Какая минимальная яркость нужна проектору (в темноте)?

Известно, что домашний кинотеатр принято калибровать на 14-16 фут-ламберт, хотя есть некоторые допущения — 12 тоже ОК. Речь идет именно о яркости изображения, а не о люменах, то есть, это реальная яркость с учетом диагонали экрана и характеристик полотна (прежде всего — «усиления», или «gain»). Яркость в фут-ламбертах идентична яркости мониторов и телевизоров, приводимой в спецификациях: 14-16 фут-ламберт соответствуют примерно 50 кд/м2 (нит). Легитимно использовать любую единицу, но так уж повелось, что чаще говорят о фут-ламбертах.

Яркость 16 фут-ламберт — это очень солидный белый цвет, без намека на сероватость. Изображение яркое, сочное. Яркие сцены действительно выглядят ярко и сочно. Но что будет, если уйти от этого стандарта и сделать изображение менее ярким или более ярким? И до какой степени можно расширять эти границы дозволенного, руководствуясь принципом, что «правильная яркость — вещь чисто субъективная»?

И вот я решил потратить 15 минут и попытаться ответить на этот вопрос для себя. Главный итог — то, что можно сформулировать минимальную и максимальную яркость проектора в люменах, что будет достаточно полезной для покупателя информацией.

slidersliderslider

Различные снимки картинки на 16 фут-ламберт

При яркости в 16 фут-ламберт при использовании обычного матового экрана с усилением 0,9, освещенность экрана составила 260 люкс. По какой-то причине, соответствие между люксами и фут-ламбертами получилось не совсем такое, как ожидалось бы (можно рассчитать с помощью различных конвертеров), но ничего...

Площадь экрана с диагональю 100 дюймов (16:9) составляет примерно 2,21*1,25 = 2,76 м2, а площадь экрана диагональю в 130 дюймов = 2,88 * 1,62 = 4,67 м2. Таким образом, требуемый световой поток проектора будет равен 260 * 2,76 = 717 люмен и 260 * 4,67  = 1214 люмен соответственно. Разумеется, речь идет о люменах в самом точном режиме проектора, в котором вы будете смотреть кино, а не о максимальной яркости. Различаться они могут в два раза.

Минимальная яркость

Отодвигая проектор от экрана, я обнаружил, что белый цвет все в большей степени выглядит, как светло — серый при отображении белого экрана. Тем не менее, изображение остается вполне приемлемым при просмотре практически любого контента, даже при 1,35 фут-ламберт, что соответствовало 21 люкс. Цвета достаточно яркие и приятные. Для экрана с усилением 0,9 и диагональю в 100 дюймов это должно соответствовать 58 люмен, а для 130 дюймов — 98 люмен.

Я бы вряд ли хотел снижать яркость дальше, но данный уровень оказался вполне приемлем. Это наводит на ряд размышлений на менер «о вкусах не спорят». Тем не менее, яркость можно снижать до какой-то степени и дальше.

slidersliderslidersliderslider

Снимки картинки на 1-2 фут-ламберт

Максимальная яркость

Первая попытка подвинуть проектор ближе к экрану и определить максимальную яркость для SDR (не HDR) контента, дала около 100 фут ламберт и 1836 люкс, что переводится, как 5067 люмен для 100-дюймового экрана и 8574 люмен для 130-дюймового экрана. Действительно, картинка с инсталляционного проектора в домашних условиях зачастую выглядит неплохо, лишняя яркость дает «HDR эффект» на солнечных сценах.

Зайдя в Википедию, я прочитал, что освещенность в 17000 люкс — это «Обычная освещённость летом в средних широтах в полдень». Зимой — 5000 люкс. Наши 1000-2000 люкс соответствуют «открытому месту в пасмурдный день». Так что мы даже не приближаемся ни к каким пределам освещенности из реального мира. 

При столь высокой яркости вопрос может состоять в том, насколько большой размер экрана, потому как небольшой экран в темном помещении будет смотреть некомфортно.

По поводу контрастности

Одна из причин, по которой не рекомендуется задирать яркость слишком высоко — это уровень черного. При одинаковом уровне контрастности двух проекторов, менее яркий будет обладать более темным черным, а значит, и более адекватным отображением на темных сценах, что ценится у хорошего проектора. Это одна из очевидных причин (помимо ограничений, связанных с яркостью — яркий проектор будет существенно дороже). 

Когда речь идет о минимальной яркости, даже мельчайшая засветка может все изменить. К примеру, 21 люкс в полной темноте даст в той или иной степени приличное изображение, но малейшая засветка окажет на него гораздо большее негативное влияние, чем на более яркое изображение. Я бы назвал это одной из причин, по которой используется более высокая яркость — чем она выше, тем меньше влияние фоновой засветки.

Ну а что в освещенном помещении?

Тут уже приходится плясать от фоновой освещенности. Максимальная яркость вряд ли имеет право быть меньше, чем в 4 раза больше уровня засветки, иначе изображение будет неразборчивым. С какого уровня такой «контрастности» начинается адекватная картинка? Я бы сказал, что с 10:1 (макс. яркость: засветка). Кто-то скажет 20:1, а кто-то откажется даже рассматривать контрастность ниже 50:1, хотя на практике она редко достигается в освещенных помещениях. Ночная улица должна рассматриваться по этому же принципу, поскольку уровень засветки исключительно высок.

Выводы

Наше зрение обладает поразительной способностью приспосабливаться к различным режимам яркости и легко привыкает к уровням максимальной освещенности, различающимся даже в сто раз. Имеющиеся на рынке проекторы, предназначенные для различных сегментов, ранжируются по максимальной яркости примерно от 50 до 50000 люмен, но наиболее популярный сегмент, пожалуй, от 500 до 5000-10000 люмен.

У нас есть рекомендации по оптимальной яркости и мы склонны ориентироваться на них, но выясняется, что рекомендации по яркости имеют мало общего с такими жесткими требованиями, как, скажем, по напряжению «220 — 240 В».

Внезапно выясняется, что в темном помещении можно использовать широчайший диапазон яркостей, — даже в 10 раз меньше рекомендуемой, а то и ниже, получая при этом в некотором смысле адекватное, четкое и приятное изображение. 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.