Как выбрать экран для проектора (основные типы и критерии выбора)

Перед вами — еще одна статья, посвященная проекционным экранам. В принципе, экран состоит из некой ткани определенного размера, которая к чему-то крепится. Что за ткань, какого размера и к чему она крепится — вот вопросы, на которые приходится отвечать в процессе выбора проекционного экрана.

Содержание:

1. Размер экрана — зависимость от объектива
2. Формат экрана
3. Предназначение экрана
4. Черная рамка
5. Размер экрана — зависимость от яркости
6. Коэффициент усиления (Gain)
7. Матовый белый экран
8. Экраны с большим усилением (gain)
9. Экраны повышенной контрастности
10. Экраны с перфорацией

 

Размер экрана — зависимость от объектива

Как же выбрать размер экрана? Чтобы сделать это, нужно учитывать особенности помещения и возможности проектора. То, что для экрана желаемого размера может не оказаться места — это и так понятно. Теперь заглянем в руководство пользователя для интересующего вас проектора — там мы обнаружим таблицу, где сказано, на каком расстоянии от экрана должен находиться проектор, чтобы получить желаемый размер изображения. То есть, даже если у вас есть место под экран, проектор должен также находиться в заранее известном положении относительно экрана и может не вписаться в ваше помещение.

Ниже — пример таблицы из руководства пользователя одного из тестируемых мной офисных проекторов. Поскольку у большинства проекторов есть зум (регулировка оптического масштабирования), в таблице интересующий вас размер экрана будет соответствовать двум различным расстояниям от проектора до экрана — минимальному и максимальному:

На схеме нам даже показали, что существуют два варианта установки проектора — настольный и потолочный (в перевернутом виде). Очевидно, потолочный вариант позволяет зрителям расположиться ближе к экрану, тогда как настольный вариант проще в установке. 

Из таблицы мы видим, что данный проектор проецирует изображение диагональю 100 дюймов с расстояния от 302 до 363 см. Можно сразу прикинуть, есть у вас в запасе эти 3 метра или нет.

Обратите внимание, что при настольной установке нижняя граница изображения будет ниже уровня центра объектива, а при потолочной установке в перевернутом виде — наоборот. Это называется «офсет», или фиксированным смещением. Согласно таблице, оно составляет 17 см. Если бы было указано не "-17 см", а "+17 см", то нижний край изображения при настольной установке оказался бы выше центра объектива.

А вот у продвинутых домашних проекторов сдвиг можно регулировать (функция "сдвиг объектива" или «lens shift»), причем диапазон сдвига может очень сильно различаться от модели к модели — начиная от возможности исправить небольшую ошибку по высоте, допущенную при установке проектора, и вплоть до такого диапазона сдвига изображения, который позволил бы ставить проектор на ножки хоть на низкий столик, хоть на высокую полку, проецируя поверх голов зрителей — при этом сдвиг регулируется пользователем. Однако, установка проектора не является темой данной статьи — я просто отметил, что все эти параметры могут сильно ограничивать вас в выборе размера экрана и его местоположения.

Формат экрана

Касательно приведенной выше таблицы — думаю вы обратили внимание, что она приведена для соотношения сторон экрана 4:3 в связи с тем, что разрешение проектора изначально 1024x768 (1024: 768 = 4: 3). Этот проектор лучше приспособлен для показа документов и презентаций благодаря более вытянутому по вертикали изображению. Как вы знаете, более популярный сегодня формат изображения (Full HD, Ultra HD) имеет соотношение сторон 16:9. Если вы берете домашний проектор, то, скорее всего, вам нужен именно такой экран.

Различные форматы экрана, расположенные внутри формата Синемаскоп

Различные форматы экрана, расположенные внутри формата 1:1

Другие популярные форматы соответствуют разрешениям 1280x800 и 1920x1200 (соотношение сторон 16:10) — тоже довольно популярный «деловой» формат, идеально отображающий видео в 1080p (Full HD) или 720p, но с вытянутой по вертикали формой экрана, дающей дополнительные 10% по высоте, что хорошо для просмотра документов и презентаций.

