Вводная статья по 3D проекторам (для дома и не только)

Пусть что угодно говорят, но мое мнение состоит в том, что 3D является столь же важным прорывом в домашнем кино, как и разрешение full HD. Кто-то скажет, что стереоскопический эффект не добавляет ничего к художественности — я могу ответить, что и в DVD формате можно смотреть на большом экране, получая от кино удовольствие. 3D — это дополнительная возможность, с которой можно получить от домашнего просмотра больше.

Подлинный недостаток 3D формата состоит в том, что контента не так уж много, хотя такие знаменитые фильмы, как «Хоббит 2», «Прометей», «Гравитация» и «Аватар», — без 3D они уже «не те». Также действительно безграничны возможности при работе с 3D графикой, прежде всего — с видеоиграми, хотя в этом сегменте с проекторами конкурируют шлемы виртуальной реальности. Отдельное направление — образование, показ 3D фильмов в образовательных учреждениях. Предполагается, что это может сделать урок боле интересным, но требования к размеру экрана и количеству зрителей возрастают.

Из чего складываетсяй качественное 3D изображение?

Яркость. Коэффициент полезного использования света лампы падает в разы при работе с 3D изображением. При использовании активных 3D очков, левый и правый глаз должны по очереди закрываться, что уже означает падение воспринимаемой яркости в 2 раза. На деле же, существует промежуток времени, когда обе створки очков оказываются закрыты, да и сами очки заведомо блокируют часть полезного света. В итоге, 3D изображение крайне нуждается в дополнительной яркости, чтобы сделать картинку более живой.

Баланс белого. При работе с 3D изображением, от проектора требуется предельная яркость, поэтому обычно для 3D используется режим цвета, аналогичный режимам «Максимальная яркость» или «Динамический» в 2D. Проектор в этих режимах выдает максимальный световой поток, но возможна сильная деградация цветовых оттенков. Поскольку вы не стали бы смотреть 2D кино в этих режимах (по крайней мере, в затемненном помещении домашнего кинотеатра), вам может не понравиться сильный зеленый оттенок в 3D. В связи с этим, плюсом является, когда у проектора доступен выбор режима цвета в 3D, что позволяет выбирать между большей точностью цвета и максимальной яркостью, что крайне актуально. Предположить, каким будет качество цветопередачи проектора в 3D, если под рукой нет готового развернутого обзора с тестированием цветопередачи в этом режиме, можно и в 2D, посмотрев на яркость и цветопередачу проектора в самом ярком режиме. Скорее всего, в 3D перейдут те же плюсы и минусы (только изображение будет темнее).

Контрастность. Контрастность изображения сама по себе способна дать эффект объема. Сочетание высокой контрастности и 3D — это бомба!

Двоение (ghosting, crosstalk). Как правило, 3D системам свойственно двоение ярких объектов. Сравнивать два проектора по этому критерию корректно, если их яркости в 3D примерно равны, иначе у более яркого проектора будет большее двоение. Задача 3D системы (проектор + очки) №1 — посылать на каждый глаз разные изображения, изолируя от левого глаза изображение, предназначенное для правого, и наоборот. Чем ярче объект, тем сложнее его полностью скрыть, он начинает слегка просвечиваться — так и возникает данный нежелательный артефакт.

Мерцание. В эпоху ЭЛТ мониторов продвинутые пользователи научались тому, что частоту мерцания (частоту развертки) надо поднимать с 60 Гц хотя бы до 85 Гц (идеально — до 100 Гц, если позволял монитор). Работа на 60Гц приводила к быстрой усталости глаз. В случае с LCD мониторами это перестало быть такой проблемой, поскольку отклик LCD матрицы оказывался более заторможенным, инерционным, а мерцание — менее заметным. В общем, если проектор дает максимум 120 Гц, то получается 60 Гц на глаз, и при отображении белого экрана мерцание может быть заметно. Но это относится к «активному 3D».

Задержка вывода. Если вы хотите играть в 3D игры, то поздравляю — к вашим услугам бесконечный 3D контент. Проблема одна — задержка изображения в 3D режиме может существенно возрасти. Насколько — надо разбираться в каждом отдельном случае и, к сожалению, эта информация довольно редка.

Типы 3D систем

Активные и пассивные. Под «активными» подразумеваются очки на ЖК затворах. Под затворами подразумевается, что очки по очереди закрывают зрителю то один, то другой глаз, что синхронизовано с отображением проектором левого и правого кадров стереопары. Это решение идеально для домашних 3D проекторов, хотя очки требуют подзарядки элементов питания.

Стандартная пассивная система предполагает использование двух проекторов, перед объективами которых устанавливаются фильтры-поляризаторы противоположной направленности. Каждый фильтр на проекторе соответствует фильтру на очках пользователя. Таким образом, левый глаз всегда видит изображение с одного проектора, правый — с другого.

