов предъявить 5000 люмен, то Epson окажется лучшим выбором по цветопередаче.

И все же, Sony вполне можно использовать в ярком режиме для самых разнообразных задач — речь и близко не идет о таком уровне нежелательного оттенка, какой можно обнаружить у некоторых домашних проекторов в самом ярком режиме (зеленая картинка, которую просто невозможно смотреть). И, в любом случае, просматривая контент на 124-дюймовом экране, я предпочитал переводить оба проектора в точный режим, поскольку они способны обеспечить в нем 3000 люмен и более, а для меня этого было вполне достаточно. Однако, при полной засветке такой контент, как мультики, цветные схемы и иллюстрации в презентациях, при просмотре на Epson вызывали у меня эмоциональный отклик, поскольку пестрые цвета пробивались через засветку, очень четко давая понять, что передо мной проектор явно не из категории обычных офисных моделей на 3000 люмен. Это бросается в глаза. 

Точные режимы. Лично для меня этот вопрос крайне важен, поскольку при первой возможности (когда позволяет освещение) я переключаюсь в режим с оптимальной цветопередачей. У Epson он называется "sRGB" (Яркость 2793 лм — 3573 лм), у Sony — "Стандартный" (2847 лм — 3769 лм). В скобках даю значения для телескопического и широкоугольного положений объектива. Сравнивать их можно после переключения цветовой температуры у Sony в режим «Низкий» — иначе синий оттенок изображения ощутимо портит цветопередачу. Переключив цветовую температуру у Sony, мы получаем два похожих режима со средней Дельта Е (по 89 цветов ChromaPure, CIE94) = 3,57 (Sony) и 3,36 (Epson). У Sony недостатком будет небольшой синеватый оттенок, от которого этим способом не получается полностью избавиться, а у Epson есть претензии к оттенку 100% зеленого и совпадению 100% голубого и 75% голубого по оттенку. Яркость у Sony в этом режиме цветовой температуры снижается примерно до 2448 лм — 3241 лм (86% от стандартной). Все измерения делались после переключения проектора в режим гаммы, близкий к 2,2. При просмотре в темноте может возникнуть желание сделать баланс белого у Sony еще точнее, но добиться этого можно только с помощью функции «согласование цветов» — стандартного управление балансом белого нет. В общем, если сравнивать самые точные режимы, то Epson оказывается ярче.

У Epson также есть альтернатива режиму «sRGB», предназначенная для затемненных помещений — режим «Кино». В числе его особенностей — то, что цвета, выходящие за пределы охвата sRGB, не обрезаются, доступна функция «динамическая контрастность», работающая по принципу автоматической диафрагмы у ламповых проекторов, которая улучшает черный на очень темных сценах. Однако, я обычно использовал режим «sRGB».

Компромиссные по точности режимы. Если не стремиться к идеальной точности и оставить режим "Стандартный" у Sony без изменений, то сравнивать его будет правильнее с режимом "Мультипроекция" у Epson — этот режим точнее по балансу белого, чем Sony (средняя Дельта Е 5,2), не очень точен с точки зрения sRGB охвата, так как не обрезает цвета, по которым Epson EB-L510U выходит за пределы стандартного цветового диапазона. При использовании данного режима Epson получает преимущество по яркости — 3079 — 3939 люмен (против 2847 — 3769 у Sony). В принципе, режим «Мультипроекция» у Epson не имеет точного аналога у Sony. Он почти достигает психологически важную отметку в 4000 люмен, но при этом

а) обладает хорошим ББ,
б) обладает расширенным цветовым охватом, тогда как Sony все еще просит коррекции ББ.

При этом у Epson есть еще и режим "Презентация" (средняя Дельта Е 6,28), который во многом похож на режим «Мультипроекция», обладает усиленными по яркости оттенками зеленого, синего и голубого.

У Sony имеется также режим "Динамический", обладающего такой же максимальной яркостью, как режим «Стандартный» и отличающийся от последнего очень слабо.