Проецируем изображение 4:3 на экран 16:9 (пилларбокс)

Ну а киноманы могут предпочесть широкий экран формата «синемаскоп» (соотношение сторон от 2,35:1 до 2,4:1). В последнем случае проектор должен быть в состоянии переключаться между форматом «синемаскоп» и форматом 16:9, что является темой для отдельной статьи. Стало быть, экран берется либо формата 16:9 — тогда кино формата «синемаскоп» займет всю ширину экрана, но сверху и снизу будет пустая область (полосы). Либо же берется экран формата «синемаскоп» — тогда фильмы формата 16:9 займут всю высоту экрана, но по бокам останутся неиспользованные области. 

К слову, в английском языке для этого есть специальные термины — если остаются полосы сверху и снизу, то это «letterbox». Если полосы по бокам, то это «pillarbox». 

Проецируем изображение 16:9 на экран 4:3 (леттербокс)

Итак, приведенная выше таблица для бюджетного офисного проектора предназначена для его «родного» разрешения 1024x768 (формат 4:3). Тем не менее, проектор также может при необходимости отобразить сигнал в формате full HD (16:9) — естественно,  внутри своего изображения формата 4:3, леттербоксинг (оставляя полосы снизу и сверху). Конечно, четкость при этом теряется. Я это лишь к тому, что в руководстве пользователя для этого проектора приведены еще две таблицы с размерми экрана — для изображения формата 16:9 и 16:10. 

И все же, обычно следует брать экран того же формата, что и разрешение проектора — не ошибетесь.

Обратите также внимание на тот факт, что многие рулонные экраны не имеют фиксированного формата — насколько развернете его — таким и будет формат.

Предназначение экрана

Экран — это полотно, которое удобно транспортировать, свернув в рулон, поэтому необходимо также определиться, на что его крепить (на какой каркас). Просматривая каталог экранов, вы обнаружите, что они сортированы по группам именно по конструкции каркаса:

  • Настенный экран в раме
  • Переносной экран
  • Рулонный экран (ручной или моторизованный, иногда — встраиваемый в потолок, иногда — с натяжением)
  • С жесткой поверхностью (аналог маркерной доски)
  • Пленка для обратной проекции 

Приведем пару примеров задач, которые стоят перед владельцем проектора и требуют различных конструкций каркаса экрана:

Проведение выездных презентаций — нужен переносной экран с самым обычным матовым полотном, но каркас экрана должен быть разборным, легким и устанавливаться на треноге. Все это должно сворачиваться и переноситься в чехле.

Проведение презентации для большой аудитории в помещении, в котором нет стационарного экрана. Здесь потребуется большой разборный экран на жесткой раме, который транспортируется в больших кейсах. Скорее всего, использоваться будет инсталляционный проектор с яркостью от 6000 люмен.

Epson проводит мероприятие для прессы — используется экран на сборной раме

Проектор для школы — велика вероятность, что для этой задачи будет использоваться простейший рулонный экран, который при необходимости разворачивается, закрывая часть классной доски. Можно также использовать мобильный экран для презентаций, либо проецировать на маркерную доску.

Тем не менее, простейший рулонный экран вряд ли подойдет при использовании ультракороткофокусного проектора, который светит с расстояния в несколько десятков сантиметров -  даже небольшие складки будут искажать изображение. Скорее всего, УКФ проекторы будут использоваться с маркерной доской. Хотя если есть место для экрана, натянутого на жесткую рамку — почему бы нет? Интерактивному же проектору лучше работать только по твердой поверхности.

Специфика применение проекторов в образовательных учреждениях и офисах почти одинаковая. 

Также никто не помешает вам проецировать на стену, если она более-менее белая.

Проектор в домашнем кинотеатре — как правило используется экран, натянутый на жесткую рамку. Энтузиасты также используют покрашенную стену, хотя темы красок для экрана я в этой статье касаться не буду. Еще один распространенный случай: допустим вы хотите изображение во всю стену, но поперек комнаты проектор не встает, а если ставить вдоль комнаты, то там окно. В этом случае можно закрывать окно моторизованным рулонным экраном во всю стену. Моторизованные рулонные экраны хороши и для гостиных, так как позволяют трансформировать помещение в домашний кинотеатр только на время просмотра. В таком случае вы, возможно, захотите встраиваемый в потолок экран. Здесь следует отметить, что существуют рулонные экраны с натяжением. Натяжение позволяет сделать поверхность экрана идеально ровной, избавившись от малейших искажений изображения.

Проекция на витрину магазина — вам потребуется наклеить на стекло пленку обратной проекции.