Благодаря дешевизне пассивных очков, пассивные системы гораздо более приемлемы для использования с большим количеством зрителей. Использование двух стандартных проекторов позволяет добиться существенно более высокой яркости (равно как и размера экрана), если использовать бюджетные офисные модели (у Epson даже была специальная модель EB-W16SK). Если требования к размеру экрана еще выше, то для пассивного 3D используются яркие инсталляционные проекторы. Недостаток метода спарки (стэкования) двух проекторов связан как с увеличенной изначальной стоимостью системы (2 проектора вместо одного), так и с необходимостью сводить два изображения в одно (хорошо, если у проекторов есть функция «сдвиг объектива»), что может привести к небольшой потере четкости в случае неточного сведения пикселей. В дополнение к перечисленному, пассивная система требует специальный экран, сохраняющий поляризацию. В принципе, пассивное 3D позволяет справиться с мерцанием, поскольку чередования кадров не требуется.

Форматы. Еще одно соображение, связанное с пассивным 3D — сниженные требования к пропускной способности проектора и кабеля. 

Тем не менее, такие источники сигнала, как 3D Blu-Ray, обладают рядом специфических требований к устройству отображения, таких как поддержка защиты HDCP, HDMI соответствующей пропускной способности (HDMI 1.4 для full HD 3D). В случае с 4K контентом, требования к пропускной способности для прохождения того или иного сигнала должны быть очень серьезно изучены.

Ну и, наконец, желательно понимать, в каком формате будет передаваться стереопара — бок о бок, верх-низ, последовательные кадры (frame sequential), frame packing. Источник должен выдать сигнал в одном из этих форматов, а проектор — распознать входной формат, самостоятельно или с помощью пользователя. 

Активно-пассивное 3D. Если у проектора имеется порт «3D Sync», то можно подключить к нему ЖК поляризатор, покадрово меняющий поляризацию света. Смена поляризации происходит вместо переключения створок активных очков, поэтому такая система позволяет использовать один проектор в сочетании с пассивными 3D очками. Специальный экран все равно нужен.

Бюджет системы или цена проектора. Бюджет может быть привязан, например, к требованиями по яркости — в этом случае получается стандартное изменение класса проектора от простого офисного (3000 лм) до инсталляционного (5000 — 25000 лм и более). Цена будет различаться в десятки раз. Если же брать домашний сегмент с максимальной яркостью (как правило, от 2000 до 3000 люмен), то речь также идет о различных классах домашних проекторов, от менее $1000, до топовых устройств от $3000 и выше. Здесь цена связана с улучшающимся качеством изображения.

3LCD и DLP. Важным  вопросом является выбор самой бюджетной 3D системы. В бюджетном сегменте значительным преимуществом DLP устройств является стандартизация — технология DLP-Link позволяет смотреть 3D практически на любом проекторе, докупив совместимые очки. Дополнительный излучатель при этом не требуется, даже встроенный. DLP проекторы бюджетного уровня предлагают также несколько более высокую контрастность. Если говорить о 3LCD проекторах, то, к примеру, в модельном ряде Epson есть всего несколько бюджетных устройств с поддержкой 3D. Тем не менее, стандартное преимущество 3LCD, связанное со способностью дать приличную цветопередачу на максимальной яркости, для 3D оказывается как нельзя кстати. Как правило, эти проекторы позволяют выбрать режим цветопередачи в 3D между точным и ярким, что также замечательно. Другое преимущество этих моделей — изначально используется радиочастотная (RF) синхронизация очков, которая более стабильна.

Отдельно можно упомянуть появление DLP-Link совместимых проекторов с разверткой 144 Hz. Для таких моделей нужны DLP-Link очки, совместимые с режимом 144 Гц. Данный режим используется для идеально плавного отображения киноконтента в формате 24 кадра в секунду, тогда как 120 Гц идеален для 60 Гц.

Синхронизация очков: DLP-Link, Инфракрасная, Радиочастотная. Технология DLP-Link опирается на особенности работы одоматричных DLP проекторов и распознает мерцание белого цвета. Таким образом, сигнал подается с помощью света и требует, чтобы пользователь смотрел на экран. Иногда можно слышать отзывы, связанные с тем, что данная технология в более бюджетном исполнении может давать снижение контрастности изображения (требуется для распознавания вспышек света, которые очки воспринимают, но от пользователя прячут) и менее надежную синхронизацию. Также имеются некоторые требования по затемнению помещения.

ИК технология во многом аналогична и также требует, чтобы экран и очки были в прямом контакте, расположение между ними посторонних предметов не предполагается. Также не должно быть посторонних предметов между проектором и экраном, хотя это привело бы к тени на экране. Как в случае с DLP Link, так и ИК, зритель должен смотреть на экран. При этом пульт может создавать ИК сигналу помехи.

Радиочастотные очки дают наиболее надежную связь и не требуют определенного положения головы зрителя, а сигнал может проходить через препятствия. 

При наличии у проектора порта «3D Sync», становится возможным подключение внешнего передатчика. К примеру, DLP проектор с портом «3D Sync» позволит отключить мерцание, используемое в DLP-Link, и использовать очки и передатчик на другой технологии синхронизации от сторонних производителей.


 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.