В итоге, проекторы близки по точности в режиме максимальной точности, но если не ограничивать Epson до sRGB по тем цветам, по которым он выходит за его пределы, то Epson будет обладать преимуществом как по яркости, так и по точности цветопередачи (если брать настройки по умолчанию).

Объектив

На Epson EB-L510U установлен более дорогой объектив, обеспечивающий следующие преимущества:

Лучшая резкость изображения, а также большая плавность регулировки, упрощающая процесс точной фокусировки изображения. Проектор дает более высокую точность и равномерность  фокусировки, чем стандартные офисные проекторы, обеспечивая четкое разделение однопиксельных линий на тестовых шаблонах — не только по центру экрана, но и по всем углам. У Sony же наблюдались небольшие проблемы с фокусировкой в правом нижнем углу. Все это дает Epson преимущество при, к примеру, при просмотре таблиц Excel, чертежей и прочего контента, требующего точного отображения каждого пикселя по всей поверхности экрана.

А вот при просмотре видеоконтента, уже Sony оказался в состоянии обеспечить визуально большую четкость на некоторых сценах — благодаря функции обработки изображения «Reality Creation». И все же, при стандартном уровне ее настройки, RC портит некоторые кадры, содержащие шумы (подобное я наблюдал на некоторых сценах фильма «Темный Рыцарь»), на которых функцию RC приходилось отключать.

Сдвиг объектива позволяет существенно упростить установку проектора и сделать его более удобным и универсальным, зачастую снимая необходимость в стационарной установке. Диапазон сдвига по горизонтали больше у Epson, а по вертикали — существенно больше. Epson EB-L510U сконструирован так, чтобы переворот вверх ногами при потолочной установке можно было заменить на обычную установку на ножки со сдвигом изображения вниз — вы можете настроить изображение так, чтобы нижняя, либо верхняя его граница была на уровне центра объектива. 

У Sony ситуация такова: В нижнем положении сдвига нижний край изображения ниже центра объектива на 29,4% высоты изображения. В верхнем положении сдвига нижний край изображения выше центра объектива на 5,6% высоты изображения. 

Тут преимущество, очевидно, на стороне Epson.

Epson обладает лучшей равномерностью яркости по экрану. Увы, у Sony VPL-PHZ10 в ряде положений сдвига/зума будут наблюдаться провалы яркости непосредственно на границе изображения, а не в среднем по соответствующему квадрату (если разбивать экран на 9 квадратов, как делается при измерении равномерности яркости).

Как уже было сказано в разделе про яркость, у Epson немного больший диапазон зума (1,6 против 1,45), что при этом приводит к чуть меньшим потерям яркости в узкоугольном режиме (78% и 75%). Sony чуть более короткофокусный — к примеру, для получения изображения шириной 270 см расстояние до экрана на практике составляет 345,5 (Sony) и 363,5 см (Epson). Эти 18 см тоже нельзя назвать значительной разницей при таком размере экрана.

Корпус

Epson немного компактнее по длине и ширине, и эта разница заметна — проектор выглядит чуть менее громоздко и его удобнее держать. Объектив у Epson имеет центральное положение, что наряду с чуть большим диапазоном горизонтального сдвига, дает большую свободу выбора места установки (Sony предпочтительно смещать вправо, поскольку объектив расположен сбоку).

По идее, прозрачная пластиковая панель, за которую у Sony спрятан объектив, должна дать защищенность от пыли. Тем не менее, на практике часть пыли все равно будет на объективе — как и у Epson с его съемной крышкой, которую вы вообще не сможете использовать при стационарной установке где-нибудь под потолком. На практике большинство висящих под потолком проекторов не имеют возможности закрыть объектив в выключенном состоянии, и это мало кого волнует, поскольку вероятность засосать куда-нибудь пыль у включенного проектора куда выше.