Фото изогнутого проекционного экрана SHENZHEN SMX Display

Сшивка изображения и маппинг. Здесь единое изображение проецируется несколькими согласованными проекторами. Очень помогает когда проекторы обладают встроеннной поддержкой Edge Blending (бесшовное соединение двух изображений) и возможностью коррекции геометрии изображения для проецирования на выпуклые или вогнутые поверхности. В качестве экрана можно использовать здание министерства обороны (маппинг на здания). Если вы хотите создать симулятор авиалайнера, то можете использовать большой вогнутый экран или даже проецировать на стены комнаты, создав обзор 270 градусов, а если надо — и все 360 градусов, используя 4 проектора.

Как видите, в качестве экрана может работать практически что угодно, поэтому руководствуйтесь своими задачами и пожеланиями — в большинстве случаев вам нужно лишь зафиксировать где-то экранное полотно нужного вам размера. А вот само экранное полотно — тема отдельного разговора.

Вообще говоря, когда речь идет о покупке экрана бюджетного уровня, может оказаться, что основную часть стоимости экрана вы отдаете за каркас — не стоит рассчитывать на какой-то «прирост качества изображения». Вполне возможно, что покрашенная хорошей матовой белой краской стена даст даже лучшее качество изображения, чем недорогой покупной экран.

Черная рамка

Скорее всего, изображение проектора не будет до миллиметра совпадать с формой экрана. Рамка как бы отрезает выступающую за границы часть изображения и производит эффект большого телевизора, которым для зрителя становится экран. Некоторые производители экранов для домашнего кинотеатра производят экранные рамки с очень тонкой окаемкой — как дань современным тенденциям в мире телевизоров. 

Есть у рамки и еще одна существенная роль. Если проецировать на большое полотно экрана без рамки, то будет видно, где начинается изображение проектора — черный цвет будет немного ярче, чем пустой экран, и вы будете обращать внимание на то, что у проектора черный цвет не идеален. А в полной темноте вам покажется, что даже самые дорогие проекторы засвечивают черный, хотя контрастность при этом может быть запредельной. Рамка не позволит вам обнаружить границу изображения, поскольку сама будет является ею. Все, что внутри рамки, воспринимается «как есть» и не сравнивается с окружающими объектами.

Некоторые экраны позволяют регулировать область проекции, закрывая неиспользуемые участки черной материей. Это полезно, к примеру, тем энтузиастам домашнего кино, которые смотрят фильмы форматов 2,35:1 и 16:9 на экране формата 2,35:1. При просмотре 16:9 на таком широком экране скрывание (masking) черных полос по бокам будет весьма кстати.

Историк Клим Жуков рассказывает об истории пехоты

Есть множество ситуаций, когда приходится проецировать на экран без окаемки, дибо когда изображение не вписывается точно в форму экрана. Пожалуй, это не будет иметь особого значения в школьном классе или на выездной презентации. 

Размер экрана — зависимость от яркости

Размер экрана ограничивается не только размерами помещения. Наиболее существенным ограничителем размера экрана является яркость проектора в том режиме цветопередачи, в котором вы его будете использовать, а не максимальная заявленная. К примеру, заявлено 3000 люмен, но может оказаться, что цвета на максимальной яркости — не очень. Вы переключаетесь в более точный режим, а там — 2500 люмен. 

Самые серьезные ограничения яркость проектора накладывает в освещенных помещениях. Да, существуют какие-то стандартные, проверенные варианты — к примеру, типичный офисный проектор — около 3000 люмен, а типичный экран — от 80 до 100 дюймов.  Это довольно стандартный вариант для школьного класса или переговорной комнаты. 

А вот если вы вдруг захотите рассчитать требуемую яркость проектора в освещенном помещении, то вам не обойтись без люксметра. Дело в том, что вы как заказчик должны определить, какой уровень контрастности вы хотите получить в освещенном помещении — от этого будут зависеть и размер экрана, и яркость проектора.

Люксметр измеряет освещеность поверхности проектором или лампами освещения. К примеру, освещенность поверхности экрана без проектора 50 люкс. Это довольно ярко. Теперь включаем проектор и выводим белый экран на это же место — освещенность теперь 500 люкс. Значит контрастность изображения = 500/50 = 10:1. 10:1 — нормально для презентаций (если вы скажете, что не нормально — значит нужен проектор поярче или экран поменьше). Теперь отодвинем проектор назад — белый цвет стал 250 люкс. Значит, контрастность изображения — 5:1. Это минимальная граница того, что я считал бы нормой, если речь идет о презентациях. 3:1 — это самый нижний уровень, обеспечивающий минимальную разборчивость. Преимущество проектора — это масштабируемость и гибкость, но злоупотребить этим в условиях сильного освещения не стоит.

Отмечу, что такой метод измерения контрастности предполагает, что у вас белый матовый экран или белая стена, поскольку люксметр повернут к проектору и не учитывает отражающие свойства поверхности экрана. Об этом мы еще поговорим.

Куда менее радикально яркость проектора ограничивает размер экрана в темном помещении. Здесь стараются не «переборщить» с яркостью, чтобы сохранить глубину черного цвета. У некоторых проекторов для домашнего кинотеатра элитного сегмента имеются средства, позволяющие плавно снизить общую яркость проектора. Обратите внимание: не в ущерб контрастности (в отличие от регулировки параметров изображения «яркость» и «контрастность»). Это достигается регулировкой яркости лазера (если проектор лазерный) или ручной настройкой диафрагмы. Максимум, что здесь могут предложить недорогие проекторы — это переход в экономичный режим лампы. 

Выражу свое личное мнение: можно в несколько раз занизить максимальную яркость по сравнению с рекомендуемым уровнем и все еще получить приятное глазу изображение — глаз все равно подстроится под более низкий уровень яркости. И, все-таки, нельзя передать солнечную летнюю сцену, не имея адекватной яркости — эффект будет уже не тот. И я уже не касаюсь темы HDR — для HDR эффекта нужно явно больше яркости, чем для обычного просмотра.

Поскольку в настоящем домашнем кинотеатре во имя сохранения глубины черного стремятся заглушить все лишние источники света в помещении, то контрастность изображения становится все ближе к максимальным возможностям проектора. В домашнем кинотеатре способ определения требуемой яркости будет иным, нежели при установке проектора в школьном классе или другом освещенном помещении — мы смотрим только на яркость изображения.

Когда мы говорим о люменах, речь идет скорее не о яркости, а о мощности проектора — яркость изображения будет зависеть от размера экрана и других факторов. Просто сравните яркость изображения проектора на 3000 люмен на экране диагональю 27 дюймов и 130 дюймов. Думаю вы понимаете, о чем я. Люмены — это «световой поток». «Яркость» — это немного другая единица измерения, причем часто в домашних кинотеатрах используют американский вариант — «фут-ламберты», хотя еще есть «ниты» (канделы на квадратный метр). Считается, что у обычного HD домашнего кинотеатра должна быть яркость от 12 до 22 фут-ламберт. Оптимальным кто-то считает 14, кто-то — 16 фут-ламберт. Я ранее уже обратил внимание на то, что у поверхности экрана могут быть различные параметры отражения. Очевидно, на сером матовом экране изображение будет менее ярким, чем на белом. Таким образом мы плавно подошли к теме «коэффициента усиления» экранной поверхности.

Но перед тем, как это сделать, предлагаю вашему вниманию цифры, которые я когда-то взял из таблицы одного из производителей элитных экранов, где указано соответствие светового потока в люменах яркости в фут-ламбертах для матового экрана с усилением (gain) 1,0.

Световой поток проектора (люмен)

диагональ экрана
80 дюймов (16:9),
фут-ламберт

диагональ экрана
100 дюймов (16:9),
фут-ламберт
диагональ экрана
130 дюймов (16:9),
фут-ламберт
5002012,87,6
6002415,49,1
7002817,910,6
8003220,512,1
900362313,6
10004025,615,1
11004428,216,7
12004830,718,2
13005233,319,7
14005635,821,2
15006038,422,7
1600644124,2
17006843,525,8
18007246,127,3
19007648,628,8
20008051,230,3

 

Как видно из таблицы, для экрана диагональю 130 дюймов световой поток проектора в точном режиме должен быть от 800 до 1500 люмен (оптимально 900-1100 лм), а для экрана диагональю 80 дюймов — даже менее 600 люмен.

Коэффициент усиления (Gain)

Неотъемлемым атрибутом экранного материала является так называемое усиление (gain) — число, сообщающее, во сколько раз экран усиливает яркость изображения для сидящего по центру зрителя. Принято считать, что у матового белого экрана усиление будет 1,0 (хотя может быть и 0,9).