Чисто теоретически, падение с небольшой высоты объективом вниз может быть опаснее для Epson. Но я этого не испытывал и вам не советую.

У Sony встроенная в корпус панель управления, а также регулировки объектива сделаны так, чтобы занимать минимальное пространство — все регулировки объектива скрыты специальной панелью, чтобы верхняя поверхность была идеально гладкой и ровной. У Epson регулировки зума и фокусировки находятся на самом объективе заметнее, регулировки сдвига — на верхней панели рядом с ним. В общем, у Epson они не спрятаны, зато и удобнее в использовании.

К Epson в комплекте идет крышка, закрывающая разъемы на задней панели и помогающая прикрыть и упорядочить провода. У Sony такой нет.

Можно упомянуть о разнице между пультами — Epson-овский более функционален и удобен в работе, но и больше по габаритам.

Шум, Эко-режим, ресурс

В режиме максимальной мощности проекторы шумят примерно одинаково, тогда как в экономичном режиме обоих можно назвать практически бесшумными, хотя Sony оказывается чуть-чуть тише. Однако, если сравнить макс. яркость в самом тихом режиме, то получается, соответственно, 2776 лм против 3430 лм — в пользу Epson.

У Sony имеется три режима энергопотребления:

  • Стандартный
  • Средний
  • Тихий


У Epson имеются режимы:

  • Обычный
  • Тихий
  • Расширенный (низкая яркость, но более шумный, чем в «Тихом» — для продления ресурса источника света до 30000 часов)
  • Пользовательский (можно установить любую яркость от 70% до 100%, хотя по моим данным 70% в реальности соответствует 64%)

 

Оба проектора имеют одинаковые условия гарантии, хотя производителем заявляются различные расчетные ресурсы. У Sony упоминается "20000 часов" или рекомендованный срок эксплуатации 14000 часов в режиме постоянной яркости 4500 лм. У Epson упоминается 20000 часов и 30000 часов в «Расширенном» режиме.

Подключение

Ethernet разъемы. У Epson имеется два RJ45 разъема, что позволяет подключить его к сети и HDBaseT одновременно. У Sony разъем один и он общий для этих функций.

Аналоговые видео разъемы. У Epson есть 2 VGA разъема, один из которых может работать в качестве входа или выхода по желанию пользователя. У Sony есть RCA видеовход, которого нет у Epson.

Проецирование по WiFi. Оба проектора требуют наличия опционального адаптера, но Epson позволяет подключаться с мобильных устройств с помощью приложения iProjection.

Презентация PC-Free. Epson позволяет организовать показ плейлистов с флешек, содержащих как изображения, так и видеоролики (которые, тем не менее, требуют конвертации в понятный проектору формат с помощью специальной утилиты). 

Дополнительные функции

Динамики. При отсутствии внешней звуковой системы, Sony даст более мощный звук благодаря 16-Ваттному динамику (У Epson 10-Ваттный).

Стандартные настройки изображения. У Epson имеется более правильная система управления цветом и есть полноценная система управления балансом белого (в качестве бонуса — регулировка баланса зеленый-пурпурный в противовес цветовой температуре). У Sony стандартная система управления цветом позволяет настраивать только RGB цвета, тогда как хотелось бы настраивать и дополнительные (CMY). Стандартной системы управления балансом белого нет — вместо нее функция подстройки цветов.

Цифровая коррекция геометрии. Epson позволяет настроить проецирования на выпуклые, вогнутые и сферические поверхности.

Split Screen. Epson позволяет выводить бок о бок два источника.

Память настроек. У Epson есть ячейки для сохранения всех настроек.

Мультипроекция. Ни один проектор не обладает встроенной поддержкой плавной сшивки границ (Edge Blending).

  • Epson позволяет управлять несколькими проекторами с одного пульта, задавая и выбирая ID проектора
  • Оба проектора позволяют согласовать цвета двух проекторов по нескольким уровням яркости. Epson позволяет регулировать баланс белого по 8 уровням яркости, либо баланс белого в каждом углу экрана по 8 уровням яркости. Sony позволяет только регулировать баланс белого по 6 уровням.