Предположим, у вас проектор в точном режиме дает 700 люмен. При Gain 1,3 это будет восприниматься как 910 люмен, а при усилении 0,8 — как 560 люмен. Таким образом, данный коэффициент в той или иной степени позволяет управлять яркостью изображения на стадии выбора экрана. 

Матовый белый экран

Матовый экран — это такой экран, который (в идеале) равномерно рассеивает свет во все стороны. Это значит, что при просмотре под любым углом изображение выглядит почти одинаково ярко. По умолчанию лучше предположить, что пользователю нужен обычный белый матовый экран.

В качестве примера идеальной матовой поверхности экрана я предложил бы плотный лист матовой фотобумаги. К сожалению, в реальности нет гарантий, что поверхность экрана будет столь же хороша — особенно этого не следует ждать в бюджетном ценовом сегменте. К типичным проблемам недорогих матовых экранов можно отнести:

1. Гранулированность поверхности — поверхность обладает своей текстурой, которая может быть заметна зрителю. Отсюда и более дорогие экраны «совместимые с 4K».

2. Эффект блескости — напоминает иней. Если присмотреться, при ярком освещении вы можете различить на поверхности экрана редкие точечные отблески.

3. Несмотря на то, что полотно заявляется как матовое, оно может обладать небольшой неравномерностью яркости (световым пятном).

4. Баланс белого (оттенок) может чуть отличаться от идеально белого.

Все эти качества связаны с тем, что экранное полотно должно быть одновременно дешевым, прочным, без проблем сворачиваться и разворачиваться для транспортировки. Поэтому даже качеству простейшего белого матового экрана есть куда расти.

Сказанное ни в коем случае не должно вас отпугнуть от покупки недорогих экранов. Я считаю, что самый дорогой проектор все равно сможет раскрыть свой потенциал с самым дешевым матовым экраном. 

В контексте сказанного повторю, что покрашенная качественной матовой краской стена может оказаться даже лучшим экраном, чем бюджетный экран. И, безусловно, не следует рассчитывать на то, что каждый продавец поймет, о какой такой блескости или световом пятне может идти речь у экрана, на котором написано «матовый белый». Просто знайте, что матовый белый экран может стоить разных денег — значит и качество будет различным.

Если усиление (gain) 0,8 и ниже, то речь идет о сером экране. В простейшем случае это серый матовый экран — он может оказаться полезен лишь тем, что отсекает лишний свет, не влияя на контрастность. Такой экран имеет смысл в том случае, если у проектора имеются излишки яркости — снижая яркость, вы улучшаете черный цвет на темных сценах (хотя я давно не видел чтобы кто-либо их применял на практике). Важно не переборщить и не сделать картинку блеклой.

Экраны с большим усилением (gain)

У экрана с усилением 1,1 и более поверхность начинает приобретать «глянцевые» свойства — падая на экран, свет отражается не во все стороны равномерно, а как у зеркала — больше света отразится по принципу «угол падения равен углу отражения». К примеру, проектор стоит слева — картинка станет ярче справа. Ну а если зритель и проектор расположены примерно в одном направлении (что, скорее всего, так и есть), то зритель увидит более яркую картинку, чем дал бы матовый экран, ну а сидящие сбоку — менее яркую. Но прелесть данного типа экранов еще и в том, что...

Вообще, что происходит в случае с матовым экраном? 

При наличии в помещении включенных источников света, при просачивании света через шторы, а также при переотражении света проектора от стен и других поверхностей обратно на экран, нежелательный свет попадает на темные участки изображения, ухудшая контрастность.

Контрастность — это отношение яркости белого к яркости черного (например 500:10 = 50:1) — в случае с нежелательной засветкой яркость белого и черного увеличится на одинаковую величину, а контрастность — уменьшится (например 510:20 = 25,5:1).

Все благодаря матовому «экрану-коммунисту», который в равной степени отразил паразитную засветку во все стороны, в том числе — на зрителя.

Если у экрана большой gain, то внешний свет, падающий сбоку, имеет тенденцию отражаться не равномерно, а по принципу «угол падения равен углу отражения». К примеру, свет пришел из бокового окна и ушел в стену с противоположной стороны, а не на зрителя — туда ему и дорога. Это приводит к увеличению контрастности изображения.

Однако, побочными свойствами экранов с высоким коэффициентом усиления является большая неравномерность яркости по экрану — может появиться световое пятно в центре экрана (центр ярче, чем края).

При просмотре сбоку яркость также снижается. Для определения оптимальной зоны просмотра используется параметр "half gain", или «угол половинного падения яркости». Он позволяет определить допустимое положение зрительских мест — считается, что падение яркости в 2 раза все еще допустимо.

К примеру, если прислониться к экрану спиной, вытянуть руки и начать раздвигать их в стороны, то угол между руками и будет «half gain». К примеру, если сказано, что HG = 90 Градусов, то разведите руки на 90 градусов — это и есть зона, где можно располагать зрительские места. По ее краям яркость будет 50% от центра.

Экраны повышенной контрастности

Они же "ALR экраны" (ambient light rejecting screens, блокирующие фоновую засветку экраны).

Как правило, это довольно дорогие полотна. Они многослойные — слои могут содержать различные микроструктуры, либо являться оптическими фильтрами. Сложность структуры полотна может привнести ограничения по его изгибанию и сворачиванию.

Как мы уже обозначили, производители экранов пытаются блокировать фоновую засветку увеличением «gain» — боковой свет отражается не равномерно, а преимущественно вбок, а свет со стороны проектора — преимущественно на зрителя.

ALR экраны — это следующий шаг. Зная предположительное местоположение проектора и зрителя, можно отражать с большим усилением только свет, падающий с этого направления, а весь остальной свет необходимо любыми способами поглощать или отражать в сторону. 

Сев перед таким экраном, он, вполне вероятно, покажется вам серым — он темнее, чем лист бумаги, поскольку падающий сверху и сбоку свет не отражается на вас. Но затем вы включаете проектор, и его свет, не рассеиваясь во все стороны, идет преимущественно обратно на вас — яркость изображения может оказаться выше, чем при проецировании на белый матовый экран. Можно представить себе, как микроскопические «катафоты» в структуре экрана возвращают свет строго в ту сторону, откуда он пришел. 

Получается, как бы, две цифры gain:

1. Усиление базового слоя — раз проектор выглядит серым, то должно быть менее 0,8. 

2. Когда проецируется белый, получается ярче, чем у матового экрана — стало быть, усиление 1,1 и более.

Колдовство! Однако, идя против природы, производители рискуют привнести в свое творение (и привносят) ряд нежелательных артефактов — может ухудшаться равномерность цветопередачи, появляться эффект «грязного окна», а в полночь из пустого экрана на вас смотрит...

Да шучу я! Посидите ночью в лесу напротив зеркала — убедитесь, что ничего такого не существует. 

Производители ALR экранов стремятся балансировать на грани заметного эффекта увеличения контрастности и отсутствия нежелательных артефактов. Чем сильнее помещение засвечено, тем заметнее эффект. В хорошо подготовленном черном помещении он может отсутствовать.

Избирательно перенаправляя на пользователя только свет, падающий на экран под определенным углом, можно, к примеру, сделать высококонтрастные экраны для ультракороткофокусных проекторов — ведь более-менее известно, под каким углом свет падает снизу на экран — надо принять этот свет и перенаправлять перпендикулярно экрану — на зрителя, отсекая остальное.

Но обычно рекомендуется расположить проектор подальше от экрана — это уменьшит световое пятно и лучше впишется в оптимальную зону с наилучшей яркостью.

Перфорированные экраны

Акустически прозрачные экраны требуются, как правило, в домашнем кинотеатре, когда центральный динамик акустической системы удобно расположить позади экрана. Для изготовления акустически прозрачного экрана в полотне проделываются небольшие отверстия. Еще один вариант — особая плетеная ткань. У такого экрана отверстия образуют зазоры между нитями. Безусловно, перфорированная поверхность может оказаться  менее гладкой. Кроме того, обычно стараются учесть тот момент, что через отверстия за экран проникает и свет — тут нужно проследить, чтобы позади экрана находилась черная поглощающая свет поверхность.


Я надеюсь, что эта статья была вам полезна и поможет вам лучше понять то, что производители пишут в характеристиках экранов. Помните, что экран лишь отражает то, что проецирует проектор — его значение не стоит переоценивать. И все же, я привел примеры ситуаций, когда экран может существенно повлиять на качство изображения. 

 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.