Sony поддерживает функцию выравнивания панелей, позволяя смещать каналы R,G,B полностью или по зонам.

Выводы

Таким образом, список отличий довольно большой (см. ниже), и он наглядно демонстрирует, насколько существенно два проектора одного класса могут отличаться друг от друга. Сравнительно недавно появившийся в продаже Epson EB-L510U ожидаемо оказался более совершенным устройством, наглядно демонстрирующим принцип, что «от добра добра — ищут», поскольку неправдой было бы заявить, что Sony VPL-PHZ10 не оправдывает надежд — это хороший проектор. 

  1. У Epson — более высокая яркость в узкоугольном положении при более мощном зуме
  2. Sony во многом достигает заявленную макс. яркость за счет усиления голубого оттенка
  3. Картинка Epson выглядит ярче и более сочно в самом ярком режиме
  4. Epson чуть ярче в самом точном режиме
  5. Epson чуть ярче и смотрится лучше в режиме «Мультипроекция» при сравнении с режимами «Динамический» и «Стандартный» (без корректировок цветовой температуры) у Sony
  6. Epson обладает более четкой фокусировкой
  7. Функция Reality Creation у Sony позволяет в реальном времени увеличивать четкость видеоконтента (хотя на некоторых сценах ее лучше отключать)
  8. Больший диапазон сдвига объектива у Epson — Гибкость установки
  9. Центральное положение объектива у Epson может быть удобнее при сдвиге вбок 
  10. Равномерность яркости у Epson заметно лучше
  11. Epson немного компактнее, есть дополнительная крышка для организации проводов
  12. Объектив у Sony лучше защищен от механических повреждений
  13. У Sony все регулировки объектива спрятаны, зато у Epson зум/фокусировка точнее
  14. У Epson встроенная панель управления и пульт удобнее, но больше по размеру
  15. Epson ярче в самом тихом режиме (хотя Sony чуть-чуть тише)
  16. У Epson есть менее яркий режим источника света, в котором уровень шума не снижается, продлевая ресурс до 30000 часов
  17. У Epson можно выбрать яркость источника света (70%-100%), а у Sony есть «Средний» режим яркости
  18. У Sony заявляется максимальный ресурс 20000 часов и «рекомендованный срок эксплуатации» 14000 часов. У Epson заявляется ресурс 20000 часов.
  19. У Epson 2 Ethernet разъема, у Sony один
  20. У Epson 2 VGA разъема (второй может использоваться как вход или как выход), зато у Sony есть RCA композитный видеовход
  21. При наличии опционального модуля WiFi, Epson позволяет проецировать с мобильных устройств, у Sony такая возможность не заявлена
  22. Epson поддерживает режим проецирования с флешек, используя списки воспроизведения (данный режим имеет множество ограничений)
  23. У Sony более мощный встроенный динамик
  24. У Epson имеется полноценная стандартная система управления цветом и балансом белого, у Sony имеются значительные ограничения
  25. Epson позволяет корректировать геометрию изображения для проецирования на искривленные поверхности
  26. Epson поддерживает режим Split Screen
  27. Epson Обладает функцией запоминания всех настроек проектора в ячейки памяти
  28. Epson позволяет управлять несколькими проекторами с одного пульта
  29. У Sony имеется функция выравнивания панелей (исправление несведения матриц)
  30. У Epson имеется аналог автоматической диафрагмы, позволяющий улучшить уровень черного на очень темных сценах

Чтобы подвести итог сравнения в двух словах, скажу, что по совокупности плюсов и минусов лидером становится Epson EB-L510U. Если вам нужен очень яркий проектор (5000лм) с долговечным источником света, а также есть деньги на то, чтобы доплатить за новую модель от Epson – сделайте это. Разница в цене, на мой взгляд, более чем оправдана.

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.